Новая «Угрюм-река». Юлия Пересильд в роли Анфисы Козыревой
В самом названии романа В. Шишкова есть что-то колдовское, обещающее некую тайну: «Угрюм-река». На самом деле название это образное, вымышленное. А река, описанная в романе – Подкаменная Тунгуска. Протекает в Красноярском крае и является правым притоком Енисея.
Сам писатель был в тех местах в экспедиции, и красота этого сурового края нашла отражение в его романе. Территория в те времена дикая, с суровой природой, с мощью сибирских рек и несметными запасами золота.
Перед премьерой на первом канале о красоте природы подчеркивалось особо. Операторы сняли завораживающие виды, это уже бросается в глаза в первой серии. Но живописные виды не могут и не должны возмещать актерское мастерство. Главное все же – игра актеров.
Превосходное исполнение ролей было в прежней версии «Угрюм-реки», вышедшей в 1968 году. Роль Прохора Громова исполнил Георгий Епифанцев. Потрясающее исполнение, особенно сцена сумасшествия – даже съемочная группа испытала дрожь, увидев перевоплощение Епифанцева.
Людмила Чурсина, несмотря на молодость, была очень опытной актрисой, сыгравшей четыре главных роли: фильмы «Донская повесть» (Дарья), «Весна на Одере» (Татьяна Кольцова), «Виринея», «Журавушка» (Марфа Лунина»). Режиссер Ярополк Лапшин взял в картину разноплановую, харизматичную актрису, и не ошибся. Роль Анфисы Козыревой словно для нее была предназначена. Волевая, непокорная, величественная – такой ее запомнили зрители. И представить в этой роли кого-то другого очень трудно.
Юлия Пересильд – современная, талантливая актриса – сыграла в новой «Угрюм-реке» Анфису Козыреву. В роли Громова старшего Александр Балуев, Прохора Громова сыграл молодой актер Александр Горбатов ( II ), известный по картине «Ненастье» (Серега Лихолетов).
Впрочем, все актеры картины, несомненно, талантливые, интересные. Но они играют ревность, страсть, зависть, алчность, любовь, горечь утраты… А в фильме 1968 года актеры играют эпоху. Целую эпоху. Даже не играют, они показывают то время зрителю через свои чувства, через себя пропускают.
Пожалуй, в этом и есть отличие нового фильма от прежнего. Такие шедевры как «Угрюм-река» 1968 года не «пересилить» современной постановкой. Это как в песне поется: «Нас не догонят». Так вот их не догонят. Советское кино подняло планку на такую высоту, что сегодня сделать лучше (не в плане спецэффектов, а в плане режиссерского и актерского мастерства) крайне тяжело.
Один из самых ярких образов в романе В. Шишкова и в фильме 1968 года – Анфиса Козырева в исполнении Чурсиной. Те, кто видел и помнит этот фильм, невольно проводят аналогию с современной исполнительницей этой роли. Хоть и подчеркивают создатели фильма, что новая «Угрюм-река» — это практически другой фильм, отражающий, отчасти, современную жизнь, но от сравнения не уйти, оно напрашивается само собой. И есть роли, как роль Анфисы Козыревой, которая так и остается недосягаемой, какими бы талантами не обладала Юлия Пересильд, или кто-либо другой.
Сегодня говорят, что новая картина больше понятна молодому поколению. А нужно ли подстраиваться под зрителя? Может лучше создавать без оглядки на современный мир. Тогда, возможно, и получится свое кино.
Источник
Где сейчас Анфиса из «Угрюм-реки»? Судьба Людмилы Чурсиной
Советская и российская актриса театра и кино, лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых, народная артистка СССР Людмила Чурсина может быть знакома старшему поколению наших читателей по роли Анфисы Козыревой в многосерийном историческом фильме Ярополка Лапшина «Угрюм-река», основанном на одноимённом романе Вячеслава Шишкова.
Народная артистка СССР Людмила Чурсина сыграла Анфису Козыреву в мини-сериале «Угрюм-река». Как сложилась её судьба?
Дочь офицера
Людмила Чурсина появилась на свет 20 июля 1941 года в городе Душанбе (который в то время именовался Сталинабадом). Впрочем, сама актриса рассказывала, что родилась в медсанбате, близ деревни Груздово Псковской области. Мать Людмилы села в поезд на девятом месяце беременности, и возле упомянутой деревни у неё от стресса начались схватки. Отец Чурсиной был офицером РККА, он воевал на Северо-Западном фронте, а его жена и дочь всю войну провели в эвакуации. После победы семью будущей актрисы немало помотало по всему Советскому Союзу: Алексей Чурсин служил и в Заполярье, и на Камчатке, и в Грузии.
Несмотря на частые переезды, Людмила окончила школу с золотой медалью. Становиться актрисой она не планировала и в 1959 году поехала подавать документы в МАИ, поскольку с детства имела склонность к точным наукам. Однако за компанию с подругой Чурсина попыталась поступить в три театральных вуза: ВГИК, ГИТИС и Щукинское училище. Внезапно все три заведения оказались готовы её принять, и Людмила отдала предпочтение Театральному училищу им. Щукина, где на неё, по слухам, положил глаз преподававший актёрское мастерство Владимир Этуш.
Впервые Чурсина появилась на экранах, будучи ещё студенткой: в 1961 году она сыграла безымянную швею в мелодраме «Две жизни». Начиная с шестидесятых годов за Людмилой закрепилось амплуа актрисы, играющей сильных, зачастую роковых женщин. В драме «Донская повесть» она сыграла вносящую смуту в ряды красноармейцев Дарью, в истерне «Угрюм-река» появилась в образе Анфисы Козыревой, а в детективном фильме «Два билета на дневной сеанс» перевоплотилась в бандитскую подругу Инку-эстонку.
Три мужа
Во время работы над фильмом «Донская повесть» у Чурсиной начался роман с режиссёром Владимиром Фетиным, за которого она вышла замуж в 1964 году. Ради своего мужа, работавшего на студии «Ленфильм», Людмила ушла из театра им. Вахтангова, где у неё была перспектива через пару лет стать ведущей актрисой, и переехала в Ленинград. Чурсина вспоминала, что Фетин совершенно не умел организовать быт и позаботиться о себе, а вдобавок, как и многие творческие люди, имел пристрастие к алкоголю. Чтобы помочь мужу справиться с пагубной привычкой, актриса начала пить вместе с ним, но не смогла побороть тягу Фетина к спиртному. Детей этот брак не принёс, во многом из-за того, что Людмила и Александр были постоянно заняты на съёмках. В 1981 году Чурсина и Фетин расстались, актриса тяжело переживала развод и даже собиралась наложить на себя руки.
Второй муж Чурсиной, океанолог Владимир Залитис, напротив, не брал в рот ни капли спиртного. Встретив надёжного и обстоятельного, пусть и далёкого от творчества, мужчину, актриса решила связать с ним свою судьбу и сама сделала Залитису предложение руки и сердца, о чём позднее и сожалела. Через два года Людмиле стало скучно с Владимиром и она подала на развод.
Источник
«Я боялась, что моя Анфиса не понравится Чурсиной»: Юлия Пересильд рассказывает о новом сериале «Угрюм-река»
Девятого марта на Первом канале стартует новый многосерийный проект режиссера Юрия Мороза. Картина снята по мотивам романа В. Шишкова «Угрюм-река». Она не является ремейком известного одноименного советского фильма. Новый сериал представляет собой оригинальную, более полную киноверсию произведения.
О премьере
Четвертого марта в столичном кинотеатре «Пионер» показали масштабную премьеру сериала. В тот же день Первый канал представил телесюжет, посвященный экранизации знаменитого романа. В нем звезда советского кино Людмила Чурсина дала оценку работе коллег. Известно, что Людмила Алексеевна Чурсина в далеком 1968-м исполнила роль Анфисы в многосерийном фильме Я. Лапшина. По словам звезды, ей очень понравилась игра Юлии Пересильд, актрисы, воплотившей образ главной героини в новом проекте. Людмила Алексеевна назвала молодую коллегу «очаровательной женщиной», а также необыкновенно многогранной актрисой, которая со многими задачами справляется поистине блистательно. Ее Анфиса не похожа на ту, которую сыграла сама Чурсина в1968-м. Однако Юлии также удалось создать мощный женский характер, с которым интересно будет познакомиться зрителям нового сериала.
О переживаниях Юлии Пересильд
Исполнительнице главной роли не довелось присутствовать на премьере. С телесюжетом она ознакомилась в записи. Она поделилась в своем микроблоге в «Инстаграмм», что очень волновалась по поводу того, какой будет реакция легенды советского кино на ее работу. Больше всего молодая актриса опасалась услышать нелестный отзыв Чурсиной.
Не забыть о тех, кто ушел
В своих заметках Юлия написала также, что она рада решению режиссера сохранить кадры, в которых участвует умершая два года назад актриса Катерина Дурова, исполнительница роли Клюки, прославившаяся своим участием в фильме «Фантазии Фарятьева» (1979). Актриса очень благодарна режиссеру за его решение и все приложенные творческой группой усилия оставить работу почившей коллеги в картине. Также Юлия Персильд стала одной из первых, кто почтил память актера Сергея Колтакова, воплотившего в сериале роль следователя Голубеева.
Сюжет
Действие сериала происходит на рубеже 19-20 веков в Сибири. В основе сюжета история купца Петра Громова (персонаж Александра Балуева) и его сына Прохора (персонаж Александра Горбатова), влюбившихся в одну и ту же роковую красавицу Анфису Козыреву. Для устранения соперника – родного сына отец поручает ему выполнение опасного задания: Прохору предстоит пройти для этого по всей длине бурной Угрюм-реки. Сыну удается выполнить задание. Возвратившись, он стремится добиться богатства и власти. Прохор, в юности не чуждый человеческих порывов, в погоне за богатством становится настоящим чудовищем.
Особенности сценария
В своем интервью режиссер рассказал о том, чем отличается созданная ими экранизация от советской картины. По словам Ю. Мороза, они отказались от темы классовой борьбы, лежащей в основе фильма Я. Лапшина, как неактуальной. Создатели сконцентрировались на мистической и мелодраматической линиях сюжета.
Сценаристами были придуманы некоторые ходы, а также в корне изменена мотивация Прохора Громова, главного героя, так, чтобы она стала понятнее для современного зрителя. Помимо этого, в новой экранизации есть моменты, отличающие ее от самого романа.
Так, Анфиса в исполнении Юли Пересильд становится рыжеволосой, а учительнице Кэтти (персонаж Юлии Хлыниной) предстоит влюбиться в офицера. Этой романтической линии в литературном произведении не было: идея родилась непосредственно в процессе съемок.
Источник
Анфиса Козырева
История персонажа
Анфиса Козырева — трагический персонаж произведения «Угрюм-река» советского писателя Вячеслава Шишкова. Молодая вдова, привлекшая купца Петра Громова, воспылала страстью к его сыну Прохору. Несчастная любовь, желание добиться своего любыми путями — все это привело женщину к внезапной гибели.
История создания персонажа
В произведении Вячеслава Шишкова большую роль играет природа Сибири. И это не случайно: по признанию автора, это место и сделало его писателем. Большую половину жизни он провел в северных краях по рабочим вопросам. Там же изучал колорит местного народа, его историю и характерные особенности.
Семейная сага «Угрюм-река» стала главным делом его жизни. Шишков писал роман на протяжении десятка лет с перерывами. Иногда даже перечитывал свое творение с самого начала, забывая сюжет. Первая часть произведения была опубликована в 1928 году.
В многочисленных экспедициях Вячеслав Яковлевич общался с каторжниками, бродягами, иногородними и исконными сибиряками — эти образы отложились в его памяти, а после нашли свое место в книгах: «Черный час», «Пурга», «Таежный волк» и других.
В 1911 году писатель отправляется на Нижнюю Тунгуску. Здесь он знакомится с жителями таежных селений, славящимися жизненной стойкостью и силой духа. Именно вышеупомянутая река стала прообразом вымышленной Угрюм-реки. Впрочем, некоторые герои романа также выросли из реально существующих прототипов.
К примеру, семья Громовых, а точнее, биография трех поколений была основана на легенде об известном роде Матониных. Преступная деятельность предков, золотые прииски, богатства и другие неприглядные факты — все эти обстоятельства нашли отражение в романе Шишкова.
Огромное количество действующих лиц и множество сюжетных линий позволяют рассмотреть семейную сагу в самых разных аспектах. Произведение — летопись сибирского народа и притча о том, что за все рано или поздно придется расплатиться. Кроме того, это поучительное предание о губительном влиянии денег и власти. И, конечно же, об охватившей Россию золотой лихорадке.
Шишков нашел место в романе и для любовных интриг. Среди всех женских персонажей выделяется Нина Куприянова — верная супруга Прохора, готовая приносить себя в жертву из христианских побуждений. Еще одна героиня — Марья, жена Петра. Она также не перечила мужу, даже несмотря на подозрение в адюльтере и факт избиений.
Еще одна яркая фигура в повествовании — Анфиса Козырева. Красивая, хитрая и страстная женщина запускает цикл трагических событий произведения. И хоть ее жизнь обрывается достаточно быстро, образ мертвой героини не уходит со страниц книги, продолжая мучить своего убийцу.
Образ и биография Анфисы Козыревой
Читатель знакомится с персонажем на празднике Петра Громова, устроенном в честь именин его жены Марьи. Интересно, что хозяин дома сообщил супруге, что так сильно тратится не для нее, а «из анбиции».
В основном все гости — это семейные люди. И только Анфиса Петровна Козырева выделялась среди остальных. Молодая вдова некогда прислуживала у деда Данилы горничной, а после вышла замуж. Правда, ее брак с Антипом Дегтяревым продлился неделю — новоявленный муж скончался по неизвестной причине.
Козырева решила оставить девичью фамилию и постаралась забыть этот непродолжительный эпизод в жизни.
Возле вдовы вились мужчины, одаривая женщину чрезмерным вниманием. На любые посягательства Анфиса отвечала задорным смехом, не рассматривая никого в качестве кандидата на руку и сердце.
Однако ухаживания со стороны разбогатевшего купца приняла и даже позволила Петру начать строить ей новый дом взамен старой покосившейся избы. А когда тот отправил своего сына к Угрюм-реке, почувствовала, что неравнодушна к молодому человеку.
Когда Прохор вернулся домой, то сразу понял, что отцу нравится Анфиса. Между близкими людьми вспыхивают яростные конфликты по этому поводу. Однако, несмотря на искреннюю ненависть, наличие невесты Нины и желание поквитаться за мать, юноша пал жертвой красоты молодой вдовы.
Между персонажами случился непродолжительный роман. Девушка мечтала, что Прохор непременно на ней женится, ведь она чувствовала к парню безумную любовь. Все остальные мужчины только раздражали, в особенности Петр.
Но у Громова-младшего были совершенно другие планы. Он собирался сочетаться браком с Ниной — дочерью богача Якова Куприянова, с которым познакомился в путешествии. Анфиса же была для него неким помутнением. Более того, вина перед матерью превалировала, а ненависть к отцу-алкоголику росла.
Поняв, что завидный жених «уплывает» к Нине, Козырева решилась на шантаж: пригрозила, что предоставит доказательства, обличающие преступные дела деда Данилы. Благо, что сама за время работы у него собрала компромат.
Сильно испугался Петр — он был согласен переписать на Козыреву имущество, развестись и жить с ней в законном браке. Но девушке этого оказалось мало, ей нужен был Прохор.
Ситуация накалялась, юноша понимал, что попал в капкан. Новость о внезапной гибели Анфисы разлетелась по городу. А подозрение пало на семью Громовых, ведь об интригах знали все. Однако возможные улики были уничтожены — вскоре едва выстроенный дом Козыревой сожгли.
На суде Прохор Громов обвинил в убийстве своего верного помощника — человека, благодаря которому выжил в путешествии к Угрюм-реке, черкеса Ибрагима. Но к концу романа становится ясно, что Анфису убил как раз таки горячо любимый ею юноша.
Впрочем, образ застреленной любовницы не давал молодому человеку спокойно жить. Громов-младший, как и его отец, стал сходить с ума, а в кошмарах ему являлись Козырева и Ибрагим — невольные свидетели грехопадения.
Анфиса Козырева в фильмах
Трагическую судьбу героини «Угрюм-реки» талантливо продемонстрировала актриса Людмила Чурсина в экранизации 1968 года. Красивая женщина, которая способна свести с ума любого мужчину, — такой предстала героиня в ленте. Картина Ярополка Лапшина была по достоинству оценена критиками и считается хитом советского кинематографа.
Спустя полвека после фильма, снятого по мотивам романа Вячеслава Шишкова, по заказу Первого канала «Русский проект» взялся за работу над новым сериалом. Съемки стартовали в 2019 году, а режиссер Юрий Мороз задумался о вольной интерпретации книги.
В новом кино амплуа роковой красавицы раскроет талантливая Юлия Пересильд. Зрители в отношении этого факта высказываются неоднозначно. Ярая черта в характеристике героини — некая стервозность. Такое качество персонажа вызывает некий диссонанс с внешностью актрисы. Хотя недавно вышедший фильм «Битва за Севастополь» с ней в главной роли продемонстрировал умение Юлии перевоплощаться на экране.
Источник
Людмила Чурсина: «Новую «Угрюм-реку» смотрю одним глазом»
На Первом канале продолжается показ новой экранизации романа Вячеслава Шишкова «Угрюм-река», которую зрители вольно или невольно сравнивают с советским 4-серийным фильмом Ярополка Лапшина 1968 года. Продюсеры 16-серийного новодела подчеркивают, что это первая полная версия книги, но не дословное ее прочтение.
На презентации сериала, состоявшейся накануне премьеры, глава Первого канала и сопродюсер «Угрюм-реки» Константин Эрнст отметил, что роман Шишкова, написанный еще в 1928 году, не относится к категории великих, как, например, «Война и мир». Но именно такие подходят для великих фильмов, потому что фигура писателя не давит на создателей ленты своим авторитетом.
— Это проект о том, как одно время трансформируется в другое, — объяснил Константин Львович. — Все начинается в конце XIX века, когда все старые устои рушатся и под воздействием промышленной революции и капитализма все меняется… Мне кажется, мы сейчас находимся в очень похожем периоде, когда одна эпоха разрушает все вокруг себя, меняет другую, и контуры другой еще не очевидны, и очень многие люди не справляются со временем и гибнут в нем.
Супруга продюсера, 32-летняя актриса Софья Эрнст, сыграла Нину Куприянову — единственную и любимую дочь купца-миллионщика, которая выходит замуж за Прохора Громова и безуспешно пытается его перевоспитать.
В прежней версии эта роль досталась Нине Ивановой, которая, несмотря на блестящий дебют в «Угрюм-реке», позже почти не снималась и отдала предпочтение Театру им. Ермоловой. В отличие от предшественницы Софья и в главном театре страны — МХТ — успешно играет, и много снимается, и про семью не забывает. На презентации она открыла маленькую тайну:
— В процессе съемок я вдруг обнаружила. две полоски на тесте (в прошлом году жена Константина Львовича родила ему третьего ребенка. — А. С., И. С.). Эта беременность стала неожиданной и для меня, и для всей съемочной группы… Но все вместе — оператор, режиссер и художник по костюмам — мы справились с этой задачей. Я снималась вплоть до седьмого месяца.
Исполнительницу роли Анфисы Петровны Юлию Пересильд критики ругают за отсутствие харизмы и недоумевают, почему сын и отец Громовы сходят по ней с ума.
— В старом фильме играла Чурсина — такого огня дала, такой пожар страстей раздула! Актерка Пересильд на фоне великой Чурсиной — что светлячок на фоне светила. Ну бледно! — припечатал Юлю кинокритик Лев Рыжков.
Людмила Чурсина, которая в этом году отметит 80-летие, продолжает играть в театре и сниматься в кино. На вопрос «Экспресс газеты»: «Смотрите ли вы новую экранизацию?» — ответила коротко, но ясно:
— Одним глазом. Второй пока не открываю.
В свое время Людмила Алексеевна рассказывала, как непросто ей было работать у Ярополка Лапшина. На момент съемок в «Угрюм-реке» она была замужем за режиссером легендарного «Полосатого рейса» Фетиным. Он сильно пил и безумно ревновал Чурсину. А ведь в кадре ее ждали страстные любовные сцены. Причем не с одним партнером.
Людмила Петровна — сама по себе дама довольно чопорная и распускать мужчинам руки не позволяет, но актер Георгий Епифанцев добивался правдоподобия во всем. Увы, но ни партнерам Пересильд, двум Александрам — Балуеву и Громову, ни режиссеру новинки Юрию Морозу не удалось помочь Юлии выглядеть на экране так же убедительно.
— Я снимал современную картину, а не классическую экранизацию романа, — поделился с «Экспресс газетой» Юрий Павлович. — Да, мы дописали любовные линии, смягчив классическую борьбу. Проекты такого масштаба и такой задумки случаются крайне редко в судьбе режиссера. У меня случилось.
Не обращает мастер внимания и на слова критиков, что некоторые сцены в зимней ночной тайге он «картонно» снял в павильоне, а интерьеры декораций, которые должны подчеркивать характеры главных героев, поражают своей безликостью. Мороз лишь уточнил, что он с коллегами усилил мелодраматическую и мистическую линии, а также полностью изменил мотивацию главного героя Прохора Громова, чтобы она была понятна современному массовому зрителю.
В фильме не играет жена режиссера Виктория Исакова, хотя он снимает ее практически в каждой картине. А вот для дочки — Дарьи Мороз — Юрий Павлович роль нашел.
— Мы делали этот фильм семь лет, — говорит сопродюсер Денис Евстигнеев. — Это очень много для телевизионного кино, невозможно много. И я счастлив итогу, как и тому, что этот масштабный проект — в эфире Первого канала.
Источник