Меню

Дух озера унесенные призраками

Японские легенды, которые помогут понять, кто есть кто в «Унесённых призраками»

Юбаба — это почти наша Баба Яга, а дед Камази сочетает фольклор и ругательное прозвище

Моя прошлая статья о японской мифологии, лежащей в основе одного из самых популярных мультфильмов Хаяо Миядзаки, заставила меня сомневаться, что ещё мы там могли не заметить.

Полтора месяца ушло на поиски легенд и попытки разобраться в нарисованных там существах. Надеюсь, теперь я помогу вам чуть лучше разобраться в том, что же там такое происходит.

1. Наглые бумажные птички — это сикигами

Даже если вы не боитесь птиц, вас почти наверняка встревожила сцена, в которой огромная стая бумажных птичек преследовала дракона Хаку, а потом одна из них прилепилась к спине главной героини, чтобы пошпионить. На самом деле, это, конечно, не птички и не бумажное оригами, а духи, которые тут выглядят, как существа из бумаги, но в фольклоре могут принимать любую форму.

Сикигами — существа из древней мифологии. Появились примерно в 7 веке. Считалось, что последователи определённой веры (онмиодо) умели призывать такие штуки, чтобы они служили им. В древних историях они не причиняли никакого вреда — просто сидели (довольно часто — в виде бумажной фигуры) и подслушивали. Вредить могли, только если к кому-то прилепятся. В мультфильме так и произошло: прилепившись к Тихиро-Сэн, одна такая обманом проникла в комнаты Юбабы.

2. Юбаба — это почти наша Баба Яга

Японские легенды, которые помогут понять, кто есть кто в

Многие учёные считают, что Юбаба — это версия мифологической горной ведьмы Яма-уба. Считается, что такие существа обитают в горах по всей Японии (обратите внимание, что управительница бани живёт на самых верхних этажах). С виду это довольно безобидные старушки, но если утратить бдительность, они могут попытаться вас скушать.

Откуда такая злобность? Всё из-за тяжёлой судьбы. Яма-уба становятся либо юные девушки, сбежавшие в горы после обвинений в совершении чего-то противозаконного или аморального, либо пожилые женщины, которых жестокосердные семьи бросили в горах в одиночестве, а те не захотели отдавать концы и предпочли удариться в чёрную магию.

3. Пузатый тип в лифте — это осирасама, дух редьки

Японские легенды, которые помогут понять, кто есть кто в

Нет, вы только вдумайтесь — дух редьки! Огромный антропоморфный овощ! Теперь понятно, почему у него на голове что-то похожее на тарелку. Наверное, потом превратится в салат.

Большинство исследователей считают, что Миядзаки такое существо просто выдумал. Взял название знаменитых японских кукол — Осира-сама, а потом поиграл с двойным значением слов, так что получилось вот такое.

4. Мидзути — не простой дракон, а водяной

Японские легенды, которые помогут понять, кто есть кто в

Мидзути — это водяные драконы или змеи, которые во многих японских сказаниях считаются водными божествами. Имя Хаку, как мы помним, представляет собой сокращение от Нигихаями Кохакунуси, или «Бог быстрой янтарной реки». Тихиро, кстати, повезло — ей попался добродушный экземпляр. А вообще их вид чаще ведёт себя по-другому.

Например, легенда начала 700-х годов описывает мидзути как ядовитую змею-дракона, которая сильно портила жизнь жителям окрестных деревенек. В итоге его победил человек по имени Агатамори.

5. Концепция камикакуси

Японские легенды, которые помогут понять, кто есть кто в

Камикакуси в дословном переводе означает «скрытый ками». Это вера японцев в то, что если божество рассердится на какого-нибудь человека, то оно заберёт его из человеческого мира. Родители Тихиро были наказаны за жадность (или пристрастие к западной еде, как пытался доказать мне в прошлый раз один комментатор). Поэтому они пропали из нашего мира, а Тихиро отправилась за ними добровольно.

Другой вариант понимания этой части японского фольклора — добровольное камикакуси. Если в этом мире человеку по какой-то причине не ужиться, он может отправиться в мир духов, пережить там что-то необычное и потом вернуться оттуда обновлённым. Ничего не напоминает? В начале мультфильма Тихиро очень расстроена из-за переезда в другой город. Для неё это стресс, и она, возможно, почувствовала, что ей нужно бежать из этого мира. Пережив массу приключений в потустороннем мире, она почувствовала свою силу, обрела себя как личность. В итоге она вернулась в наш мир обновлённой, более зрелой и ответственной.

Традиционно в мире японского фольклора мосты, туннели и перекрестки считаются точкой перехода между этим миром и другим. Такую же роль они играют и в мультфильме Миядзаки.

6. Огромный младенец — это герой Кинтаро

Японские легенды, которые помогут понять, кто есть кто в

Бо, огромный ребёнок Юбабы, вдохновлён японским народным героем Кинтаро. Согласно легенде, он был сыном одной из ведьм Яма-уба, которого воспитали на горе Асигара. С детства он обладал невероятной силой и был кем-то вроде древнегреческого Геракла — шатался по стране и совершал всякие подвиги.

Этот герой настолько популярен в Японии, что даже сейчас изображающие его куклы дарят сыновьям в День мальчика, чтобы наделить их такой же силой, как у него. Из одежды на нём обычно только красный харакаке — нечто вроде нагрудника или фартука. Похоже на Бо?

Кукла Кинтаро. Победа над огромным карпом - один из его подвигов (фото взято из Википедии)

Почему же тогда Юбаба так заботится о своём сыне, что изолирует его от мира? В этой детали Миядзаки, возможно, намекает на один из аспектов современного японского воспитания: склонность чрезмерно баловать детей и защищать их от любых проблем, лишая их негативного опыта, что мешает развиваться их полному потенциалу.

7. Безымянный речной дух

Японские легенды, которые помогут понять, кто есть кто в

Японский дух воды называется каппа, и он имеет зелёную гуманоидную форму, то есть внешне похож на человека. Обычно в японских легендах их изображают как бездельников, которые хулиганят и мешают нормальным людям, но Миядзаки в своём фильме показал этого персонажа по-своему, сделав акцент на теме экологии. Реку загрязнили настолько, что духа никто не узнал и все боялись его вони, а когда из него извлекли кучу мусора, он очистился.

8. Дедушка Камази — земляной паук и ещё кое-что

Японские легенды, которые помогут понять, кто есть кто в

Дед Камази, управляющий котельной, очень странен на вид. У него 6 рук, и то, как он с ними управляется, сразу вызывает ассоциации с пауком. Скорее всего, он олицетворяет собой цутигумо — земляного паука из японского фольклора. Смысл тут двойной: этим же словом в древней Японии презрительно называли представителей некоторых коренных народов, которые сопротивлялись власти японского императора. Считалось, что эти народы отсталые в своём развитии, живут в ямах, как пауки, и не понимают предложенного им счастья — подчиниться центральной власти.

Всё это сильно напоминает Камази. Он живёт, конечно, не в яме, но на нижнем этаже здания, который чем-то на яму похож. В открытую он с Юбабой (центральной властью) не конфликтует, но явно ей сопротивляется. Самый яркий пример — когда Камази защищает не только Тихиро, но и Хаку, брошенного Юбабой на погибель. Наконец, дедушка работает в бане и отвечает за подачу горячей воды. Именно такой род занятий часто выбирали те, кого обзывали цутигумо.

Ну что, узнали что-то новое?
Вам всё понятно в мультфильме «Унесённые призраками»?
Напишите в комментариях!

Жмите «палец вверх», если статья показалась вам интересной и вы хотите, чтобы Книговод в следующий раз рассказал вам о скрытых смыслах мультфильма «Ходячий замок» 🙂

Источник

Изучаем Японию по мультфильму «Унесённые призраками»

Во что одета Тихиро? Что она ест? Что значит её имя?

«Унесённые призраками» вернулись на большие экраны! Кинокомпания «Пионер» даёт зрителям возможность ещё раз насладиться одним из лучших творений Хаяо Миядзаки. И кроме того, что этот мультфильм — волшебная и красивая сказка для любого возраста, это ещё и отличный повод познакомиться с культурой и традициями загадочной Японии.

Мы хотим рассказать вам, как много можно узнать о другой стране, посмотрев всего лишь один мультик. Совместите приятное с полезным — пересмотрите мультфильм всей семьёй и расскажите детям о том, что едят персонажи, во что они одеты, что значат их имена и многое другое.

Что едят персонажи мультфильма?

Начнём с самой вкусной темы. В мультфильме очень много разных блюд, которые по ходу сюжета появляются то тут, то там. И если из японской кухни вам знакомы только суши, давайте разберёмся, что же едят герои «Унесённых призраками».

На этом кадре Тихиро держит в руках ан-пан — традиционную японскую сладкую выпечку. Это паровая булочка, внутри которой находится паста из красных бобов адзуки.

А тот белый кружочек, которым Хаку угостил Тихиро, называется онигири. Это рисовый шарик, который бывает с начинкой и без неё. Чаще всего в качестве начинки в него кладут морепродукты.

А вы когда-нибудь задумывались, чем Рин кормит маленьких угольщиков-паучков? Нет, это не просто несуществующие звёздочки. Это конфеты компэйто! Их в Японию завезли из Европы. Это маленький шарик с выпуклостями, состоящий из сахара. По сути — леденец.

В этой сцене чаепития больше всего внимания привлекает пирог, который ест Безликий. Это популярный в Японии бисквит кастелла, рецепт которого в страну завезли португальские купцы.

То, что в самом начале мультфильма ест папа Тихиро, скорее всего, ба-ван — тайский гигантский пельмень. Вместо теста у него желатиновая оболочка, но внутри — мясо.

А если внимательно посмотреть на застолье Безликого, то там можно найти много интересного.

Традиционные суши сверху (1); яки-иму — сладкий картофель, популярный фаст-фуд в Японии (2); икамеши — кальмар, начинённый рисом (3).

Теперь посмотрим на другое застолье.

Слева мазэ гохан — отварной рис, смешанный с чем-нибудь, в данном случае с горохом (1); бисквит кастелла (2); овощное рагу нишимэ, которое тушится в собственном соку (3); мэнти кацу — панированные и обжаренные во фритюре котлетки из фарша.

И если вам захотелось есть, мы не виноваты.

Что находится вокруг персонажей мультфильма?

Поговорим об архитектуре, интерьере, одежде и прочих особенностях. В этом плане мультфильм очень точен к деталям. Например, в самых первых кадрах, пока Тихиро едет в машине, около неё стоит пакет, на котором написано название магазина — «Kinokuniya». Это крупнейшая сеть японских книжных магазинов. Скорее всего, в пакете лежат учебники, купленные для новой школы Тихиро.

И кстати, не забываем, действие происходит в Японии, а значит движение здесь — левостороннее.

Когда машина семьи Тихиро заезжает на проселочную дорогу, к дереву прислонены старые ворота, которые называются «тории». Это ритуальные врата, которые стоят перед святилищами японской религии синто. Обычно они красного цвета, состоят из двух столбов, соединённых сверху двумя перекладинами. Считается, что такие врата обозначают вход в «другой, потусторонний мир» — владения ками (японских божеств), где каждый пришедший может пообщаться с духами. Ну… как говорится, вас предупреждали!

Читайте также:  Рапа соленого озера лечебные свойства

Дальше машина проезжает мимо маленьких домиков для подношений богам. Такие домики стоят рядом с жилыми домами или фермами, по поверью, в них живут духи. Люди украшают их дома, приносят им еду и питьё, чтобы те не гневались. Кажется, в этих домиках духи должны быть очень голодные и злые.

Божок, которого так испугалась Тихиро, скорее всего, символическое изображение одного из ками, но о ками мы поговорим позже.

Купальня — это традиционное для Японии место общественного отдыха, в купальни часто ходят семьями и проводят там выходные дни. Это место для мультфильма Миядзаки выбрал не случайно. «Когда я был маленьким, я обратил внимание на крошечную дверь, расположенную в главном зале бани. Несколько ночей меня одолевала мысль о том, что может за ней находиться. Я много лет мечтал сделать фильм, в котором раскрывалась бы эта тайна». И он его сделал.

В начале мультфильма мы видим чёткое противопоставление культур. Вот, например, Тихиро с мамой в европейской одежде идут по улице, украшенной красными японскими фонариками «тётин».

В мультфильме мы можем увидеть и японские традиции. Вот Тихиро разувается перед входом, входить в обуви — нарушение всех норм приличия!

Также Тихиро всегда делает традиционный японский поклон при приветствии. Кстати, насколько сильно нужно наклоняться, зависит от социального статуса вашего собеседника и ваших с ним отношений! Кому-то и кивнуть достаточно, а перед кем-то нужно под углом в 90 градусов согнуться!

В «Унесённых призраками» мы видим и традиционную одежду, и быт японцев. Вот уставшие работницы спят на татами — мате из тростника. Слева — небольшой стол, ведь трапезничают японцы, сидя на полу. Позади Тихиро ширма сёдзи — перегородка из полупрозрачной бумаги. А всё это место можно назвать шикибатон — «место для сна».

Рин хочет одеть Тихиро в новую одежду, в неё входят брюки хакама и простое кимоно. Рукава кимоно подвязаны лентой, чтобы они не мешали при работе.

В руках у работниц бани — складные японские веера сэнсу, а одеты они в более праздничные кимоно.

Что значат имена героев мультфильма?

Именам в «Унесённых призраками» придаётся очень большое значение, ведь именно имя должно помочь Тихиро вернуться домой. Но, говоря об именах и названиях, начать стоит с того, что это мы знаем мультфильм как «Унесённые призраками» (перевод с английского «Spirited away»). В то время как на родине мультфильм называется «Сэн и похищенная ками Тихиро» («Сэн то Тихиро, но камикакуси»).

И тут для владеющего японским языком зашифрована игра слов. Первые два слога вместе звучат как «сэнто», что значит японские общественные бани. И тогда название можно услышать как «Тихиро, скрытая духами в бане».

Итак, имена. Тихиро переводится как «тысяча» (первый иероглиф) и «поиск/вопрос» (второй иероглиф). Юбаба убирает второй иероглиф и оставляет только первый, который сам по себе читается как Сэн. И из «тысячи вопросов» остаётся только «тысяча».

Остальные имена тоже имеют своё значение и перевод. Юбаба — «старая банщица», Дзэниба — «денежная ведьма», Бо — «маленький мальчик», Камадзи — «старый истопник». А настоящее имя Хаку — Нигихаями кохаку нуси — хозяин Янтарной реки.

Кто эти духи?

В «Унесённых призраками» самих призраков, конечно же, очень много. И некоторые из них придуманы Миядзаки, а некоторые взяты из японского фольклора. Если точнее, не духи, а ками. Это божества синтоизма, которые, согласно японскому мировоззрению, насе­ляют весь окружающий мир: есть ками гор, ками рек, ками помойки.

Безликого придумал сам Миядзаки, его имя Каонаси («мужчина в маске»). По словам режиссёра, это «бог-бродяга, у которого нет дома и аналогов которого нет в японском фольклоре».

Смешной белый толстячок — это дух редиски Осира-сама.

Вот эти призраки, сходящие с корабля — Касуга-Сама. Невидимые духи в традиционных одеждах японской знати (сокутай) и масках. Их маски надеваются для исполнения традиционного ритуального танца под названием «ама».

Вот эти страшные существа — Уси-они. Демоны скота, всегда злобные и жестокие, обычно изображаются с головой быка.

Вот эти уточки — это Отори-сама («уважаемая приманка»).

Вот эти божки называются Онама-сама.

А прообразом этих птиц стала хитогата («кукла») — небольшой лист бумаги, сложенный в форме человеческих фигур и использующийся в синтоистском обряде Великого очищения. Гость обряда покупает заготовку, пишет на ней своё имя и кладёт в стопку с фигурками других. Во время ритуала жрец бросает все листики в реку, считается, что с собой они уносят всё невезение и болезни.

Видите, мультфильмы — это не только приятно, но и полезно! Столько нового можно узнать! «Унесённые призраками» уже в кино! Поверьте, с этими новыми знаниями впечатления от просмотра будут совсем другие!

Ещё больше интересного в нашей группе в «Одноклассниках» и ВКонтакте.

Источник

Эзотерический смысл мультфильма «Унесенные призраками»

Сегодня я предлагаю поразмышлять над смысловым содержанием еще одного мультфильма Хаяо Миядзаки «Унесенные призраками».

Мир иллюзий.

Семья переезжает на новое место жительства. Отец за рулем, не зная местности, свернул на некую странную дорогу. Они даже не поняли, как попали в какой-то иной мир. Вошли в здание, за зданием – поле. По всему полю стоят каменные идолы. Идол означает объект поклонения, где фальшивое, иллюзорное выдается за действительность. Из этого стало понятным, что они попали в мир иллюзий, а вовсе не в старый парк аттракционов. Найдя ресторан, родители буквально набросились на еду и превратились в свиней,

43

угодив из-за непомерного чревоугодия, в плен к колдунье Юбабе, которая по факту является главой чистилища. В мире иллюзий нет насыщения. Их дочь Тихиро плакала, пообещала выручить папу и маму, вернуть им человеческий облик.

Чистилище

С помощью мальчика Хако, она смогла пройти через мостик, отделяющий мир иллюзий от чистилища. На мостике встретили Безликого. Это душа человека, прожившего жизнь в каких-то пустых мечтаниях, вместо конкретных действий. Его даже в чистилище не пускали. В чистилище – купальни Абурая, отрабатывают негативные качества, мешающие душе вернуться в Эдем, где она была рождена, то есть домой. Он не наработал даже негатива: пустая душа. «Ты – « однодневка – мотылек» в своем телесном одеянии. Здесь твой практический урок, твое домашнее заданье». (Обитель «Сборник духовной поэзии»). Не выполнила его душа домашнего задания.

44

Хако, помощник главной колдуньи Юбабы, помог Тихиро попасть к деду Камази в котельную. Дед Камази – паук с тремя парами рук, руководил котельной. Это души людей, которые стараются все «держать под контролем». Здесь подогревалась вода, и готовились моющие смеси для «отмывания клиентов», то есть готовился план очищения конкретной души.

. Дед Камази посочувствовал Тихиро и дал совет: выпросить работу у Юбабы, таким образом «отработать» грех чревоугодия родителей. Работница чистилища Рин – имя ее означает величественная, неприветливая,- принесла обед. Дед Камази попросил ее помочь девочке.

Договор с Юбабой

Тихиро выпросила у Юбабы работу, подписав с ней договор. Работу колдунья дала, но с оговоркой, что она изменит имя девочки на Сэн и та не сможет вернуться обратно в мир людей. Изменив имя, мы меняем судьбу. Имя Сэн означает дух Дерева.

33

Наше имя – это наш паспорт во Вселенной, в нем заложена информация о той программе, которую мы должны выполнить здесь, на Земле. Сэн определили в помощники Рин и им дали самую грязную работу. Наступила ночь, приплыли клиенты: души – маски. Это души людей, которые не смогли сделать свой конкретный выбор и утвердиться в каком-то конкретном качестве, живя в физическом мире. Они выглядели так (надевали на себя маски), как им было выгодно. Есть такое выражение у Луули Виилмы («Душевный свет»): быть или казаться?

Дух помоек

Далее прибыл дух помоек. От него шло сильное зловоние. Рин и Сэн поручили его отмыть.

42

Сэн справилась с задачей. Безликий ей помог. Когда клиента очистили от всей грязи, это оказался сильный Дух Рек. Он в благодарность подарил спасительнице волшебный пирожок, который снимает колдовство. Дух Рек – это образ информационного русла планеты, которое загрязнено всякой неверной агрессивной информацией, разжигающей у людей ненависть друг к другу, межнациональную рознь, порождающую войны. Эфир формирует наши мысли, поэтому необходимо очистить его. «Если остынет разум, станет мертва природа, если любовь иссякнет, высохнут океаны».

Хако

Хако, по заданию Юбабы, украл у ее сестры – близнеца Дзенибы, печать. Хако добровольно попросился на работу к колдунье Юбабе, чтобы научиться колдовству, стать преуспевающим в жизни. Хако интересная личность. В нем заложены очень высокие способности: выносливость, способность на глубокие чувства, предуготована судьбой высокая цель, надо ее только интуитивно выделить из суеты существования. Но он поспешил – захотел преуспевания в жизни с помощью колдовства, прилагая минимум усилий. Условия договора с колдуньей жесткие — забыть себя настоящего. Хако боялись работники чистилища, видимо он много нехорошего делал по заданию Юбабы.

5

Чистое сердце Тихиро спасает Без-ликого от неразумного поступка: она отказывается от золота, предложенного им. Безликий теряет смысл пожирания и выплевывает все из своего нутра. Тихиро своим добрым сердечком, возвращает Дзенибе ее печать, спасает этим своего друга Хако. Он вспоминает свое имя. Тихиро, выполнив условия договора с колдуньей в чистилище, возвратила родителям человеческий облик. Они и не вспомнили своих приключений, спокойно поехали домой.

Чистота сердца и любовь одной маленькой девочки помогла многим измениться! Даже малая искра любви делает чудеса!

Вот такой чудесный мультфильм. В очень интересных режиссерских находках Хаяо Миядзаки показал связь событий нашей жизни в физическом и потустороннем мирах. Нам же всегда хочется заглянуть: а что же там, за чертой перехода?! Конечно, я не знаю японского языка: в мультфильме даже забор иероглифами сделан и еще много всяких знаков, непонятных мне. Я рассказала его так, как он мне открылся.

Смысловое содержание перехода в иной мир, очищения наших мыслей и чувств, необходимость понять свое предназначение заложенное в имени я расскажу в следующих частях размышления над этим мультфильмом.

Эзотерический смысл имен в мультфильме Хаяо Миядзаки «Унесенные призраками».

Что означает имя человека

Колдунья меняет имена при заключении с ней сделки. Зачем? В имени заложена информация о наших возможностях, о той программе — предназначении, с которой мы пришли на Землю. Это наш «паспорт» во Вселенной. Изменяя имя, человеку меняют судьбу. Юбаба дает укороченные имена, как бы лишая попавших к ней душ, их возможностей.

Читайте также:  Лебединое озеро постановка васильева либретто

30

Но она не в силах уничтожить их память совсем: как только душа вспоминает свое настоящее имя, потенциальные способности восстанавливаются. Наше имя дает нам ответы на вопросы: — кто я, что я и зачем я здесь.

Безликий

Возвращаясь назад в купальню, на мосту они увидели Без-ликого. Это душа человека, который жил ничем себя не проявляя, ничего его не интересовало в жизни, никому не помогал, ни о ком не заботился, то есть не стал личностью. Жил какими-то пустыми фантазиями – иллюзиями, не трудясь над претворением их в жизнь.

7

Он не наполнил душу ни добрыми делами, ни худыми. Про таких поговорка: ни Богу свечка, ни черту кочерга. Задача души – вернуться в Эдем, тот светлый мир, где она родилась. А возвратиться туда можно только наполнив душу светом! «За земное бытие-очищение, в чем терпение твое, в чем смирение? В заколоченном гробу сердце мается у того, чья жизнь, как звон погребения, устремления лишен, устремления! С устремленья до любви в Небо лестница». Он не подтвердил на земле данное ему имя. Оно и не сохранилось.

29

Среди работников чистилища много жаб. Это, по всей вероятности, души людей, которых в физическом мире постоянно «давила жаба», что у кого-то что-то лучше получается, кто-то что-то больше имеет и т.д. То есть доминирующими качествам этих людей были зависть и жадность.

Эзотерический смысл смерти в мультфильме Хаяо Миядзаки «Унесенные призраками».

Как переходит душа в мир иной?

Дело в том, что мы приходим в этот мир индивидуальностью: 50% генов отца плюс 50% генов матери и, главное, душа, в основе которой заложены 100% качеств характера какого-то конкретного человека, прожившего жизнь, накопившего свой опыт и передавшего его через особый механизм, который восточные учения ошибочно называют реинкарнацией. Человек, прожив жизнь, уходит из физического мира в иные миры б-е-з-в-о-з-в-р-а-т-н-о. Души, очищенные от всех земных привязок, не отягощенные негативными качествами (грехами) возвращаются в Эдем, где были рождены, наиболее светлые — в более высокие миры.

Души, отягощенные земными заботами, идут в чистилище (но не в физический мир): очистить свою личность от масок, в светлых мирах ненужных. Вспомним, как мы переходим в «мир иной»: на третий день хороним умершего человека. За это время весь опыт, накопленный в клетках человека в течение жизни с помощью 5 внешних проводников сознания (обоняния, осязания, зрения, слуха, вкуса) передается астральному телу, астральное тело передает ментальному весь опыт и растворяется. Далее до 9 дня душа адаптируется в своем новом качестве. С 9 по 40 день — прохождение мытарств ( вот почему важно осознание негатива и покаяние при жизни). В 40 день частный суд и вынесение приговора — Господь определяет место пребывания душе человека в соответствии с ее устремлениями на земле до Общего Суда над Душой всего человечества. Через год (примерное время разлажения клеток тела) отделяется эфирный проводник.

Маски

В мирах, где нет физического тела, мы прозрачны: в нас видно и все плохое и все хорошее – не скроешься. Мы помним ступени возрастания души: индивидуальность, личность, сущность. В своем желании стать личностями, мы надеваем на себя маски: благочестия, мнимой значимости, учтивости, лести, ложного смиренья, страдальца, всезнайки, правдолюбца и т.д. То есть, мы не смогли утвердиться в каком-то желаемом для нас качестве, а лишь хотим казаться такими, кому – то подражать. В данный момент хотим выглядеть такими, какими нам выгодно.

44

«С благочестивой маскою живешь, как тать, с опаскою: не вышло бы чего!» А в тайниках души имеем совершенно другие качества характера, в которых мы не имеем мужества признаться даже самим себе. В физическом мире, не просто разглядеть в человеке трусость, лень, пустословие, словоблудие, сквернословие, гордыню, самость, зависть, чревоугодие, блуд и т.д. После очистки в чистилище, вспомнишь свою истинную сущность. Только очищенная сущность, та наша часть, в которой нет тьмы, может жить в светлых мирах. Человека, достигшего такого состояния, мы называем Святым, вспомним слова из песни: «кто светел, тот и Свят». «Не зажигают в темной кельи лампаду мира и любви, там, где душа в немом похмельи влачит бесплодно дни свои». (Обитель. Сборник духовной поэзии).

Эзотерический смысл очищения мыслей и чувств человека в мультфильме Хаяо Миядзаки «Унесенные призраками»

Дух Рек

Клиент, которого из-за сильной вони и грязи, приняли за духа помойки, оказался знаменитым хозяином рек. Огромное количество мусора вытащили работники купальни из его нутра. Каким светлым и сильным стал Дух Рек после чистки!

18

Сколько грязи попадает в наши реки?! Если бы (не дай Бог) обмелели все реки на планете, что бы мы увидели на их дне? Мировая свалка! Думаю, что картина была бы покруче, чем ее изобразил Хаяо Миядзаки: в мультфильме сложно показать, сколько химических веществ сливается во всем мире в водоемы. А вода помнит всю эту информацию! Эзотерический смысл воды – информация. Сколько лживой, грязной, ненужной, откровенно фальшивой информации выплескивается в эфир ежедневно, ежечасно. Вот и рождается «дух помоек» в нашем разуме. Нужно научиться фильтровать информацию, как мы фильтруем воду для питья.

Сестры близнецы

У Юбабы – колдуньи, хозяйки чистилища, есть сестра близнец Дзениба. Живет Дзениба на самом дне болота, куда попадают наиболее «темные» души, отягченные «тяжелым багажом грехов».

После падения из Эдема, мы получили три тела дополнительно: физическое, астральное (тело желаний), ментальное (тело мысли) для прохождения обучения в мире, разделенном на добро и зло. В мире желаний (астральном) побуждением к развитию являются две силы: сила Привлекательности и сила Отталкивания.

19

Это и есть сестры – близнецы. А наш Интерес дает начало силам привлекательности и отталкивания. Что нас в жизни интересует? Куда мы направляем устремления своей души? На что расходуем силы, нам дарованные Отцом Вселенной?

Макс Гендель о чистилище

« Когда форма низменного желания привлекается к другой форме того же рода, появляется разлад в их вибрациях, вследствие чего они оказывают друг на друга разрушительное действие. Таким образом, вместо объединения и слияния зла со злом они действуют взаиморазрушающе, и таким путем зло в мире содержится в допустимых границах. Если мы рассматриваем работу этой пары сил в таком свете, нам становится понятным эзотерический афоризм: «Ложь — это и убийство, и самоубийство в Мире Желаний».

25

«Поэтому зло и злонамеренная ложь могут убить любое доброе дело, если они достаточно сильны и достаточно часто повторяются. Но и наоборот, если искать доброе в злом, это со временем превратит зло в добро. Если форма, созданная для уменьшения зла, слаба, она не будет иметь никакого эффекта и будет уничтожена злой формой; но если она сильна и часто повторяется, она будет иметь разрушительный эффект на зло и заменит его добром. Этот эффект, пусть это будет правильно понято, достигается не ложью и не отрицанием наличия зла, а поиском доброго. Эзотерик непреклонно придерживается этого принципа поиска добра во всем, потому что он знает, какой силой сдерживания зла обладает этот принцип.

И так, интерес и безразличие дают побудительный мотив к действию и являются теми пружинами, которые двигают мир. На более поздней стадии эти чувства перестанут иметь какой-либо вес. Тогда определяющим фактором станет долг.

Мы видим, таким образом, что не «мстительный Бог» создает чистилища или ад для нас, а наши собственные дурные привычки и деяния. Время и страдания наши в «чистилище» будут соответствовать силе наших желаний, от которых нужно очиститься.

39

Назначение «чистилища» в том, чтобы уничтожить вредные привычки, сделав невозможным удовольствие от них. Человек страдает точно так же, как он заставлял страдать других своею нечестностью, жестокостью, нетерпимостью и многим другим.» (М.Гендель «Космогоническая концепция»)

Эзотерический смысл выбора устремления нашей души на земле в мультфильме Хаяо Миядзаки «Унесенные призраками»

Наш выбор

Хако – юноша, помощник Юбабы. Захотел научиться колдовству, то есть обрести власть над другими. Жажда власти. Подписав с колдуньей договор, он потерял свое настоящее имя и теперь не может вернуться назад. Но он вспомнил имя Тихиро: возможно они когда – то встречались. Хако помогает Тихиро, испытывая к ней симпатию.

Юбаба заставила Хако выкрасть печать у ее сестры Дзенибы. На печать было наложено страшное заклятие: кто ее возьмет, тот умрет. Хако превращался в дракона и летал на задания Юбабы. Дзениба мстит. Под видом бумажной птички она пробралась в покои сестры и превратила ее сына в какое – то маленькое существо, а птицу колдуньи – навязчивую мысль — в комара.

17

Три прыгающие головы в комнате Юбабы — возможно образ разрозненных мыслей, которые человек не может собрать воедино: трудно сделать выбор. Если мы не можем или не хотим делать выбор, за нас это сделают другие и чаще всего в ущерб нам. Это мотив, побуждающий нас обучаться и принимать ответственность за свою судьбу на себя. Кто я? Что я? Зачем я здесь?

Три головы Дзениба превратила в ребенка Юбабы. Любимое существо Юбабы – ее ребенок, это очищенное состояние души после чистилища. Она его не выпускает в мир, чтобы не «испачкался». Но при этом и радость жизни теряется.

Вернулась Юбаба и хочет уничтожить Хако. Сэн пытается спасти друга. Идет борьба. Они с Хако – драконом падают в самый низ чистилища и попадают к деду Камази. Дед подсказывает Сэн, что Хако что-то гложет изнутри, какой-то червячок. Сэн вспомнила за волшебный пирожок, который ей дал дух реки за хорошую работу, и засунула его дракону в пасть. Из пасти дракона вылетела какая – то коробочка и червячок. Коробочка оказалась печатью Дзенибы, а червячка Сэн просто раздавила, а это, оказывается, и было заклятье колдуньи. Сэн принимает решение ехать к колдунье на дно болота, отдать ей драгоценную печать, чтобы Дзениба сняла заклятье с ее друга.

Освобождение от алчности

Хако из дракона вновь превратился в человека, но был без сознания. Рин сообщает Тихиро, что Юбаба не может сладить с Безликим и ищет ее.

20

Сэн вошла к Безликому жадине. Он протянул ей золото, но она не приняла его. Посоветовала ему возвратиться к себе домой, к папе и маме. Безликий наверно не помнил родителей, опечалился. Тихиро дала ему кусочек волшебного пирога и из Безликого стало вываливаться все, чем была наполнена его утроба. Он снова стал пустым и жалким.

Читайте также:  Озеро в самаре при

Сэм отправляется на дно болота, заколдованные ребенок и птичка с ней, Безликий тоже – ее доброе сердечко его притягивало.

Наши устремления – наш жизненный багаж

По дороге из вагона постепенно выходили люди на разных остановках: каждый со своим «багажом» отрицательных накоплений.

32

Дзениба их уже ждала. Ее очень развеселило, как Тихиро расправилась с ее «могучим колдовством» — просто раздавила червячка жадности, не дала ему прорасти в ее душе и освободила от него душу Хако и других обитателей чистилища. Всю ночь Дзениба, малыш, комар и Безликий с любовью плели тесемочку – защитный омулет для Тихиро!

6

Лучшая защита – это любовь! Прилетел дракон – Хако. Забрал всех, кроме Безликого, с собой. А Безликого колдунья оставила, ей нужен помощник по хозяйству. Он рад, что кому-то стал нужен. Безликий начнет свой путь обретения своего настоящего имени с самого дна, но он сам выбрал себе такую судьбу, живя в физическом мире. Да, выбор мы делаем здесь и с ним идем дальше по всем мирам Вселенной.

Каждый выбирает для себя

Каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку – каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы каждый выбирает по себе.

Щит и латы, посох и заплаты, меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя. Выбираю тоже — как умею.

Ни к кому претензий не имею. Каждый выбирает для себя.

Итак, начало нашего выбора жизненного пути во Вселенной — здесь и сейчас, а продолжение – там, за переходом…

Любовь срывает все колдовские печати.

Пролетая над рекой, Сэн заметила плавающую туфельку и восстановилась в памяти ситуация их давней встречи. Хако вспомнил свое настоящее имя: Хозяин Янтарной Реки! Янтарь – это застывшие капли солнца. Какое красивое имя!

15

Они вернулись к Юбабе. Сэн сердцем определила, что нет ее родителей среди выставленных свиней и, договор с колдуньей, превратился в прах. Малыш вернулся к мамочке и рассказал, как ему было весело путешествовать! Тихиро и родители вернулись в мир людей! Вот такое путешествие нам предложил Хаяо Миядзаки. Я не знаю, конечно же, точно поняла я его замысел или нет, но путешествие это незабываемое! Породило столько информации к размышлению! Особенностей менталитета японцев я тоже не знаю, но для Отца Небесного мы все едины, поэтому вся информация о смысле жизни, законах Вселенной исходят из одного источника, хоть и пишется на земле на разных языках!

Любовь это то самое волшебство, которое лечит души и возвращает их домой!

Вновь и вновь восхищаюсь гениальностью режиссерского таланта и глубиной души Хаяо Миядзаки!

Источник



10 вещей в «Унесенных Призраками», которые могут понять только японцы

Унесенные Призраками — это не только самый известный и популярный фильм Хаяо Миядзаки и студии Гибли — его также можно назвать самым насыщенным и многослойным. Эта сказка, вдохновленная приключениями Алисы в Стране Чудес, пропитана японской мифологией и синтоистскими традициями, и оттого сложно заметить все отсылки и смыслы даже после нескольких просмотров.

Сам Миядзаки придает большое значение моральному и философскому значению уроков, преподаваемых синтоизмом, и передает эти уроки своей аудитории через свои фильмы. Японским фанатам, которые выросли с очевидно большим знанием синтоизма, чем мы, гораздо проще рассмотреть мельчайшие детали этого фильма, поэтому мы тоже попробуем в них разобраться.

10 . Купальня создана под вдохновением от Тайваньского города Джиуфен

Это вроде бы такая мелочь, но она отлично демонстрирует готовность Миядзаки искать вдохновение в других культурах, а не рассматривать его философию как замкнутый японский цикл. Джиуфен — это небольшой туристический городок на севере Тайваня, увенчанный огромной и красивой старой чайной.

Архитектура этого чайного дома использовалась в качестве эстетического вдохновения для купальни в Унесенных Призраками. Именно его использовал Миядзаки для создания одного из самых замысловатых декораций во всей анимации.

9. Кашира — куклы Дарума

Вы можете помнить три странные зеленые головы, которые следуют за ведьмой Юбабой и подчиняются ей. Эти каширы созданы по образцу японских кукол Дарума. Дарума — это традиционные деревянные куклы размером с кулак, окрашенные в красный цвет, схематично изображающие человека без рук и ног.

Этим человеком был Бодхидхарма, буддийский монах, положивший начало дзен-буддийской традиции Японии. Говорили, что он медитировал девять лет, пока его руки и ноги не отвалились от атрофии. Куклы Дарума — это предметы для желаний: когда покупаешь такую, нужно загадать желание, а затем глаз куклы раскрасить черной ручкой. Когда желание сбывается, нужно раскрасить и второй глаз.

8. Использование японской концепции «Ма» (пустое пространство)

Во многих видах традиционной японской живописи большое значение придается использованию неокрашенного белого пустого пространства на холсте. В типичном европейском искусстве каждый сантиметр холста обычно плотно покрыт краской, но японское искусство не меньше ценит и пустое пространство (или ма), которое дает искусству больше воздуха — возможность дышать и находить равновесие.

То же самое происходит и в Унесенных Призраками. Миядзаки размещает такие моменты тихого уединения, рефлексии или простого покоя на протяжении всей истории, чтобы разбавить интенсивность действий и экшена. Эти моменты ма — передышка, вдохновленная традиционными японскими художниками, а также они помогают зрителям оценить дизайн и художественность фильма.

7. Акцент на уважении к старшим

Западным зрителям очень легко разочароваться в некоторых сценах Унесенных Призраками, особенно в первые десять минут, когда Тихиро — сообразительная, осторожная и уверенная девочка — вынуждена молчать и подчиняться воле взрослых. Ее родители жадные, и она предупреждает их об их жадности, но безрезультатно. Они поступают по-своему, несмотря на ее страхи и расстройства. Взрослые в купальне относятся к ней так же, заставляя ее вести себя как рабыня.

Япония придает большое значение возрастной иерархии, которая заложена в самом языке нации: нужно повиноваться и проявлять уважение к старшим, даже если не считаешь, что они правы. Можно сказать, что Миядзаки борется против этой традиции, показывая взрослых как наивных и глупых персонажей, в то время как Тихиро — та, кто находит решения и видит, что упускают другие.

6. Синтоистские боги живут во всем

Целый зверинец из персонажей и существ, которые пробираются через купальню, самых разнообразных по своему дизайну, являются ками (японскими богами) того или иного рода. Ками синтоизма, подобно пантеону греческих богов, воплощают все — от деревьев до существ, от воды до воздуха, каждая природная вещь на Земле имеет своего собственного бога или духа-хранителя.

Мы видим, как эти духи очищаются в ходе истории Унесенных Призраками. Это просто невероятно — взять концепцию богов, населяющих все вокруг, и придумать их внешний вид, чтобы отразить это. Фантазия, демонстрируемая в этом фильме, не имеет равных.

5. Синтоистские боги традиционно купались в деревенских банях

Причина, по которой так много внимания уделяется купальне, двояка: во-первых, смысл в «загрязнениях», вызванных человечеством, а во-вторых, в традиционной практике сельских жителей Японии, которые приглашают местных духов купаться в деревенских банях.

Купание имеет удивительно богатую историю и имеет большое культурное значение в Японии, так как многие горные деревни имеют свои собственные онсэн (горячие источники). Поэтому, проявляя доброту и гостеприимство, жители деревень обычно приглашали местных богов и духов принимать у них ванны (естественно, богам тоже нужно содержать себя в чистоте). Купальня здесь, в Унесенных Призраками, является продолжением этой философии.

4. Загрязнения человечества

Здесь мы подходим к главной теме Унесенных Призраками, которая на самом деле не уникальна для этого фильма и может быть найдена во многих работах Миядзаки (наиболее эффектно в «Принцессе Мононоке»). Твердо веря в добро и силу синтоистской веры (восхваление, уважение и гармония с миром природы), Миядзаки часто впадает в отчаяние по поводу состояния современного мира: истощение природных ресурсов, загрязнение водоемов и окружающей среды. Человечество загрязняет все вокруг самого себя.

Это наиболее ясно выражено в сцене, где Тихиро очищает духа реки, удаляя из него весь человеческий мусор и отходы, которые загрязнили и испортили его.

3. Безликий воплощает синтоистскую мораль

Синтоизм, как и буддизм и даосизм, очень сильно отличается от монотеистических религий иудаизма, христианства и ислама. Это делает более тонким акцент на действиях и последствиях этих действий. В синтоизме гораздо меньше внимания уделяется страху перед плохими поступками, за которые ты мог бы попасть в ад — вместо этого он поощряет быть альтруистом на Земле ради Земли.

Безликий буквально воплощает эту синтоистскую мораль, когда он, как ребенок, учится быть добрее, менее скупым и жадным, более терпеливым и понимающим. Он учится у Тихиро и в результате становится более «человечным».

2. Врата Тории представляют мир синтоистских богов

Тории — это большие красные деревянные (или просто каменные) врата, которые расположены перед святынями, храмами или святой землей. Они служат знаком того, что посетители собираются войти в место, где живут духи, в место, где можно поблагодарить и проявить уважение к ками природного мира. В Унесенных Призраками используется мотив Тории, чтобы подсказать зрителям, что происходит, когда Тихиро проходит под ними по пути в купальню и мир духов.

Эти красные ворота могут не иметь особого смысла для той части западной аудитории, что не интересовалась японскими традициями, но понимание того, что они собой на самом деле представляют, означает, что вы готовитесь к тому, что за ними точно будет происходить что-то волшебное.

1. Утеря синтоистских принципов в современной жизни

Это следует из представления фильма о загрязнении человечества. Миядзаки показывает нам не только то, что человечество своими действиями испортило и загрязнило мир природы. Люди и сами сбились с пути — вот, что является основной причиной.

Он считает, что недостаток внимания к синтоистическим порядкам привел нас на капиталистический путь — разрывать Землю и отравлять ее воды. Все это мы видим в Унесенных Призраками, когда узнаем, что Хаку на самом деле был духом реки Кохаку, которая высохла и была вымощена людьми за последнее столетие. Когда Хаку вспоминает, кем он является, Миядзаки призывает человечество вспомнить, что делает для нас мир природы, что мы ему многим ему должны и как мы виноваты перед ним.

Источник

Adblock
detector