Меню

Девочка у озера богданов бельский

Николай Петрович Богданов-Бельский, 1868-1945-русский художник.

За чтением письма

Н. П. Богданов-Бельский – русский художник, работы которого хранятся в самых знаменитых музеях мира. Его жизнь и творчество совпали с переломным моментом в истории России. До настоящего времени не существует серьезных исследований его творческого наследия. Даже в изданном в 2000 году энциклопедическом словаре «Русские художники» не упомянуто о творчестве этого выдающегося мастера.
Живописец русской деревни – так можно охарактеризовать сущность художественного почерка, которым отличался Н. П. Богданов-Бельский. Хотя он был успешным художником высшего сословия, правящая династия и царская аристократия часто заказывали у него портреты, но по-настоящему увлекала его тема простого деревенского быта. Сын батрачки из Смоленской губернии, даже поднявшись к вершинам творческого признания, видел глубокую душу русской деревни и передавал ее на полотнах своих картин.

Детство
Он был рожден 8 (20) декабря 1868 года. О матери будущего академика неизвестно ничего, кроме того что была она батрачкой и бобылкой. Церковный звонарь стал первым учителем. Под его присмотром мальчик научился читать и писать. Способности к рисованию стали проявляться в раннем возрасте – шестилетний деревенский мальчишка пытался изображать на бумаге окружающую его жизнь. Следующий этап обучения – Шопотовское начальное двухклассное училище. Здесь способного паренька увидел основатель народной школы в Татево С. А. Рачинский. Под его покровительством находилось 30 школ, в которых учились деревенские ребятишки. Высокообразованный человек, профессор Московского университета, Рачинский прилагал значительные усилия для улучшения жизни крестьянских детей. В школьной художественной мастерской он сам занимался с учениками живописью и рисованием. Два года обучения, которые Н. П. Богданов провел в этом учебном заведении, во многом определили его дальнейшую жизнь.

Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского
Первая картина
Художественная одаренность ученика была настолько очевидной, что в 1881 году С. А. Рачинский отправляет его для продолжения обучения к мастерам-иконописцам. При этом он определяет денежное содержание для своего воспитанника – 25 рублей в месяц.

Первая картина, с которой 16-летний живописец принял участие в художественной выставке, – «Еловый лес». По отзывам В. Д. Поленова и В. А. Серова, в ней все дышало натуральной простотой и красотой русского пейзажа. Художественный дебют оказался удачным и в коммерческом отношении. Картина была куплена коллекционером Сапожниковым. Спустя два года юноша начинает пятилетнее обучение в Московском художественном училище (1884–1889).
Завершение образования
Уже с 18-летнего возраста молодой художник начинает зарабатывать себе на жизнь с помощью художественного труда. Его картины продаются, и этих денег хватает на пропитание и продолжение образования. К тому же он по-прежнему получает содержание от С. А. Рачинского, который внимательно следит за судьбой своего воспитанника.

Одна картина как зеркало творчества

Отличительная черта творчества Н. П. Богданова-Бельского – это почти фотографическая точность в передаче деталей на его полотнах. Примером может служить описание картины «Виртуоз». Богданов-Бельский изобразил на холсте группу деревенских ребятишек, которые увлеченно слушают игру юного балалаечника. Тщательно, с филигранной дотошностью художник прописывает мельчайшие детали незамысловатой деревенской одежды своих героев. Увлеченное музыкой выражение детских лиц, березовая роща, отрешенность подростка, играющего на балалайке, – картина Богданова-Бельского «Виртуоз» насыщена деталями, которые открывают внутренний мир ее героев. И такой «документальный» подход к передаче деталей прослеживается почти во всех творениях великого художника.

Виртуоз

За давностью лет Невероятно, но до настоящего времени не существует полного каталога картин признанного мастера. Его работы были вывезены в разные страны. Хотя большинство полотен хорошо известны не только специалистам, но и широкой зрительской аудитории. Однако до сих пор возникают споры о периоде написания того или иного полотна. Считается, что уже упомянутая картина Н. Богданова-Бельского «Виртуоз» написана художником в 1891 году. Но ряд исследователей творчества живописца считает, что она была создана в более поздний период, примерно в 1912–1913 годах. Это период творчества, который прошел в деревне Островно, близ озера Удомля. Одна из жительниц села, которая родилась в 1903 году, – Агафья Ниловна Иванова – была в числе детей, которых художник изобразил на этой картине.

Чаепитие

И это только одна загадка среди череды белых пятен, которые сопровождают любое жизнеописание живописца. Художник Богданов-Бельский, картины которого известны во всем мире, еще только ожидает своего заинтересованного биографа.
Последний год жизни В 1944 году состояние здоровья великого художника заметно ухудшилось. Из-за этого пришлось выехать в Германию, где он проходил лечение в одной из Берлинских клиник. Однако усилия немецких медиков не принесли выздоровления. Великий живописец Н. П. Богданов-Бельский ушел из жизни в возрасте 77 лет. Смерть русского художника прошла почти незамеченной – Германия проигрывала войну. Берлин готовился отражать атаки приближающейся Красной Армии. Это произошло 19 февраля 1945 года. Его последним пристанищем в эмиграции стало русское кладбище Тегель на окраине немецкой столицы.

Источник

«Мирская чаша» жизни и творчества художника Н.П. Богданова-Бельского (+ГАЛЕРЕЯ КАРТИН)

Сегодня, 6/19 февраля 2015 года, исполняется 70 лет со дня кончины одного из лучших русских художников XX века Николая Петровича Богданова-Бельского (1868–1945), оставившего после себя прекрасные образы Святой Руси.

Мы называем имя художника Николая Петровича Богданова-Бельского (1868–1945), и рядом с ним неизменно встает образ его покровителя и учителя С.А. Рачинского. Портретист, действительный член Академии художеств Н.П. Богданов-Бельский стал, наверное, самым известным учеником профессора, педагога-просветителя С.А. Рачинского. Его картины «Устный счет», «У дверей школы», «Вести с фронта», «Воскресные чтения в сельской школе», портреты государя Николая II и императрицы Марии Федоровны, Святейшего Сербского Патриарха Варнавы, графини Шереметьевой, артиста Московского Художественного театра А.Р. Артёма и другие работы находятся в самых известных музеях мира.

Будущий художник родился 8 декабря 1868 года в д. Шитики Бельского уезда Смоленской губернии (ныне Оленинский район Тверской области). Поскольку он был внебрачным сыном крестьянки, то выбрал себе фамилию-псевдоним Богданов, а вторая часть фамилии – по названию родного уезда – добавится в 1905 году, при получении художником звания академика. Впоследствии живописец так вспоминал об этом: «Мою простонародную фамилию как бы облагородил сам государь, вписав ее собственноручно в диплом через дефис – “Бельский”».

Бедный деревенский пастушок Николка любил вырезать из дерева фигурки животных. Рисовал на заборах.

Эти-то рисунки и фигурки заметил профессор Рачинский

Бедный деревенский пастушок Николка, выходя в поле с коровушками, любил вырезать из дерева фигурки животных. Рисовал на заборах. Эти-то рисунки и фигурки доморощенного художника заметил профессор Рачинский, который в то время оставил университетскую кафедру в Москве и занялся в родном Бельском уезде устройством школ для крестьянских детей. Он попросил мальчика нарисовать свой портрет, и в этом рисунке увидел незаурядный природный дар пастушка.

Рачинские взяли Николая в татевскую школу, где он учился с 1878 по 1882 год, и оставили его жить в своем доме как члена семьи. В школе народного учителя С.А. Рачинского дети изучали закон Божий, толкование Псалтири, обучались церковному пению, постоянно участвуя в церковных службах. Грамматику начинали изучать с церковно-славянского языка, по арифметике Рачинским был разработан учебник «1001 задача для устного счета», которому и сегодня сложно найти аналоги, а ботанику дети изучали по редким растениям, привезенным Рачинскими из разных стран и высаженным в усадебном парке. Учителя и ученики татевской школы дважды ходили за сотню верст в паломнический поход в Нило-Столобенскую пустынь. Для детей было несказанной радостью, когда жители сел, принимавшие их на обед или ночлег, просили спеть молитвы, почитать Псалтирь. Останавливаясь на привале, ребята делали пейзажные зарисовки. Первыми уроками рисования были эти походы и для Николки.

Читайте также:  Какова площадь самого большого озера в мире

Дальнейшее обучение будущего художника в иконописной школе при Троице-Сергиевой лавре, а затем с 1884 года – в Московском училище живописи, ваяния и зодчества осуществлялось стараниями учителя Рачинского и полностью за его счет.

Московское училище живописи воспитало таких выдающихся художников, как братья Маковские, В.Г. Перов, И.М. Прянишников, И.И. Шишкин, С.П. Боткин… Учителем Богданова-Бельского в пейзажном классе был В.Д. Поленов, в фигурном – И.М. Прянишников, в натурном – Е.С. Сорокин и В.Е. Маковский. Работы юного живописца привлекали внимание его учителей, отмечались наградами.

16-летним юношей Богданов-Бельский приехал в Татево, много писал, живя в доме Рачинских. Надо сказать, что почти все его пейзажи и картины 1890–1900-х годов, а также портреты деревенских детей написаны художником здесь, на родине, в старинном селе Татеве. И потом, уже в эмиграции, художник будет возвращаться памятью в этот яркий, песенный, самобытный крестьянский мир родного села и воспроизводить его на своих картинах – для потомков, для истории.

Пейзаж «Еловый лес» отметили и Поленов и Левитан

Увидев пейзаж «Еловый лес», написанный Богдановым-Бельским в Татеве, профессор В.Д. Поленов заметил: «В вашей картине меня пленят простота и внутренняя красота пейзажа. Ваш лес живет и дышит – это главное». Одобрил картину и Левитан, заметив особые настроения во всех работах Николая на московской выставке, где впервые участвовал юноша. Тогда были проданы пять картин Богданова-Бельского на 325 рублей. «Еловый лес» купил известный фабрикант и коллекционер картин В.Г. Сапожников.

С 18 лет Николай Петрович жил своим трудом, он отказался от ежемесячной субсидии в 25 рублей, высылаемой ему Рачинским. Но учитель продолжал помогать материально, а еще более советами и наставлениями, которые посылал в письмах. Чтобы помочь семье художника, Рачинский подарил его матери свой хутор Давыдово в 33 десятины.

В одной из первых серьезных работ художника «Будущий инок» (1889) отразились черты реализма и натурализма, преобладавшие тогда в Московском училище живописи, но присутствовала в ней и духовная атмосфера. Она будто сходила с икон, которые художник созерцал в татевском храме, с картин мастеров «Золотого века», на которые Богданов-Бельский смотрел всё свое детство в доме Рачинских.

Картину «Будущий инок» юноша писал для получения звания «классного художника». И за этим сюжетом он отправился в Татево. Придя на урок в школу Рачинского, Николай обратил внимание на мальчика лет четырнадцати с грустными задумчивыми глазами. Той зимою он, молясь, выстоял Литургию в Троицкой церкви, причастился и ушел из села. Юношу нашли через две недели в зимнем лесу. Он смастерил себе шалаш, питался припасенным хлебом и был полон решимости стать отшельником. Душа его рвалась от мира, житейских радостей и забот, но он не догадался спросить совета у людей духовно опытных.

Этот случай побудил Богданова-Бельского написать картину «Будущий инок». Во время напряженной работы над картиной Великим постом с художником даже сделался обморок. Картина понравилась учителю Рачинскому, но сам живописец был ею недоволен и по дороге в Москву думал, не бросить ли картину в лесу. Возле Ржева сани Богданова-Бельского опрокинулись в сугроб, и он обрадовался, что картина испорчена. Но она лежала невредимой далеко от саней.

За картину «Будущий инок» Н.П. Богданов-Бельский получил Большую серебряную медаль и звание «классного художника»

В 1889 году Николай Петрович представил работу «Будущий инок» в экзаменационный комитет и получил за нее Большую серебряную медаль и звание «классного художника».

В 1890 году бессарабский помещик Кристи помог начинающему живописцу осуществить путешествие в Константинополь и паломничество на Афон. Богданов-Бельский усердно работал в монастырской гостинице, беседовал в Свято-Пантелеимоновском монастыре с монахами, записывал свои наблюдения за природой. Здесь состоялось знакомство с художником Филиппом Малявиным, который шесть лет был послушником и трудился в иконописной мастерской на Афоне.

О своих впечатлениях от всенощного бдения в соборе Богданов-Бельский писал в письме Рачинскому, что он стоял в оцепенении, когда на середину собора вышли на литию 60 старцев-иеромонахов с зажженными свечами. Поразила его и красота ночного Эгейского моря, которое он запечатлел на своих этюдах «У берегов Афона», «Морской прибой».

На сильном морском ветру художник простудился и даже подумывал стать послушником и иконописцем в афонском монастыре. Может быть, тогда им была написана икона святого Андрея Тотемского. Но иконописцем Богданов-Бельский так и не стал, ему дано было стать портретистом, певцом детского мира.

С 1890 года художник принимал активное участие в работе Товарищества передвижных художественных выставок, а с 1895 года стал членом Товарищества. «Выставки эти, – писал Богданов-Бельский в журнале «Перезвоны» (Рига, 1925), – имели громадный успех. Между обществом и нами была полная гармония, одни и те же интересы, одна идеология объединяла нас». Течение передвижников началось с протеста молодых художников против «мертвящего» искусства Академии художеств. Молодежь из Академии отказалась писать картину на Золотую медаль по заданной теме и во главе с И.Н. Крамским оставила академию, организовав в 1863 году сборную артель. Представителями передвижников были В.Г. Перов, И.Н. Крамской, И.Е. Репин, И.И. Шишкин, В.И. Суриков, В.Е. Маковский. Меценаты П.М. Третьяков и К.Т. Солдатенков в то время поддержали художников, которые много путешествовали по России, одно время во главе с известным критиком В.В. Стасовым.

Реалистичные картины Богданова-Бельского «Переселенцы», «Проводы новобранца» (1898), «На пароме», «Вести с войны. За чтением газеты» (1905), «Новые хозяева» (1913) передают нам быт предреволюционной России, народные думы и чаяния лучше любых исторических фактов и цифр. Но главными героями его картин остаются крестьянские ребятишки. Живописные работы «Новая сказка» (1891), «У дверей школы» (1897), «У больного учителя» (1896), «Проба голосов» (1899), «Дети за пианино» (1918) открывают нам искренние, чистые детские образы – будущее России, в которое верилось художнику. И не случайно. Те мальчишки, что толпятся возле учителя на картине «Устный счет. В народной школе С.А. Рачинского» (1895), станут фронтовиками и партизанами в Великую Отечественную войну, а сын одного из них станет героем Афганской войны. Но об этом отдельный рассказ.

Стоит отметить, что в качестве пропаганды «темного царства» дореволюционной России, как правило, в учебниках и альбомах тиражировали картину Н.П. Богданова-Бельского «У дверей школы», на которой изображен мальчик в лохмотьях, нерешительно заглядывающий в класс. А такие работы, как «Ученицы», «Именины учительницы» (1910), «Деревенские друзья» (1912–1913) и многие другие изображения нарядных и опрятных, явно не бедных крестьянских детей, несправедливо отодвигались в запасники народной памяти.

В 1894–1895 годы Н.П. Богданов-Бельский живет в Петербурге, обучаясь в Академии художеств, работает в мастерской у И. Репина, участвует в выставках в Париже (1909) и в Риме (1911) – с картиной «Именины учительницы». Работы художника публикуют журналы «Нива», «Художественные сокровища России», «Столица и усадьба»; приобретают Третьяковская галерея, Русский музей, художественные музеи Архангельска, Алматы, Нижнетагильска, Омска, Самары, где они хранятся и поныне.

Императрица Мария Федоровна пожелала приобрести уже проданную Солдатенкову картину «Будущий инок». И тут на помощь пришел Рачинский. Он обратился к Победоносцеву, который телеграфировал Солдатенкову, что государыня будет очень благодарна ему, если он переуступит ей картину.

«Почту себя счастливым, если государыня императрица возьмет у меня картину Богданова-Бельского», – телеграфировал Солдатенков, а художнику попенял: «Ну ладно, Бог простит, а все же картины мне жаль!»

На деньги, вырученные от продажи картины «Воскресные чтения в сельской школе», художник поехал в Париж, где занимался живописью в студиях Ф. Кормона и Ф. Коларосси, работал с Е. Лансаре и А. Бенуа. Затем путешествовал по Германии и Италии. По-моему, ничуть не унылая жизнь была у русских художников. В письмах своему воспитаннику С.А. Рачинский рекомендует ему изучать не только французскую живопись, но и русское искусство, особенно творчество В. Васнецова.

Читайте также:  Озеро рица рисунок карандашом

Около 1900 года художник гостил на даче композитора А. Рубинштейна в Петергофе. По просьбе великого князя Сергея Александровича Романова, губернатора Москвы, Богданов-Бельский написал портрет великого князя Дмитрия Павловича, двоюродного брата императора Николая II. Мальчику тогда было 10 лет.

«Судя по вестям из Петербурга, большой успех (на передвижной выставке. – И.У.) имеет портрет графини Шереметьевой работы моего художника. Заказала ему свой портрет императрица Мария Федоровна», – пишет С.А. Рачинский в марте 1899 года В.В. Розанову. А в июне того же года сообщает: «Живописец мой пишет портрет императрицы-матери. Государыня к нему удивительно добра. Между прочим, она, тронутая его рассказами, сделала одному из моих учителей (Глуховскому) прекрасный подарок – фисгармонику. Это в нашей жизни произвело сенсацию еще большую, чем рескрипт». (Рачинский имел в виду рескрипт императора Николая II, пожалованный татевскому учителю за его просветительскую работу.)

В 1903 году Богданов-Бельский заканчивает Академию художеств, в 1905 году ему присвоено звание академика, а в 1914-м он становится действительным членом Академии художеств.

Весной 1904 года художнику заказывает написать портрет государь Николай II. Император посмотрел несколько композиций, которые художник сделал с его портретов, и пожелал быть изображенным на фоне белой колоннады Александровского дворца, в форме английского драгунского полка, над которым тогда шефствовал. Художник отыскал мундир, а морской офицер К.Т. Солдатенков, похожий фигурой на императора, согласился позировать.

С государем Богданов-Бельский встретился в 1906 году

С государем Богданов-Бельский встретился в 1906 году. Сохранились сведения, что во время писания портрета художник рассказывал ему о жизни крестьянских детей, об их усердии в учении, о выдающемся учителе С.А. Рачинском, который уже был знаком царю по письмам Победоносцева. Портрет художник закончил в 1908 году. Тогда же состоялась последняя его встреча с государем в Петергофском дворце. Император пожал художнику руку со словами: «Очень доволен. Благодарю. Я надеюсь, что эта ваша работа будет не последней».

С 1913 по 1918 год Богданов-Бельский был председателем Общества А.И. Куинджи, который в 1910 году завещал обществу свой почти миллионный капитал. На эти средства оно устраивало выставки, художественные конкурсы, награждало лучших учеников Академии художеств, помогало армии в Первую мировую войну.

Значительный период творчества Богданова-Бельского был связан с Удомельским краем (Тверская область), где он проводил летнее время с 1907 года – на даче Аракчеевых в Удомле, в усадьбе Ушаковых на озере Островно, а в военный 1920 год жил на даче художников «Чайка», спасаясь от голода огородничеством и охотой. В окрестностях Удомли часто работали художники И.И. Левитан, К.А. Коровин, И.Э Грабарь, В.К. Бялыницкий-Бируля, А.В. Моравов. В Удомельском крае Богдановым-Бельским были написаны картины «Девочка с фонарем» (1908), «Дети» (1910), «Девочка среди берез» (1919) и другие. В Островно художник дружил со священником Д.М. Беневольским. Обладая прекрасным баритоном и знанием церковной службы, он пел в местной церкви, охотился на куропаток и тетеревов.

Воспитанник церковной школы Рачинского, русской школы живописи, академик Богданов-Бельский не принял Октябрьскую революцию и новую власть, ниспровергавшую тысячелетний христианский уклад жизни и русскую классическую культуру. Особенно он был возмущен тем, что крестьянство, на котором всегда зиждилось благополучие государства, бездумно уничтожалось: раскулачивалось, вынуждено было уходить на заводы и фабрики, оставляя привычный труд на родной земле.

После Октябрьского переворота художник еще участвовал в передвижной выставке 1918 года, в Первой государственной выставке искусства 1919 года.

Но в 1921 году по приглашению своего друга художника Сергея Виноградова уехал в Ригу, где прожил до 1941 года.

И в Риге творчество Богданова-Бельского оказалось востребованным. В декабре 1921 – январе 1922 годов в Художественном музее Риги проходила персональная выставка художника, которую помог организовать директор музея – выпускник Петербургской Академии художеств В.-К.Ю. Пурвит. Среди полусотни произведений Богданова-Бельского были представлены портреты К. Станиславского, Ф. Шаляпина, К. Коровина и другие картины. Многие работы с выставки «ушли» в личные коллекции. Так, местонахождение большинства из них на сегодняшний день остается неизвестным.

Почти каждое лето Н.П. Богданов-Бельский проводил в восточной части Латвии – Латгалии, в имении М. Вощиной, дочери писателя А. Жемчужникова, где были созданы целый цикл картин «Дети Латгалии», пейзажи Латвии и натюрморты. Но и тема трагичной русской истории не оставляла художника, в 1924 году в Риге им написана картина «Бывший защитник Родины». На ней изображен офицер русской армии, который вместе со своим Отечеством и службой государю потерял смысл жизни. Он продает газеты на рижской улице. Сидя под тусклым фонарем, читает последние известия о происходящих в мире событиях, на которые, увы, повлиять уже не может.

На первую советскую выставку в Америке в 1924 году Н.П. Богданов-Бельский предоставил более десяти своих картин. Как отмечала пресса тех лет, вместе с произведениями И. Грабаря, Б. Кустодиева, М. Нестерова, С. Виноградова, В. Поленова и других известных художников они составили яркое, красочное зрелище отечественного искусства. Огромный успех русские художники имели и на крупнейшей выставке в Праге в 1928 году. У Богданова-Бельского тогда было куплено девять работ, одна из них приобретена Пражской национальной галереей. В 1929 году на выставке русской живописи в Копенгагене весь первый зал был отведен под произведения Богданова-Бельского. Множество репродукций его картин украсили страницы периодической печати.

На выставке в Городском художественном музее в Риге живописец представил около 80 работ, посвященных Латгалии: «На плоту», «Деревенские мальчики», «Ребятишки на заборе», «В лодке», «На весеннем солнышке», «Лесная глушь», «Летний день»… Один из критиков писал об этой выставке: «Кажется, будто вся земля, как цветами, испещрена и населена детскими всходами, пестротой и суетой, радостью, наивностью и прелестной непосредственностью». На этой выставке была выставлена и знаменитая картина Богданова-Бельского «В церкви», написанная художником в 1939 году в Псково-Печерском монастыре, который после революции оказался на территории Эстонии. Не родную ли татевскую Троицкую церковь и детишек из школы Рачинского изобразил здесь художник, возвращаясь в давний, милый сердцу мир.

Помимо творчества Богданов-Бельский постоянно находится в центре общественной жизни Латвии, конечно же, русской жизни: он член совета Русского драматического театра и Русского клуба, один из организаторов литературно-театрального общества, член Общества охотников, участник Кружка ревнителей русской старины.

Осенью 1935 года Богданова-Бельского приглашает Сербский патриарх Варнава, воспитанник Петербургской духовной академии, с просьбой написать его портрет. Художник едет в Белград, а затем в Дубровники. Там же были им написаны и пейзажи «Русская церковь в Рагузе», «Старые ворота Рагузы», «Дорога святого Иакова в Рагузе».

В апреле 1941 года картина Н.П. Богданова-Бельского «Пастушок Прошка» (1939) участвовала на выставке в Москве. Это была последняя прижизненная выставка мастера. Война, оккупация, болезни сократили его плодотворную жизнь.

С первой женой Натальей Антоновной Богданов-Бельский разошелся в 1921 году, прожив более десятилетия. Ее образ запечатлен на некоторых его картинах: «У больной учительницы», «Именины учительницы». В дальнейшем спутницей жизни художника до конца его дней стала Антонина Максимилиановна Эрхард. Их роман в письмах продолжался с 1922 года, и только в январе 1932 года они обвенчались в православном Христорождественском храме в Риге.

В конце войны жена художника – прибалтийская немка – увезла его в берлинскую клинику на операцию. 19 февраля 1945 года во время бомбежки Н.П. Богданов-Бельский умирает. Похоронен он на русском православном кладбище Тегель в Берлине.

Читайте также:  Кто был в главной роли балета лебединое озеро

Художник в своем старании проникнуть в сущность портретируемой личности порой подобен физиологу, препарирующему лягушку. Ему равно интересны любые персоны и психотипы – и гениев, и злодеев. Тем более что сердце всякого человека, как правило, является полем битвы добра и зла. Не оттого ли в череде портретируемых у Богданова-Бельского оказались и С.А. Рачинский, и великий князь Дмитрий Павлович, и А.М. Горький, и Ф.И. Шаляпин, и немецкие генералы, и Гитлер? Как правило, портреты эти разошлись по частным коллекциям, а в музеях и в репродукциях остались картины, отразившие эпоху и особый «почерк» живописца. У современника Богданова-Бельского писателя Михаила Пришвина есть прекрасный образ – «мирская чаша». Писатель размышлял так о своей душе, которая вбирала все исторические перипетии эпохи, переплавляла всё человеческое зло в свет и радость. Такой же «мирской чашей» видится мне и творчество Богданова-Бельского. Художник не оставил потомков, но и сегодня продолжают жить сотни запечатленных им образов детей.

Глядя на картины Богданова-Бельского, представляется татевская школа и урок устного счета, что изображен на всемирно известной картине, находящейся в Третьяковке. Вспоминается и маленький домик в глубине села Татева, ныне сохранившийся, где была написана художником картина «У больного учителя». Учитель этот – Серяков Аркадий Аверьянович, ученик С.А. Рачинского, заменивший его после кончины профессора в 1902 году, а также ровесник и односельчанин художника. Все они – родные по вере и по духу люди.

В своих воспоминаниях Н.П. Богданов-Бельский писал: «…на дорогу меня вывел Рачинский. Учитель жизни. Я всем, всем ему обязан».

Сегодня, когда мы в поисках себя во многом возвращаемся к прошлому отечественной истории, картины Богданова-Бельского остаются наглядным свидетельством неповторимого русского быта и национального характера.

Источник

«Ученицы», Богданов-Бельский — описание картины

Ученицы — Николай Петрович Богданов-Бельский. Холст, масло. 167 x 138 см
Николай Петрович Богданов-Бельский художник интересной судьбы – человеческой и творческой. Выходец из бедной российской глубинки, сын бобылки, не знавший отца и живший у дяди из милости. Но, имея твердость в характере, желание стать настоящим художником, а также счастливое участие в его жизни великого педагога Рачинского Сергея Александровича, сделали Богданова-Бельского известным живописцем.

Рачинский необыкновенный человек своего времени. Он родом из польских дворян, у него прекрасное образование, ученый, математик, ботаник, профессор в университете Москвы. Но самое важное, что он сделал в жизни, это открыл народные школы. В них получили возможность учиться простые крестьянские дети. Они обучались основам наук, изучали церковно-славянскую письменность, математику, ноты.

Богданов-Бельский провел два года в такой школе, но воспоминания о ней, теплые и добрые, остались с ним на всю жизнь и воплотились в серию картин о сельских детях-школьниках.

Так, в 1901 году появилась одна из его простых по сюжету, но наполненных душевностью картин — «Ученицы». Две девочки сидят на скамейке в ожидании урока. Девочки-крестьянки, об этом говорит их одежда. Богданов-Бельский с такой тщательностью выписывает свои картины, что по ним можно изучать жизнь, быт и одежду русских крестьян.

Ведь так действительно одевались в деревне в начале двадцатого века – домотканые юбки или сарафаны, простая белая рубашка со сборками, сверху кофточки, головы покрыты платками, православный крестик на шее. Из украшений — тоненькая скромная вышивка на рукавах да яркий поясок сарафана.

Но это не повседневная одежда, девочки принаряжены, вся одежда чистая и новая. Поход в школу для них праздник.

Автором аккуратно выписана каждая деталь одежды учениц, до малейшей клетки на юбках и цветов на кофте, до букв на книге, до трещинок и потертостей шкафа, на который опираются сидящие.

Одна из них полностью увлечена и погружена в чтение. Другая, оторвавшись от книги, погрузилась в мысли, задумчиво глядя вдаль. Возможно, она пытается уяснить прочитанное, ведь сколько нового открывается для человека после встречи с героями книг. А может просто отвлеклась, думая о своем.

Лица девочек скромны и прелестны. Автор просто любуется ими, их чистотой и искренностью. По словам самого Богданова-Бельского, он столько времени проводил в деревне, наблюдал за крестьянскими детьми, что полюбил их всем сердцем за их пытливость и доверчивость, за даровитость и непосредственность.

Он считал очень важным получение образования для них, простых крестьян, и своим творчеством он всячески продвигал эту мысль. Картина «Ученицы» тому подтверждение.

Благодаря таланту живописца, такой простой сюжет не оставляет зрителей равнодушными. Хочется остановиться и созерцать эти милые лица, рассматривать каждую деталь, задумываться о том какова была жизнь крестьянских детей в то далекое время.

Вместе с автором прочувствовать его доброе отношение и любовь к простому народу, а особенно к детям, благодаря которым его творчество стало вечным. Ведь пока есть на свете улыбки детей, картины Николая Петровича Богданова-Бельского будут всегда востребованы.

Источник



Богданов-Бельский картины

Самые известные картины художника Николая Богданова-Бельского с названиями, биография художника.

Николай Петрович Богданов-Бельский (1868-1945) — великий русский художник. Работал в жанре реализм и импрессионизм, известен жанровыми картинами, портретами, пейзажами русской природы.

Николай Богданов-Бельский считается одним из самых прославленных российских живописцев, художников-передвижников. Художник из народа знаменит своими жанровыми картинами, в которых изображал жизнь и быт обычных российских крестьян.

Н. П. Богданов-Бельский родился 8 декабря 1868 года, в деревне Шитики, Смоленская губерния. Искусству живописи обучался сначала в иконописной мастерской Троице-Сергиевой лавры, затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Также обучался в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств. В России его учителями были такие прославленные художники, как Владимир Маковский, Василий Поленов, Илларион Прянишников, Илья Репин. Своё мастерство они передали настоящему гению живописи, который впоследствии создал немало шедевров, покоряющих воображение и современных зрителей, ценителей высокой живописи. Также обучался живописи в Париже, работал в других странах мира.

Богданов-Бельский стал действительным членом Императорской Академии художеств, председателем Общества имени Куинджи, а также членом художников-передвижников (Товарищество передвижных художественных выставок).

Великий русский художник умер 19 февраля 1945 года в Берлине. Здесь, с тяжёлой болезнью, он лежал в Берлинской клинике. Похоронен на русском кладбище Тегель, Берлин.

Картины Николая Петровича Богданова-Бельского сегодня считаются шедеврами мирового значения. Находятся в крупнейших музеях мира. Его картины можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее (Москва), Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), Пражской национальной галерее, Музее русского импрессионизма (Москва) и других.

Удивительный художник часто обращался к повседневным сценкам из жизни простых людей российской глубинки. Его картины настолько душевные, трогательные, точные, натуральные, естественные, что просто не могут не оставить след в душе. Живопись этого художника понимают даже те зрители, которые далеки от живописи. Образы его картин чистые и понятные. Посмотрев на героев его картин, можно увидеть в них самих себя, своих родных, друзей. Сюжеты его работ настолько чистые и ясные, что с первого взгляда можно понять, что происходит на картине, прочувствовать атмосферу и замысел. Чем больше погружаешься в картину, тем больше пропитываешься её эмоциями, ощущаешь радость или грусть, приятную ностальгию или даже ощущение первооткрывателя, который увидел нечто такое, что ещё больше открыло ему глаза на человеческую природу.

Здесь вы можете увидеть собрание или галерею работ Николая Богданова-Бельского. В собрании представлены как самые известные работы автора, так и картины, с которыми вы могли быть не знакомы ранее. Все картины представлены с названиями.

Источник

Adblock
detector