Меню

Давайте определим понятия озеро

§ 27. Воды суши: реки и озёра

Озёра

Озеро — это ещё один водный объект, который каждому знаком.

И тем не менее дадим его определение: озером называется замкнутый водоём, занимающий естественное углубление на поверхности Земли.

Слово «естественный» в данном случае означает, что углубление возникло в результате природного процесса. Если же такое углубление имеет искусственное происхождение, то есть создано человеком, то занимающий его замкнутый водоём будет называться прудом. Или водохранилищем.

Существуют озёра проточные, через которые протекают реки, впадающие с одной стороны и вытекающие с другой стороны озера, и бессточные. В бессточные озёра реки только впадают, но ни одна не вытекает. Почему же такое озеро не переполняется водой? Бессточные озёра чаще всего встречаются в районах с жарким климатом, поэтому судьба попадающей в них воды понятна — она просто испаряется. Бессточные озёра отличаются от проточных химическим составом воды. Они, как правило, солёные (рис. 153). А проточные озёра всегда пресные.

Бессточное солёное озеро в Андах

Самое большое озеро планеты настолько велико, что его даже называют морем — Каспийским. Каспийское море — бессточный водоём. А значит, вода в нём какая? Солёная, конечно. Как в море.

Тогда почему оно считается озером? Очень просто. Вспомните-ка: что такое море? Это часть океана, имеющая с ним связь через пролив. То есть море никак не может быть полностью оторвано от океана. Связь обязательно должна быть. А вот озеро — это замкнутый, то есть полностью окружённый сушей, водоём. Посмотрите на карту. Видите? Каспийское море никак не связано с океаном, а со всех сторон окружено сушей. Значит, это озеро. Хотя размерами, солёностью оно неотличимо от моря. Да и глубиной тоже.

Каспийское море занимает третье место в мире среди озёр по глубине. Но всё-таки не первое. А самым глубоким на Земле является озеро Байкал (рис. 154). Глубине его могут позавидовать некоторые моря: 1642 м — это не шуточная глубина! Не все моря могут похвастаться такими глубинами!

Озеро Байкал

1. Река — водный поток, протекающий в выработанном им углублении — речном русле. Исток — это место, где начинается река. Устье — это место, где она заканчивается. Река вместе со всеми своими притоками образует речную систему. В зависимости от скорости течения различают горные и равнинные реки.

Река (равнинная, горная), речной бассейн, исток, водораздел, устье, озеро (проточное, бессточное)

1. Какие виды природных вод относят к внутренним водам суши? 2. Дайте определение понятию «река». 3. От чего зависит высота водопада? 4. Что такое озеро? 5. Назовите самое большое и самое глубокое озёра планеты.

А теперь более сложные вопросы

1. Почему площадь бассейна реки, как правило, больше, чем площадь, занятая её системой. 2. Почему река не может вытекать из моря? 3. Чем отличаются проточные и бессточные озёра?

Поработаем с картой

1. Покажите на карте площадь бассейна реки Амазонки. 2. Покажите на карте исток и устье рек Волги, Лены, Миссисипи.

1. Река НЕ может брать начало из:

а) болота;
б) озера;
в) моря;
г) родника.

2. По сравнению с устьем исток всегда расположен:

а) на большей высоте над уровнем моря;
б) на меньшей высоте над уровнем моря;
в) на такой же высоте над уровнем моря;
г) нет правильного ответа.

3. Проточные озёра отличаются от бессточных:

а) размерами;
б) цветом воды;
в) глубиной;
г) вкусом воды.

Источник

Урок по теме «Озера»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

лицей № 14 имени

Урок по теме «Озера»

Тип урока – комбинированный.

Задачи и цели урока – познакомить учащихся с миром озер; с понятием озеро, озера сточные и бессточные, типы озерных котловин; с чудом природы – оз. Байкал.

Убедить учащихся в необходимости охраны озер, т. е изучить новую тему «Озера».

Но до изучения темы проверить знание д/з с помощью цифрового диктанта, задействовав учащихся всего класса по теме « Подземные воды и реки»

Оценить деятельность учащихся при изучении темы « Озера»

Образовательные задачи урока:

1) Дать определение понятию « озеро», «озера сточные и бессточные».

2) Дать сведение об образовании озерных котловин. Заполнить таблицу.

3) Выявить значение озер в природе и хоз. Деятельности человека.

Воспитательные задачи урока: воспитание чувств любви к малой родине; учусь видеть боль в природе – охрана озер; формирование экологической культуры.

Развивающие задачи урока: продолжить формирование умений работы с картой, учебником, тетрадью, таблицей.

Методы и формы учебной деятельности: фронтальная беседа с учащимися об озерах, работа с таблицей, учебником, физической картой и атласом.

Оборудование: учебник, тетрадь, физическая навесная карта, атласы, картинки изображений озер, типов озерных котловин.

Домашнее задание: параграф 38 учить. Таблица в тетради, контурная карта, придумать правила поведения в природе.

Цифровой географический диктант

4.Водоносный слой 11

5.Межпластовые воды 10

7.Источник (родник) 8

8.Речная система 7

10.Речной бассейн 5

11.Водоупорный слой 4

12.Подземные воды 3

14.Водопроницаемый слой 1

1. Место впадения реки в другую реку, озеро, море, океан.

2. Слой, пропускающий воду.

3. Слой, насыщенный водой.

5. Река с притоками.

6. Место выхода грунтовых вод.

7. Слой, не пропускающий воду.

8. Вода водоносного слоя, лежащего между двумя водоупорными

Читайте также:  Рыбные озера новосибирской области

9. Пониженная часть речной долины.

10.Углубление в речной долине, где течёт река.

11.Река, впадающая в более крупную реку.

12. Местность, с которой вся вода стекает в одну реку.

13. Падение реки с высокого уступа.

14. Воды, находящиеся в земной коре.

С. Есенин в 1914 году проникновенно написал об озере:

Выйду на озеро, в синюю гать,

К сердцу вечерняя льнёт благодать….

или в 1910 году

Выткался на озере алый свет зари,

На бору со звонами плачут глухари….

Байкал как зеркало лежит

Гора в него глядится

То туча воды затемнит,

То солнце в них лучится.

О нём писали :«Чаша вод»,

Да. Но какая чаша!

Когда ветра идут в поход.

И волны дико пляшут.

Как море, чаша глубока

Россия очень велика,

А вся могла б напиться.

Как образовалась озёрная чаша Байкала?

Изучение нового материала.

Показываю картинки реки и озера. Чем озеро отличается от реки? Что такое озеро?

Обращаемся к учебнику, ищем определение озера.

Озеро – это скопление воды в природном углублении на суше.

Какие причины образования озер вы назовете?

Есть слово самое на Земле.

К каким озерам можно применить это слово?

Самое большое озеро на Земле – Каспийское.

Самое глубокое озеро на Земле – Байкал.

Его глубина 1620 м.

Самое соленое озеро на Земле – Мертвое.

Найдите дома еще примеры озер и рек со словом самое.

Как называется углубление в котором расположено озеро?

Дайте определение озерных котловин.

Озерные котловины — углубления, в которых находятся озера.

Котловины очень разные и причины образования их тоже разные.

Типы озерных котловин (Заполняем таблицу)

Источник

Урок в 6-м классе по теме: «Озера» с использованием технологии проблемного обучения

Цель урока: выявить различия между озером и рекой.

Способствовать формированию понятия “Озеро”, раскрыть его по содержанию и объёму.

Вместе с учащимися составить схему, отражающую классификацию озёр по происхождению озёрных котловин.

Способствовать воспитанию культуры поведения на уроке.

Воспитывать уважение к мнению других учащихся.

Развивать умение слушать, анализировать и делать выводы.

Развивать умение работать с географической картой и другими источниками географической информации.

  1. Беседа.
  2. Обсуждение.
  1. Работа с географической картой.
  2. Работа в рабочей тетради.
  3. Работа с географическими картинками.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: карта полушарий, картины и таблицы с изображением рек и озёр.

Ребята, сегодня на уроке мы будем вести речь об озерах. Постараемся выяснить, что такое озеро, а также в чём сходство и отличие реки и озера. Но в начале урока немного повторим.

I. Актуализация знаний, умений, навыков

  1. Что такое река?
  2. Какие части реки?
  3. По каким признакам различаются реки?
  4. Как связаны питание и режим рек?
  5. Похоже ли поведение реки в течение года на поведение человека? Какие можно привести аналоги?
  6. Почему на реках образуются водопады и пороги?
  7. Можно ли реку сравнить с живым организмом?

На данном этапе урока использованы проблемные вопросы, требующие обсуждения.

Задание для учащихся (рассказ с ошибками).

Учащимся было дано домашнее задание – составить рассказ с ошибками о реке.

Учащиеся зачитывают составленные ими рассказы, а все остальные отыскивают ошибки, исправляют их и объясняют исправленное.

Пример. Рассказ о Волге.

Река Волга берет начало из маленького лесного родничка на Валдайской возвышенности и впадает в Чёрное море. Волга – самая длинная река мира. Течёт она по равнине медленно и величественно. У Волги много притоков, один из них Ангара. Речная долина этой реки узкая, а берега её крутые и скалистые. Воды реки используются в народном хозяйстве.

  • Проверка знаний номенклатуры. Игровой момент “Перестрелка”.
  • Отвечает ученик у доски по географической карте, другие учащиеся называют с места географические объекты.
  • Составление характеристики реки.

Работа в группах.

Задание: Используя таблицу № 6 на стр. 107 учебника Герасимовой Т.П. “География. Начальный курс”, составить характеристику реки.

1 группа – характеристика реки Волги.

2 группа – характеристика реки Енисей.

3 группа – характеристика реки Обь.

4 группа – характеристика реки Амур.

II. Географическая разминка

Индивидуальные задания: Определить по географическим координатам географический объект.

Задание оформляется в тетрадь.

Например: 52 с.ш. 108 в.д. – озеро Байкал.

В качестве географических объектов лучше использовать координаты озёр.

III. Изучение нового материала

На земной шаре располагается несколько миллионов озёр. Только в нашей стране их три миллиона, более 95% из них – пресные.

Демонстрация фотографий, картин, изображающих разные озёра. Учитель предлагает учащимся самостоятельно на основе изображений, личного опыта, дать определение понятия “озеро”, выделить основные признаки этого понятия.

Озеро – это природное углубление заполненное водой.

Озеро – это вода, находящаяся в котловине.

Обобщая высказывания детей, учитель подводит к определению понятия, отразив существенные признаки его:

  1. Скопление воды.
  2. В природном углублении.
  3. На суше.

Вопрос: Как может образоваться озеро?

Учащиеся высказывают свои предположения, затем вместе с учителем выстраивают логическую схему и делают рисунок (рис. 1).

Образование углубления — > заполнение водой — > испаряется меньше, чем пополняется.

(Данную работу можно отразить в рабочей тетради).

Озёр на земле много. Они различаются размерами, глубиной и другими признаками.

Источник

Давайте определим понятия озеро

Подробное решение Параграф §19 по географии для учащихся 8 класса, авторов Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский 2016-2018

Вспомните: Как различаются озера по происхождению озерной котловины? Почему бессточные озера бывают солеными?

Читайте также:  Вода соляных озер 4 буквы букв

По происхождению озерных котловин озера бывают тектонические, вулканические, ледниковые, старичные, карстовые и термокарстовые, запрудные.

Бессточное озеро — озеро, не имеющее поверхностного стока или подземного отвода воды в соседние водосборы. Вода в таких озерах становится солоноватой, а потом соленой. Такие озёра являются солёными или даже высохшими солончаками.

Проверим знания:

1. Дайте определения понятия «озеро».

Озеро – заполненное водой крупное естественное понижение земной поверхности.

2. Какое озеро является самым большим по площади в России, а какое – самым глубоким?

Самое большое по площади – Каспийское море, самое глубокое – Байкал.

3. Что такое болото?

Болото – избыточно увлаженный участок суши с влаголюбивой растительностью.

А теперь более сложные вопросы:

1. Почему Ладожское озеро пресное, а Каспийское – соленое?

Ладожское озеро имеет ледниковое происхождение, является проточным, поэтому вода в нем пресная. Каспийское море находится во внутриконтинентальной бессточной области.

2. Почему самыми заболоченными территориями страны являются северные районы?

Распространение многолетней мерзлоты, низкие температуры и малая испаряемость – условия для переувлажнения территории и формирования болот.

3. Как связаны между собой низинные и верховые болота?

Низинные и верховые болота имеют разное происхождение, но оба вида болот связаны с формированием торфа.

Поработаем с картой:

1. В бассейнах каких океанов расположены озера: Ладожское, Байкал, Ханка?

Ладожское озеро – Северный Ледовитый океан.

Источник



Что такое озеро (определение для детей 2 и 3 класса)? Каковы признаки озёр?

Что такое озеро (определение для детей 2 и 3 класса)? Каковы признаки озёр?

Для младших школьников подойдет такое определение — озера это впадина естественного происхождения, заполненная водой. В озерах вода находится без видимого течения, озера могут располагаться на различной высоте, самые красивые озера находятся в горах. Например вот такие озера находятся в луке Софийского хребта, что на Северном Кавказе

Как видно они имеют различную форму, находятся на разной высоте и могут быть связаны между собой протоками, которые естественно текут по направлению из верхнего в нижнее.

Озеро — это большой естественный водоем, замкнутый в берегах.

Когда вода скапливается в природном углублении на суше и не успевает испаряться, она образует озера. Озера не имеют течения, а также не являются частью Мирового океана, в отличие от рек.

В интернете даётся довольно сложное научное определение озеру, поэтому я нашла определение озера для второго класса, причём я нашла сразу два определения для второго класса и каждое из них верное.

Ещё проще можно сказать, что это котловина, заполненная водой, если не понятно слово «котловина», то я могу дать определение для слова «котловина» — это просто-напросто круглая яма, поэтому у озера нет берегов как у реки, потому что оно круглое — конечно, не абсолютно круглое — форма озера может быть и вытянутой и несколько искривлённой, но от этого суть не меняется.

Определение сказать не могу, но вот признак- это то что в озерах в отличии от морей вода пресная и озера не имеют сообщения с океаном. Хотя может и бывают соленые озера, например Каспийское море по определению можно назвать большим соленым озером. Мелкие озера вроде как все пресные.

Для начала попробуем дать определение понятия озера, которое было понятно ученикам младших классов. Озеро это прежде всего естественный, то есть не сделанный человеком, водоем, который образовался на месте углубления или впадины в земной поверхности. Так же можно сказать, что озеро не должно иметь прямой связи с океаном, лишь через реки, которые могут из этого озера вытекать — пример озеро Байкал и река Ангара, которая вытекает из него.

Теперь признаки. Тут сложнее. Признаком озера например является его естественное происхождение, но про это уже сказано. Озера могут быть маленькие и большие, мелкие и глубокие, соленые и пресные, пересыхающие в засушливый сезон и постоянно имеющие водную поверхность, с рыбой и без нее. Главное, что озеро природный объект.

Озера создаются не человеком, а природой, это самое главное.

Известно, что большинство озер, создалось более тысячи лет назад, но не все.

Есть озера и в тундре, есть и среди лесов, есть озера и в горах, среди болот. Озера бывают и соленой водой тоже.

На озере Байкал, бывает даже шторм.

Кааемо определения того, что такое озеро для учащихся младших классов, можно сказать, что озеро- это естественный водоём, образовавшийся на месте впадин местности. Озёра никак не соеденены с океаном, кроме того случая. что реки могут вытекать из озёр и впадать в океан.

Также озёра обычно пресноводны, но бывают и исключения, такие как Каспийское море и Аральское море.

Наиболее крупные известные озёра, это Байкал, Балхаш, Иссык-Куль, Онтарио и другие.

Существуют также искусственные озёра, это когда углубления, в которые собирается воды сделаны человеком, а также искусственные озёра могут возникать в результате перегораживания рек плотинами.

Для детей 2-3 класса пожалуй трудновато, но наверное будет близко к истине. Озера это водоемы, в которых вода во всех точках находится на одном уровне, или озера — это водоемы, в которых поверхность воды строго горизонтальна. Понятнее, но не очень точно «Озера, это водоемы в которых нет заметного течения».

Читайте также:  Озера материка евразия список

Окружающий мир, вроде 2 класса.

Озеро — небольшой (или большой) водоём.

Замкнутый. (Что такое замкнутая знает каждый первоклашка).

Вода в озере стоячая. Течения нет.

Признаки отличия озера от пруда (у нас в школе нужны были). Озеро естественный, созданный природой водоём, пруд — искусственный, вырытый людьми/рукотворный.

Озеро — это водоем со всех сторон окруженный сушей. Каспийское море по сути тоже озеро, хотя из-за величины его решили назвать морем.

Какая вода в озере — Соленая или нет, значения не имеет. Есть озера и с соленой водой.

Озеро — вода, заполняющая впадину в суше. Озеро образовывается без участия человека. Есть водохранилища. Их создает человек. Есть искусственные озера. Настоящее озеро создается природой. Нет выходов для рек. Нет течения.

Такое озеро есть на юго-востоке Казахстана между Карагандинской и Алмаатинской областями. Это озеро Балхаш.В западной ,более широкой и мелководной его части, вода пресная,а в восточной — солёная.Наибольшая глубина озера 26,5 метров.Площадь около 19 тысяч кв.км.

В соответствии закона ( буду писать о Украине, но в других странах должна быть такие законы) участок от 50 до 100 метров от водоема (моря, реки или озера) относится к рекреационной. Эту территорию нельзя отдавать в пользование, аренду, продавать или покупать. Доступ на этот участок земли по закону разрешен всем.

Наиболее подходит поза, при которой мужчина стоит ногами на дне, а женщина располагается лицом к нему, обвивает его шею руками, а мужчина удерживает партнершу под ягодицы. Правда в такой позе, трудно совершать сильные движения, и она не так быстро приведет к оргазму. При имущество этой позы в том, что находясь в воде, вес тела партнерши будет меньше, и мужчине будет проще ее удерживать. Однако сама идея секса в водоеме не очень удачная. Во первых вместе с членом во влагалище будет проникать вода, которая может нести в себе болезнетворные микробы. Во вторых влагалищная смазка будет смываться водой, что может сделать сношение не приятным, и даже болезненным. В этой связи, считаю, что заниматься сексом в реке не следует.

Морем называется часть Мирового океана, обособленная сушей и (или) возвышениями подводного рельефа. При этом под Мировым океаном подразумевается основная часть гидросферы Земли, непрерывная, но не сплошная её водная оболочка, окружающая материки и острова, отличающаяся общностью солевого состава. У моря должна быть связь с океаном либо другими морями хотя бы как минимум через пролив, и в этом разница между морем и озером. О́зером называется компонент гидросферы, естественно возникший водоём, то есть озёрная чаша, заполненная водой, не имеющий выхода к морю даже в виде пролива. То есть различие между морем и озером состоит в том, имеет ли водоём связь с другими морями и океаном хотя бы как минимум в виде пролива, или нет. Если связь по воде с морями и океанами есть, но на меньшем уровне (реки, каналы), то этого не достаточно, чтобы водоём считать морем. Например, Каспийское море-озеро имеет связь с Чёрным морем через Волгу, канал и далее Дон, но всё равно это большое озеро, а не море. Существенным, но не определяющим отличием является солевой состав морей и озёр. Моря и океаны сообщаются между собой, благодаря чему у них солевой состав частично уравнивается, но не совсем. В килограмме воды содержится 35 граммов солей, из которых 27,2 — обычная поваренная, 3,8 — хлористый магний, 1,7 — сернокислый магний, менее грамма сернокислый кальций. Хотя разница между морями есть: в Балтийском море 5 граммов солей на литр, в Красном — 41. А вот озёра чаще всего бывают более пресными, но встречаются и более солёные, и уравнять эти соли никак не получается, потому что нет свободного перелива воды из одного озера в другое либо из озера в океан. В Мёртвом море-озере и в озере Ассаль в Африке процентное содержание солей составляет от 34 до 35, гораздо больше, чем даже в рекордно солёном Красном море. Не определяет и величина водоёма, хотя в среднем моря больше озёр. Причина, почему моря в большинстве случаев больше озёр, состоит в том, что не очень крупные обособленные части мирового океана, по размеру сравнимые с озёрами, принято чаще называть заливами и бухтами, а не морями. И всё же отдельные озёра могут быть больше некоторых морей.

Но следует учитывать, что кроме универсального критерия существуют традиции, в соответствии с которыми различные водоёмы, не являющиеся морями, в том числе озёра, называются морями. Так, морями называются следующие озёра:

Иногда называют морем озеро Байкал.

Не на 30 метров далеко, значения там разные.

Дело в том, что в водном кодексе РФ имеется ряд ограничений и поправок на эту тему, расстояние начинается от 30 метров и до приблизительно 200 метров(для морей и крупных рек), связано это ограничение не только с евро нормами современных автомобилей, но еще и с тем фактом, что любой автомобиль колесами может испортить и повредить рельеф прибрежной зоны, а также из него могут вытечь какие-либо технические жидкости, масло, антифриз и прочее.

Источник

Adblock
detector