Меню

Что такое вольность реки

Ода вольность радищев читать краткое содержание. Ода «Вольность»: анализ произведения

История создания

Оду «Вольность» Радищев написал в 1781-1783 гг. в возрасте 32-34 лет. Трудно судить о точной дате её написания, поскольку она нигде не указана. Но в оде упоминается как длящаяся война за независимость США, которая закончилась в 1783 г.

Радищев целиком включил оду «Вольность» в «Путешествие из Петербурга в Москву». В главе «Тверь» герой-путешественник, разговаривая с автором оды, комментирует произведение.

Но в напечатанном варианте «Путешествия» Радищев оставил только 14 строф оды. Полный текст оды не был издан при жизни Радищева, увидев свет только через 100 лет после его смерти, в 1906 г. Этот текст был, очевидно, подправлен сыном Радищева Павлом. Полный неиспорченный текст был опубликован только в 1922 г.

Средства выразительности

Пушкин мастерски использовал средства выразительности в стихотворных и прозаических произведениях, и ода не стала исключением. «Вольность» читается на одном дыхании, при этом текст вызывает отклик в душе читателя, заставляет сопереживать угнетённым и испытывать презрение к властителям. Средства художественной выразительности, использованные автором:

  • Олицетворения. «Сон отягощает», «молчит закон».
  • Метафоры. «Грозой царей», «свободы гордою певицей».
  • Эпитеты. «Изнеженная», «благородный», «гибельный», «роковая».
  • Риторические вопросы. «Где ты, где ты».
  • Обращения. «Падшие рабы», «владыки», «царица», «певица», «мученик», «Злодей».

Литературное направление и жанр

Александр Радищев – философ-просветитель. В оде реализуются две просветительские теории. Теория естественного права утверждает равноправие всех людей, независимо от их социального положения. Стремление к свободе естественно для каждого человека. Но это право зачастую нарушается властью, тиранами. Теория общественного договора состоит в том, что общество должно управляться не духовенством и царями, а по взаимному согласию граждан.

В России 18 века просветительство, наложившись на классицистическое направление в литературе, превратилось в литературное направление просветительского классицизма, классицистическое по форме и просветительское по содержанию.

Жанр оды – традиционный жанр классицизма, канонический жанр высокой лирики. Для оды характерна патетика. Обычно прославляются цари, властители. Часто они превозносятся, как боги в античных одах. Но Радищев восхваляет не царя или героя, а саму свободу. В основе оды «Вольность» тираноборческий пафос. Ода – образец гражданской лирики.

Ода – лирический жанр, не предполагающий эпического сюжета, несмотря на свои значительные для лирики размеры. Автор рассуждает, при этом упоминает исторические сведения, философские достижения современности.

Центральная тема

В стихотворении «Вольность» Пушкин описывает актуальную для того времени проблему — бесправие простых граждан. Поэт выступает против абсолютной монархии, бичует её за «довольность» творящимся беззаконием, проповедует равенство и гуманное отношение к людям, воспевает свободу и торжество закона. Такова тематика произведения . Главные пороки, которые автор вскрывает в «Вольности»:

  • вседозволенность правящих особ;
  • тирания;
  • беззаконие.

Эти явления были характерны для начала и середины XIX века, и у населения не было никаких рычагов давления на монарха. Законы составлялись так, чтобы с их помощью можно было защищать интересы власти и карать простого русского человека.

Гражданская позиция в оде прослеживается довольно отчётливо. Пушкин выразил свои убеждения, не думая о том, что его может настигнуть гнев особы, восседающей на троне. Государственные проблемы волновали его больше, чем собственное благополучие. Поэт видел выход в установлении законов, которые распространялись бы на все слои общества и защищали интересы не только знати, но и бедного населения деревень.

А. С. Пушкин не просто хотел лучшей доли для населения — он призывал к переменам остальных. «Вольность» можно охарактеризовать как гимн, побуждающий к активным действиям. Поэт был уверен, что сообща можно изменить жизнь к лучшему.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения указана в названии.

Стихотворение состоит из 54 строф. В первой строфе Радищев обращается к вольности. Это слово в 18 веке означало то же самое, что современное слово свобода. Себя автор называет, в соответствии с русской традицией самоуничижения, рабом, и просит вольность претворить в его сердце тьму рабства во свет. В первой же строфе лирический герой вспоминает идеальных борцов за свободу – Брута, убившего Цезаря, и борца с тиранами Вильгельма Телля.

Во второй строфе лирический герой рассуждает о том, что свобода сопутствует человеку от его рождения, но личной свободе вредит общественная власть, закон.

В 3-6 строфах метафорически описан «образ божий на земле», воплощение справедливости. Следующие три строфы раскрывают истинную лицемерную сущность этого образа. Чудовище попирает земные власти, называя себя властью божьей. Оно исполнено лицемерия, обманывает и льстит, требует святой веры, порабощает, делает рабами страха. Царь называет это чудовище законом божьим, а мудрец – святым обманом.

В десятой строфе лирический герой обращается к Богу, подателю естественных благ, создателю закона, и не верит, что Бог доверил кому-то свой глас. Царь, образ божества, своей властью утверждает и охраняет веру, одна власть сковывает рассудок, другая – стирает волю, действуют же они сообща.

В состоянии рабского покоя невозможен прогресс. Рабство способствует лени, запустению, бесславию и коварству. Радищев возмущён огромными полномочиями царя, от которого зависит жизнь подданных: «Живёшь тогда, велю коль жить». В 13 строфе поэт предрекает царю грядущего мстителя, несущего «вольность». Стремление к освобождению ценой крови, жизни царя, с точки зрения автора – природное право, которое возведёт царя на плаху. Тогда народ воссядет на престол и будет судить венчанного им же на власть преступника.

В строфах 15-18 мститель обвиняет венценосца в том, что он восстал против него, и перечисляет, какими полномочиями и обязанностями наделён царь. Но царь забыл данную Богу и народу клятву. В строфах 19-22 описано, в чём состоят прегрешения царя, гнушающегося собственным народом.

В строфах 23-24 Радищев рассуждает о людях, чьё стремление к свободе способствовало историческому прогрессу. Он вспоминает Кромвеля, которого одновременно осуждает как злодея, сокрушившего твердь свободы, но восхищается примером, который Кромвель подал народу, казнив тирана – Карла 1.

В строфе 25 Радищев описывает отрадную для него картину: народ разрушает ненавистный ему престол и «законом строит твердь свободы», превознося дух свободы, равный Богу. В 26-29 строфах упоминаются Лютер, который, подняв луч просвещения, помирил небо с землёю, Колумб и Галилей.

В стихах 30-31 Радищев описывает мир, познавший вольность. Пастух заботится о Господнем стаде (библейская аллегория), каждый себе сеет и жнёт на ниве. В стихах 32-33 описана счастливая семья, любящие друг друга супруги, в труде и веселье проживающие свою жизнь безбедно.

В 34 стихе поэт обращается к современной ему борьбе за независимость Америки, упоминая свободных воинов и их вождя Вашингтона.

В строфах 35-37 Радищев приходит к выводу, что только после обретения свободы в государстве возможна счастливая жизнь, которая и станет наградой за борьбу. В свободной стране единый устав – устав естественности.

В строфах 38-39 описана власть без свободы, тирания, при которой разрушаются семьи, человека запугивают, принуждают выбирать между мечом и золотом, войной и нечестием.

В стихах 40-42 Радищев упоминает римскую историю: Август, «скончав граждански брани», усыпил тревожную вольность, так что народ думал, что правит сам. Радищев придерживается той точки зрения, что никакое, даже кажущееся добрым, правление царя не даёт свободы. В царской воле вмиг всё изменить, стать тираном.

В строфах 42-44 Радищев размышляет о «законе природы», которому подвластны все народы: период свободного правления всегда сменяется новой тиранией. Причина в том, что свобода превращается в рабство, когда истощается «корень её благ». Радищев сопоставляет рождение и умирание вольности в народе с естественным процессом рождения и умирания любого творенья.

В строфах 45- 46 поэт обращается к народам, которым посчастливилось испытать вольность, с призывом беречь её. В строфе 47 Радищев объясняет, что ему суждено жить в стране, лишённой вольности, но надеется, что потомки будут помнить его как человека, родившегося «под игом власти», носящего «позлащенные оковы», но первым прорицающего вольность.

В строфах 48-50 автор обращается к отечеству с надеждой, что оно не только само станет вольным, но и даст закон вольности «в окрестности». Согласно описанному в строфах 42-44 закону природы, со временем в отечестве власть ослабеет, «закона твердь шатнётся». Тогда бренное строение будет разрушено. В строфе 52 описаны несчастья, сопровождающее разрушение «великой развалины»: голод, язвы, кровавые реки, огни, зверства. Виной всему станет «лютый дух властей». Положение спасёт возникновение «малых светил», которые «украсят дружества венцем» «незыблемы кормила» отечества.

С точки зрения автора, тогда, наконец, наступит счастливое время. В строфах 52-53 противопоставлено время торжества вольности и тяжёлый период, этому предшествующий.

В 54 строфе Радищев описывает день, когда наступит свобода, как день пришествия Божьего на землю. Метафорически такое событие определено как рождение из туч блестящего дня.

Таким образом, композиция оды – это цепь исторических примеров, философских рассуждений и даже предсказаний будущего. Основная мысль оды в восхвалении вольности, которая единственная может сделать отечество, народ и самого автора счастливым. Радищев возвеличивает народ, призывает его к борьбе за свободу против тиранов, против крепостного права, уничтожающего естественное право личности на свободу.

Краткое содержание

Форму написания поэт выбрал, следуя примеру Радищева, который был для Пушкина образцом для подражания. Сначала он обращается к музе — мифическому существу. Автор называет её певицей свободы и развивает тему, говоря, что пороки должны быть повержены. Основная мысль состоит в следующем: чтобы народу жилось хорошо, воля должна сочетаться с торжеством закона.

Далее Пушкин приводит несколько исторических примеров, из которых следует, что он с одинаковой неприязнью относится и к тиранам, и к тем, кто жестоко расправился с ними. Поэт считает, что беззаконие недопустимо, независимо от того, исходит ли оно от правящих особ или простого люда. Он не согласен и с французскими предшественниками, которые убивали священников, замеченных в переодевании в церковные одежды. Уничтожение поработителей для него не подвиг, а такой же бесславный поступок, как угнетение бесправного населения. Кровопролитие может погубить и граждан, и страну в целом.

Завершая свою пламенную речь, поэт обращается к государям, к их самосознанию. Он побуждает их прислушаться к сказанному и извлечь пользу из уроков истории. Стихотворение можно назвать образцом композиционной стройности и выразительности. Средства, которые помогают передать мысли и чувства поэта, подобраны очень точно, они соответствуют смене динамики повествования.

Тропы и образы

Радищев упоминает в оде исторические события только как примеры удачного обретения народом свободы. Гражданина Радищева интересует собственная страна и современные события в ней. Потому в оде он вынужден прибегать к подтексту. То есть читатель должен был понимать, что Радищев говорит не о монархии и самодержавии вообще, а о Екатерине II, которую называет алчным гадом, а престол её надменным.

Сатирическое описание царской власти, где царь – только обнаглевший слуга народа, сопровождается сатирическим описанием власти церковной, злодея-царя поддерживавшей.

Образ народа в оде восхваляется едва ли не больше, чем сама вольность. Радищев даже называет народ господом, судьёй для царя. Труд народа Радищев считает настоящей ценностью страны. Народ, с точки зрения поэта, должен стать главным героем исторического процесса.

Аллегорично также описание будущего государственного устройства России, «содружество малых светил», Исследователи считают это прообразом федеративного государства.

Множество метафор связаны с тираническим правлением царя: «Тревожну волю усыпив, чугунный скиптр обвил цветами», «Август выю их давил», ярмо порабощенья, броня заблужденья.

Для описания положительных или отрицательных сторон жизни народа Радищев использует традиционные эпитеты, часто постоянные: златые плоды, тучные нивы, ленивый вол, надменное чело, подлая тварь, весёлые дни, надменный престол, сживая завеса нощи, кичливая и строптивая власть, кровавый пот.

Нередко Радищев пользуется библейскими метафорами. Тирания, которая всегда готова сменить вольность, называется хлябью разверстой, усыпанной цветами. Другие образы Радищев заимствует из античных источников: сравнение паросска мрамора белее, описание истукана, языческого божества.

Радищев полностью следует теории Ломоносова о трёх штилях и создаёт высокий стиль в том числе и с помощью многочисленных старославянизмов.

Источник

Что такое русская «воля»? И чем она отличается от западной «свободы»? Философ Николай Плотников рассказывает, почему Россию не понять через их противопоставление

18:54, 4 марта 2021
Источник: Meduza

Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента.

Русской культуре свойственно обостренное чувство недостатка свободы, причем свободы особого типа — «воли». Западной свободе, построенной на праве и формальном обозначении границ, противопоставляется «культура дикой природы и разгула». Если и важна для России какая-то свобода, то внутренняя — свобода духа, которую можно сохранить даже в тюрьме. Мы слышали о такой свободе от всех, кто в России подвергался политическим гонениям в прошлом; слышим и сегодня — от заключенного Егора Жукова, от заключенного Алексея Навального. Философ Николай Плотников — один из составителей большой антологии, в которой собраны основополагающие для российской культуры тексты о свободе. Специально для нашей рубрики «Идеи» он объясняет, почему большинство европейских культур хорошо знакомо с описанным выше набором представлений, но давно рассталось с ними. И почему дискуссия о политической свободе до сих пор не стала для России ключевой.

Редактор рубрики «Идеи» Максим Трудолюбов

Если исходить из того, что люди русской культуры как будто от природы склонны к тому, что принято называть волей, скорее, чем к тому, что принято называть свободой, то и власть российскому обществу нужна такая, которая силой укрощает волю, а не такая, которая — совместно с обществом, посредством законов и норм — поддерживает свободу.

Автор этого материала Николай Плотников, совместно с Светланой Киршбаум, выпустил большую антологию, где собраны ключевые для нашей культуры тексты о свободе (Дискурсы свободы в российской интеллектуальной истории. Антология / Под ред. Н. С. Плотникова и С. В. Киршбаум. М.: Новое литературное обозрение, 2020). Лучшее понимание конфликта между понятиями воли и свободы — одно из достижений этой работы.

Читайте также:  По берегам реки нил египтяне

Плотников — историк философии и культуры, получил философское образование в МГУ, где изучал Гегеля; работал в университетах Германии, специализируясь на интеллектуальной истории и истории понятий. История понятий — не просто интеллектуальная игра. Она, как можно убедиться из этого текста, вполне может поправить представления общества о собственной культуре и развеять мифы, мешающие ему развиваться. Предыдущий материал Плотникова в рубрике «Идеи» был посвящен понятиям правды и справедливости в русской культуре.

Почему это важно

По сравнению с корпусом текстов о свободе, существующим в европейской традиции, русская традиция не так велика, но очень интересна. Работая над антологией «Дискурсы свободы в российской интеллектуальной истории», нашу основную задачу мы видели в том, чтобы показать историю понятия, различая при этом понятие и опыт. С одной стороны, понятия описывают культурный и политический опыт, с другой — они сами этот опыт формируют. Когда некоторое понятие становится одним из ключевых, оно начинает играть роль «организатора» публичной сферы.

Воля без свободы

Один из важнейших сюжетов для понимания свободы в России — это отношения между словами вольность ( воля) и свобода. До конца XVIII века свобода существует в основном в церковном контексте — как перевод греческого ἐλευθερία — и означает освобождение, спасение от греха, а в смысле свободы от рабства употребляется гораздо реже. Другое слово с близким значением — вольность. Оно обозначает произвольное действие человека, свободу от рабства, а также правоспособность, например способность заключать договор. Воля нередко употребляется как синоним вольности: скажем, в указах Пугачева мы встречаем и «даю вам волю», и «даю вам вольность», причем вольность в значении «нерабство» употребляется чаще.

Лозунг «свобода, равенство, братство» впервые звучит на русском языке как «вольность, равенство и братство». Вспомним и екатерининскую «Грамоту на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства»: именно слово вольность в эпоху Екатерины — центральное понятие для обозначения социальной свободы. Слово свобода выходит из сферы церковной книжности только в эпоху декабристов и лишь впоследствии начинает доминировать в публичной дискуссии.

Воля обретает привычное нам «народное», анархистско-социалистическое значение еще позже — во второй половине XIX века — благодаря народническому движению. Тогда же и «вольность» утрачивает свою связь с семантикой свободы. Вольности во множественном числе остаются в языке только в таких выражениях, как «поэтические вольности».

Несмотря на это воля и вольность закрепляются в сознании русской образованной публики как нечто исконное, а свобода — как «перевод с французского». Этот миф закладывается в пореформенный период российской истории. Свобода оказывается основным термином освобождения сверху: в Декрете об отмене крепостного права используются только понятия свобода и освобождение. Между тем критики реформы, в том числе Александр Герцен, Николай Огарев, Николай Чернышевский, прибегают к обоим понятиям — и различают их. Они говорят о народном, стихийном, идущем из недр общества характере этого понятия, когда речь идет о воле. И подчеркивают официальный, организованный характер освобождения сверху, когда речь идет о свободе. Эти понятия, таким образом, вступают в политический конфликт.

Со временем конфликт обостряется: с одной стороны, революционная «Земля и воля» и террористическая «Народная воля», а с другой — «Партия народной свободы» или кадетская партия, основанная в начале XX века и предлагавшая организованную свободу, связанную прежде всего с реформами сверху (об этом — книга Ирины Левонтиной и Алексея Шмелева «Либеральный лексикон»).

Свобода без границ

В 1945 году русский историк и религиозный мыслитель Георгий Федотов пишет статью «Россия и свобода». «Воля торжествует или в уходе из общества, на степном просторе, или во власти над обществом, в насилии над людьми. Свобода личная немыслима без уважения к чужой свободе», — так характеризует Федотов два типа свободы и тут же приписывает русским «культуру пустыни, дикой природы, кочевого быта, цыганщины, вина, разгула, самозабвенной страсти». Так в публичной сфере окончательно закрепляется представление о том, что воля — это нечто исконно русское, а свобода — наоборот, западное.

Но чуть больше десяти лет спустя английский философ Исайя Берлин в эссе «Две концепции свободы» (1958) описывает то же противопоставление как оппозицию негативной и позитивной свободы, которая характерна и для западной культуры. «Разгул и самозабвенная страсть» Федотова, отказ от границ, полный произвол и есть то, что Берлин называет негативной свободой («свободой от»).

Берлин считает, что именно негативная свобода (русская «воля») и есть свобода в первоначальном смысле слова. Вопрос: как она может быть реализована на практике? По сути, вся дискуссия о свободе сводится к тому, где должны пролегать границы произвольного действия. Ее следующий уровень — это обсуждение общественного порядка, при котором каждый индивидуум реализует свои интересы, жизненные цели и желания в наибольшей степени. Это не свобода без границ, а свобода внутри некоторого порядка. Порядок, при котором пространство для произвольного действия достаточно велико, но при этом ограничено всем понятными правилами и нормами, называется либеральным.

Споры об ограничениях в религиозной сфере (например, о праве носить хиджаб в общественном месте) или в сфере публичного высказывания (например, о праве государств и соцсетей на ограничение «неприемлемого» контента) — это, по сути, тот же спор. Недавняя дискуссия о «деплатформинге» (блокировке аккаунтов) бывшего президента США Дональда Трампа — частный случай того же большого спора. Это не дискуссия о праве на свободу слова как таковом — это дискуссия о легитимности ограничений свободы и о принципах, в соответствии с которыми эти ограничения устанавливаются.

Почему в России была (до поправок) либеральная Конституция, но не было либерального порядка?

В русской истории немало проектов различных манифестов, деклараций прав и проектов правопорядка, в том числе либеральных. Конституция — это слово, которое обозначает две вещи. С одной стороны, это писаный текст, в котором зафиксированы права и свободы граждан. С другой — это и структура общественных отношений, которая предоставляет возможности для реализации оговоренных письменно свобод.

Один из текстов, включенных в антологию Плотникова и Киршбаум, — это статья Алексея Дживелегова «Конституция и гражданская свобода» (1905), взятая из сборника начала ХХ века «Конституционное государство». Статья посвящена тому, что для реализации прав недостаточно просто писаной конституции, даже если она принята в полном соответствии с демократической процедурой. Необходимо такое соотношение сил в обществе, которое предоставляло бы возможности для реализации принципов, заложенных в писаной конституции.

Конституции в первом и втором понимании в России, как правило, конфликтуют между собой. Так было и в советский, и в постсоветский периоды российской истории. До недавних поправок и «обнуления» у России была вполне приемлемая Конституция демократического государства. К ней были претензии, связанные с сильной президентской властью, но блок основных прав и свобод человека — до сих пор один из наиболее четко выраженных демократических, либеральных документов в политической истории России. Между тем соотношение общественных сил было таково, что заключенному в Конституции политическому порядку не дали развиться или у него не было возможности развиться.

В итоге при наличии хорошей писаной Конституции Россия подошла к ситуации почти деспотического государства. Как раз об этом пишет Дживелегов, ссылаясь на Фердинанда Лассаля и на других теоретиков конституции, говоря о том, что нужно пытаться выстраивать соотношения общественных сил, которое поддерживало бы политический порядок, фиксируемый писаной конституцией.

Внутренняя свобода без внешней

Еще одна современница Федотова и Берлина, Ханна Арендт, понимала под свободой не просто способность говорить и действовать без ограничений, но возможность говорить и действовать публично и вместе с остальными гражданами участвовать в публичном самоуправлении. Это совместное действие, в процессе которого люди берут на себя ответственность за установление порядка в своей социальной жизни, в своем сообществе граждан. Свободу приватной жизни Арендт не считала чем-то подлинным и достойным похвалы. С этим можно спорить, но это ярко выраженное республиканство. Именно такого опыта политической организации свободы в российском опыте не хватает.

Например, философ Александр Мейер в работе «Что такое свобода?» (1917) пишет, что не нужно учить свободе народ, который только что самостоятельно обрел свободу. Он начинает говорить о политической свободе, о свободе самоорганизующегося общества, но дальше вдруг переходит к свободе внутренней, духовной, к жизни в правде. Это очень типичный ход мысли, который воспроизводится во множестве работ, в том числе у Александра Солженицына в эссе «Жить не по лжи» (1974).

Различение внутренней и внешней свободы — особенность обществ, в которых нет политической организации свободы. Философ Юрген Хабермас различает в истории развития публичной сферы три этапа: доминирование придворного общества, буржуазная литературная общественность и, наконец, формирование парламентских партий.

В Англии переход от придворного к литературному сообществу, которое смотрит на общественно-политические события через призму литературных журналов, философских трактатов и религиозно-философских полемик, приходится на конец XVII — начало XVIII века. Во Франции та же трансформация длится вплоть до Французской революции, в Германии — вплоть до революционного 1848 года.

Этот период развития публичной сферы в Германии был хронологически близок к России. Разница в том, что российское общество не смогло пойти сильно дальше. Это одна из причин, в силу которых мы так любим романтическую литературу (немецкую или связанную с немецкой): она является «концептуальным резервуаром» для всех представлений о свободе и политическом мире, которые в России сохранились на протяжении всего XIX века, в начале XX века и даже в период перестройки. В этом «космосе идей и понятий» артикулируются представления о внутренней свободе, о свободе мысли и духа, которую ничто не может остановить — ни политические преследования, ни заключение в тюрьму. Отсюда до сих пор актуальный постромантический идеал поэта, писателя, художника — человека, живущего творчеством.

Этот идеал актуален, поскольку третий этап складывания публичной сферы — формирование политических партий, политической публичности, — пришедшийся в России на начало ХХ века и на годы перестройки, остался незавершенным. Он был прерван, и вместо него возникло то, что Хабермас даже не предусмотрел в своей модели: то, что некоторые исследователи называют «аккламационной публичностью», — это когда все аплодируют на съездах.

Свобода без собственности

С этим связано еще одно интересное обстоятельство: в русском дискурсе свободы крайне мало влияния уделяется вопросам, связанным с защитой собственности и поддержкой частной инициативы. То, что в антологию о свободе не удалось взять ни одного текста, который бы сравнительно четко концептуализировал в ее экономическом измерении в том числе свободу собственности и предпринимательства, очень характерно.

Это, на мой взгляд, один из показателей развития дискурса свободы в России как свободы сугубо литературной. Речь идет прежде всего о свободе слова, свободе мысли, свободе публичных дискуссий. Иногда авторы идут дальше и говорят о свободе собраний, выступлений и творчества, но все это относится к области мнений и внутренней свободы.

Все сюжеты, связанные с экономической свободой, свободой собственности, свободой частной инициативы, остаются в стороне. Это не случайно. Ричард Пайпс писал, что примеры крупных состояний в дореволюционной России, которые были бы приобретены сугубо экономическим путем, единичны. В России были носители низовой частной инициативы, но в случае крупных состояний, как правило, имел место симбиоз государства и частной промышленности. Вплоть до 1990-х годов, то есть до самого конца XX века, тема экономической свободы в русском дискурсе вообще практически не стоит на повестке дня.

И даже на дискуссии вокруг так называемой новой этики российское общество смотрит глазами литературно-культурного самосознания, видит политический мир сквозь литературу и традиции культуры, не учитывая, что на Западе публичная сфера пошла дальше, породила новые понятия и новые ролевые модели. Именно поэтому попытки российских деятелей культуры либерального направления (например, режиссера Константина Богомолова) встроиться в «западные дискуссии» звучат как рассуждения, возможные на Западе только в кругах культурных ультраконсерваторов.

Источник

ВОЛЬНОСТЬ

ВО́ЛЬНОСТЬ, и, ж. ► тв. мн. — стями и — стьми. 1. Научн. Свойство человека, обладающего свободной волей; свойство воли; воля (1).Свобода, или Вольность, есть свойство Воли, по силѣ котораго Человѣк никаким, как внешним так и внутренним, понуждением к Дѣйству не присиливается, но по собственному изволению устремляется Дѣлать, или Празден пребывает. Римск. ист. V с. XVIII. Как человѣк вступает в общество с прочими людьми, отдает он обществу, в которое приемлется, нѣкоторую часть самой сей вольности .. и самое сие законное повиновение, коему он себя добровольно подвергает, бывает для него несравненно полезнѣе той дикой вольности, которою он до того пользовался. Блэкстон I 323. Не от единаго желания, но от вольности твоей и всѣх человѣков зависит быть счастливым или несчастливым в достижении исполнения таковых желаний. УС I 259. В. естественная, природная, натуральная.Человѣк чрез договор с обществом теряет натуральную вольность и неограниченное право ко всему тому, что его искушает и что он постичь может; а приобретает гражданскую вольность и собственность имѣния. Коз. ФП 180. В. гражданская, политическая.Политическая или гражданская вольность есть природная роду человѣческому вольность, ограниченная законами человѣческими столько, сколько для пользы общества потребно. Блэкстон I Предисл.

2. Право, власть поступать по своей воле, распоряжаться кем-, чем-л.; воля (4).А в бытности всякому приѣзжему в тѣх остариях вольность: сколько кто похочет быть, столько будет, хотя год или больше, хотя один день — то в его волѣ. Пут. Тлст. I 542. Иль похочешь отнять у-Родителей Вольность законну ..? Трд. Тилем. II 187. Станишной Атаман у Донских козаков то же значит, что и в наших селах выборной, или староста; однако его вольность болѣе ограничена .. он ничего без согласия мирян, предприять не может. Пут. Леп. I 428.<> В. в чем или с инф.Римские епископы, которым смотрение над календарным сочинением вручено было, великую волность имѣли во оном по своеи воли премѣнять. Прим. Вед. 1731 12. Чтоб при жизни родителей своих дѣти в их имѣнии никакой не имѣли вольности. Эмн Фемист. 259.

Читайте также:  Черная речка сенная площадь

3. Свобода и независимость (государства, общества, человека). которые внутри земли живут, .. себя от Гишпанскои власти освободили, и защищают свою вольность с вяшшим убытком Гишпанцов. Прим. Вед. 1731 120. Скажи про Юлия, что в Римѣ он Тиран, Что вольность он тѣснит неправедно граждан. Жив. 38. истребил остатки вольности новгородской. Рдщв ПСС III 41.◊ Гражданская, политическая в. Политические свободы.Американския правительства, приняли свободу печатания, между первѣйшими законоположениями, вольность гражданскую утверждающими. Рдщв Пут. 334.| О свободе от семейных уз, родительской власти и т. п. до сорока лѣт жил в безженствѣ, на конец наскучила ему вольность, и он вдруг на двух женах женился. АП 358. Прелеста! веселись; мой рок уже рѣшился. Внимай и торжествуй: я с вольностью простился! Стыжуся слабости, но признаюся в том, Что стала ты моим отнынѣ божеством. Дмтр. II 55.|| Отсутствие стеснения, ограничений, запретов.Вольность торговли и навигации на морѣ Сѣверном и Балтическом. АК VI 48. Сочинение, разсуждающее о уменьшении вольности книгопечатания. Спб. в. 1769 № 102.<> В. в чем или с инф.Живущим в сем государствѣ иновѣрцам дано будет больше вольности против прежняго в отправлении их вѣры. Спб. в. 1769 № 71. Надлежит дать свободу хлѣбному торгу и вольность купцам в закупкѣ. Сл. нат. ист. I 176.|| чаще мн. Преимущественные права, привилегии.Великий государь .. при принятии под высокодержавную свою царского величества руку Малороссийского народу, по постановленным пактам, оному привилии и вольности позволил и утвердил. ПБП VIII 282. Новыми грамотами и вольностьми поощрить купечества и художеств прилѣжание. Лом. СС I 263.<> В. в чем или с инф.Чтоб Любским купцам такую же вольность, которую прочия нации, яко Англичане и Голландцы, в продажѣ и покупкѣ, в вывозѣ и в привозѣ товаров и в пошлинах имѣют, позволить. ПСЗ V 43. Вольность, назначать время, сколь долго должно быть Парламенту, собственно принадлежит народу. Спб. в. 1769 № 67.◊ В. дворянства. Освобождение дворян от обязательной службы и утверждение их монополии на землевладение.Я с роду не служил, по вольности дворянства. Длгрк. Соч. I 466.

4. Свобода от крепостного состояния, от рабства.Мусырские Беи болѣе семи лѣт рабов в неволѣ не держат, а по прошествии означеннаго времени дают им вольность. Эмн Мирам. 1792 I 123. Многие, хотя по природѣ вольные, думая кончить свои бѣдствия, и надѣясь сыскать защиту, предпочли рабское состояние благородной вольности .. и тѣм потомство свое сдѣлали нещастливым. Плнв 296. Дозволить невозбранное приобретение вольности, платя господину за отпускную, извѣстную сумму. Рдшв Пут. 266.|| Свобода от заключения, тюрьмы, плена и т. п.Кто хотѣл обороняться , тот тут же и срублен, а кто сдался, тот лишился своей волности. Сойм. КМ I 30. [Эней:] Злодѣю моему лютѣйшему прощаю; Ему я честь и жизнь, и вольность возвращаю. Сняв узы, воины, отдайте мечь ему. Княж. Дид. 52.

5. Непринужденность, свобода, легкость, смелость (в поведении, речи и т. п.); отступление от строгих правил, норм.Он взирает на весь свѣт прямо философским оком, и проповѣдует ему правоту и истинну с прямою философскою вольностию. Коз. ФП К чит. Он болше не смѣл разговаривать с Царицею с сею приятною волностию, которая для них обѣих столь была сладостна. Задиг 50. Возможно ли сравнять что с вольностью златой, С уединением и тишиной на Званкѣ? Држ. Соч. II 302.<> В. в чем или с инф.Каждый учащийся, приобрѣтший уже наперед нѣкоторую вольность в рукѣ и легкость в рисовкѣ. Виен 79. Она требовала вѣрнаго слова. Князь дал его — и в награждение зато хотѣл, чтобы она позволила ему нѣкоторыя вольности в обхождении. Крм. Юл. 89.◊ Взять, принять в. с инф. Осмелиться (ср. фр. prendre la liberté de ..).Приемлю вольность приобщить здѣсь к вашему превосходительству стихотворную бездѣлушку. Сух. ИРА VII 47.◊ В. в стихе; стихотворческая в.Licence, (в стихотворствѣ) вольность, ненаблюдение стихотворческих правил обыкновенных. ФРЛ 1 II 30. Я разумѣю чрез Вольность в Стихѣ, которая у Латин называется Licentia, а у Французов Licence, нѣкоторыя слова, которыя можно в Стихѣ токмо положить, а не в Прозѣ. Трд. СРС 16. Тассо за излишнюю стихотворческую вольность счел Горациево перенесение одной рѣчи в другую строку. АП 347.|| Излишняя свобода, смелость; развязность, нескромность или необузданность, своевольство.И тѣ воины у них возчиняются от безмѣрнои волности шляхетства их, которая в таком есть необузданном состоянии, яко иногда и на своего государя не срамятся оружие подняти. Геогр. 1710 44. Ежели у них рѣчь о начальниках с кѣм заидет ..; то великим не почтением, и весьма не пристойною вольностию говорят. Монтень 92. Сократ рѣдко бывал в Спектаклѣ; осуждал чрезмѣрную вольность тогдашних Комедий. Пант. ин. сл. II 141.◊ В. мыслей. Вольномыслие, вольнодумство.Небояйся громов Всѣсильнаго, смѣется висилицѣ. Для того то вольность мыслей, правительствам страшна. Рдщв Пут. 298.

Найдено в «Словаре синонимов»
вольность См. воля, исключение, свобода. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари,1999. вольность воля, исключение, свобода; вольная волюшка, пикантность, бесцеремонность, запанибратство, крылатость, привилегия, панибратство, непринужденность, фривольность, фамильярность, двусмысленность, волюшка, произвольность, фамильярное обращение, амикошонство, лиценция, раздольность, вольготность, независимость Словарь русских синонимов. вольность 1. см. свобода 1. 2. см. фамильярность Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. — М.: Русский язык.З. Е. Александрова.2011. вольность сущ. • нескромность • смелость • двусмысленность • игривость • фривольность • пикантность • рискованность Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 — Информатик.2012. вольность сущ., кол-во синонимов: 21 • амикошонство (8) • бесцеремонность (30) • вольготность (6) • вольная волюшка (4) • волюшка (5) • воля (24) • двусмысленность (30) • запанибратство (8) • крылатость (7) • лиценция (5) • независимость (29) • непринужденность (18) • панибратство (9) • пикантность (29) • привилегия (11) • произвольность (20) • раздольность (8) • свобода (34) • фамильярное обращение (6) • фамильярность (9) • фривольность (14) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: амикошонство, бесцеремонность, вольготность, вольная волюшка, волюшка, воля, двусмысленность, запанибратство, крылатость, лиценция, независимость, непринужденность, панибратство, пикантность, привилегия, произвольность, раздольность, свобода, фамильярное обращение, фамильярность, фривольность

Найдено в «Большом французско-русском и русско-французском словаре»
ж.
1) ( свобода) liberté f
2) ( излишняя непринужденность) privauté f, hardiesse (придых.) f; désinvolture f
вольность в обращении — comportement m désinvolte
позволять себе вольности — prendre des libertés (avec qn)
3) чаще мн.
вольности ист. — franchises f pl
••
поэтическая вольность — licence f poétique
Синонимы: амикошонство, бесцеремонность, вольготность, вольная волюшка, волюшка, воля, двусмысленность, запанибратство, крылатость, лиценция, независимость, непринужденность, панибратство, пикантность, привилегия, произвольность, раздольность, свобода, фамильярное обращение, фамильярность, фривольность

1) ( свобода) liberté f

2) ( излишняя непринуждённость) privauté f, hardiesse (придых.) f; désinvolture f

вольность в обращении — comportement m désinvolte

позволять себе вольности — prendre des libertés (avec qn)

вольности ист. — franchises f pl

поэтическая вольность — licence f poétique

Найдено в «Русско-китайском словаре»
1) уст. 自由 zìyóu
2) ( развязность) 放肆 fàngsì, 放纵 fàngzòng

позволять себе вольности — 放肆

вольность в обращении — 对人态度的放纵

3) ( отступление от общих правил) 不合规律 bú hé guīlǜ

поэтическая вольность — 诗中的不合规律

Синонимы: амикошонство, бесцеремонность, вольготность, вольная волюшка, волюшка, воля, двусмысленность, запанибратство, крылатость, лиценция, независимость, непринужденность, панибратство, пикантность, привилегия, произвольность, раздольность, свобода, фамильярное обращение, фамильярность, фривольность

Найдено в «Русско-португальском словаре»
ж уст
liberdade f; ( развязность) familiaridade f; ( смелость) ousadia f; ( нескромность) licença f; ( привилегия) franquia f, privilégio m
Синонимы: амикошонство, бесцеремонность, вольготность, вольная волюшка, волюшка, воля, двусмысленность, запанибратство, крылатость, лиценция, независимость, непринужденность, панибратство, пикантность, привилегия, произвольность, раздольность, свобода, фамильярное обращение, фамильярность, фривольность

1) Орфографическая запись слова: вольность
2) Ударение в слове: в`ольность
3) Деление слова на слоги (перенос слова): вольность
4) Фонетическая транскрипция слова вольность : [в`ол»наст»]
5) Характеристика всех звуков:
в [в] — согласный, твердый, звонкий, парный
о [`о] — гласный, ударный
л [л»] — согласный, мягкий, звонкий, непарный, сонорный
ь []
н [н] — согласный, твердый, звонкий, непарный, сонорный
о [а] — гласный, безударный
с [с] — согласный, твердый, глухой, парный
т [т»] — согласный, мягкий, глухой, парный
ь []

Найдено в «Толковом словаре русского языка»
ВОЛЬНОСТЬ вольности, ж. 1. только ед. Отвлеч. сущ. к вольный в 1 и 2 знач. Вольность мысли. 2. только ед. Политическая свобода, независимость (книжн. устар.). Он вольность хочет проповедать! Грибоедов. О вы, счастливые народы, где случай вольность даровал! Радищев. 3. чаще мн. Преимущество, право, льгота (старин.). Казацкие вольности. Манифест о вольности дворянства 1762 г. Грамота на вольности дворянства 1786 г. 4. Излишняя непринужденность, бесцеремонность, неприличие. Вольность в обращении. Послушай, вольностей ты лишних не бери. Грибоедов. 5. отступление от нормы, от правила. Поэтическая вольность (отступление, несогласие с нормами обычного языка, допущенное поэтом). Позволить себе маленькую вольность.

Найдено в «Большом немецко-русском и русско-немецком словаре»
ж
1) уст. ( свобода) Freiheit f
2) ( непринужденность; развязность) Ungebundenheit f, Ungezwungenheit f
••
поэтическая вольность — dichterische Freiheit
Синонимы: амикошонство, бесцеремонность, вольготность, вольная волюшка, волюшка, воля, двусмысленность, запанибратство, крылатость, лиценция, независимость, непринужденность, панибратство, пикантность, привилегия, произвольность, раздольность, свобода, фамильярное обращение, фамильярность, фривольность

Найдено в «Русско-турецком словаре»
özgürlük; serbestlik
* * *
ж
1) уст. ( свобода) özgürlük
2) врз serbestlik

допуска́ть во́льности (в поведении) — (aşırı) serbestlikle davranmak

Синонимы: амикошонство, бесцеремонность, вольготность, вольная волюшка, волюшка, воля, двусмысленность, запанибратство, крылатость, лиценция, независимость, непринужденность, панибратство, пикантность, привилегия, произвольность, раздольность, свобода, фамильярное обращение, фамильярность, фривольность

1) уст. ( свобода) libertad f

2) ( непринуждённость) desembarazo m; desenvoltura f, soltura f

в ольность в обращ ении — desenvoltura en el trato

3) ( отступление от нормы) libertad f

поэт ическая в ольность — licencia poética

позвол ять себ е в ольности ( делать что-либо) — permitirse libertades

4) чаще мн. ист. fueros m pl, privilegios m pl

вольность сущ.жен.неод. (4)

Он вольность хочет проповедать!ГоУ 2.2.

Послушай, вольности ты лишней не бери.ГоУ 1.5.

тот век необузданной вольности, в который несколько удальцов бросались в легкие стругиПр8.

Снова упиваюсь я Вольностью и негой чистой.С15.

Найдено в «Орфографическом словаре русского языка»
( 3 ж), Р., Д., Пр. во/льности; мн. во/льности, Р. во/льностей
Синонимы: амикошонство, бесцеремонность, вольготность, вольная волюшка, волюшка, воля, двусмысленность, запанибратство, крылатость, лиценция, независимость, непринужденность, панибратство, пикантность, привилегия, произвольность, раздольность, свобода, фамильярное обращение, фамильярность, фривольность

Найдено в «Большом словаре русских поговорок»
Поэтическая вольность. Книжн. Шутл. 1. Отступление от речевых норм, стандартов в поэзии. 2. Неточная, произвольная передача чьих-л. слов. БМС 1998, 96.
Синонимы: амикошонство, бесцеремонность, вольготность, вольная волюшка, волюшка, воля, двусмысленность, запанибратство, крылатость, лиценция, независимость, непринужденность, панибратство, пикантность, привилегия, произвольность, раздольность, свобода, фамильярное обращение, фамильярность, фривольность

Найдено в «Большом итальяно-русском и русско-итальянском словаре»
ж. 1) (непринужденность) disinvoltura; licenza тж. неодобр. 2) уст. (свобода, независимость) liberta 3) (отступление от правил) licenza поэтическая вольность — licenza poetica позволить себе вольность. — prendersi la licenza di. Итальяно-русский словарь.2003. Синонимы: амикошонство, бесцеремонность, вольготность, вольная волюшка, волюшка, воля, двусмысленность, запанибратство, крылатость, лиценция, независимость, непринужденность, панибратство, пикантность, привилегия, произвольность, раздольность, свобода, фамильярное обращение, фамильярность, фривольность

Найдено в «Русско-английском словаре математических терминов»
f.freedom, liberty, license; допуская вольность речи, «par abus de langage,» by misuse of language
Синонимы: амикошонство, бесцеремонность, вольготность, вольная волюшка, волюшка, воля, двусмысленность, запанибратство, крылатость, лиценция, независимость, непринужденность, панибратство, пикантность, привилегия, произвольность, раздольность, свобода, фамильярное обращение, фамильярность, фривольность

Найдено в «Формах слова»
во́льность, во́льности, во́льности, во́льностей, во́льности, во́льностям, во́льность, во́льности, во́льностью, во́льностями, во́льности, во́льностях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») . Синонимы: амикошонство, бесцеремонность, вольготность, вольная волюшка, волюшка, воля, двусмысленность, запанибратство, крылатость, лиценция, независимость, непринужденность, панибратство, пикантность, привилегия, произвольность, раздольность, свобода, фамильярное обращение, фамильярность, фривольность

Найдено в «Большом немецко-русском и русско-немецком словаре»
вольность ж 1. уст. (свобода) Frei|heit f c 2. (непринуждённость; развязность) Un|gebundenheit f, Un|gezwungenheit f а поэтическая вольность dichterische Frei|heit
Синонимы: амикошонство, бесцеремонность, вольготность, вольная волюшка, волюшка, воля, двусмысленность, запанибратство, крылатость, лиценция, независимость, непринужденность, панибратство, пикантность, привилегия, произвольность, раздольность, свобода, фамильярное обращение, фамильярность, фривольность

Найдено в «Оксфордской Иллюстрированной Энциклопедии. Всемирной истории (с 1800 г. и до наших дней)»
Вольность (liberty), получение опр. привилегий, напр, освобождение терр. или отд. лица от королев, юрисдикции. Всевозможные В. были широко распространены в Средние века. Правитель мог их даровать людям или отд. терр. навечно, подчас в нарушение законов или сложившихся традиций. В Англии «вольными» обычно считались владения светского магната или церк. иерарха. Мн. В. восходили к временам англосаксов. Самыми большими В. пользовались епископы Даремские и герцоги Ланкастерские, имевшие право палатината.

Найдено в «Русско-английском словаре»
вольность = ж. 1. (несдержанность) familiarity, liberty; позволять себе вольности take* liberties; 2. (отступление от общих правил) liberty; поэтическая вольность poetic licence; вольный 1. free; 2. тк. кратк. ф. free, at liberty; он волен поступать, как ему вздумается let him do as he pleases!; 3. (фамильярный) familiar; вольное поведение undue familiarity; он вольная птица he is his own master; вольный город free city; вольный каменщик free mason; вольный перевод free translation.

Найдено в «Русско-венгерском словаре»
• bizalmaskodás
• merészség
Синонимы: амикошонство, бесцеремонность, вольготность, вольная волюшка, волюшка, воля, двусмысленность, запанибратство, крылатость, лиценция, независимость, непринужденность, панибратство, пикантность, привилегия, произвольность, раздольность, свобода, фамильярное обращение, фамильярность, фривольность

Читайте также:  Какая река берет начало с гор урала

Найдено в «Морфемном разборе слова по составу»
корень — ВОЛЬ; суффикс — Н; суффикс — ОСТЬ; нулевое окончание;
Основа слова: ВОЛЬНОСТЬ
Вычисленный способ образования слова: Суффиксальный

Слово Вольность содержит следующие морфемы или части:

  • ¬ приставка (0): —
  • ∩ корень слова (1): ВОЛЬ;
  • ∧ суффикс (2): ОСТЬ; Н;
  • ⏰ окончание (0): —

Найдено в «Русско-норвежском словаре»
frihet
Синонимы: амикошонство, бесцеремонность, вольготность, вольная волюшка, волюшка, воля, двусмысленность, запанибратство, крылатость, лиценция, независимость, непринужденность, панибратство, пикантность, привилегия, произвольность, раздольность, свобода, фамильярное обращение, фамильярность, фривольность

Найдено в «Русском орфографическом словаре»
в»ольность, -и
Синонимы: амикошонство, бесцеремонность, вольготность, вольная волюшка, волюшка, воля, двусмысленность, запанибратство, крылатость, лиценция, независимость, непринужденность, панибратство, пикантность, привилегия, произвольность, раздольность, свобода, фамильярное обращение, фамильярность, фривольность

Найдено в «Русско-ивритском словаре»
דרור חופשחירות
Синонимы: амикошонство, бесцеремонность, вольготность, вольная волюшка, волюшка, воля, двусмысленность, запанибратство, крылатость, лиценция, независимость, непринужденность, панибратство, пикантность, привилегия, произвольность, раздольность, свобода, фамильярное обращение, фамильярность, фривольность

Найдено в «Пятиязычном словаре лингвистических терминов»
См. licenza.
Синонимы: амикошонство, бесцеремонность, вольготность, вольная волюшка, волюшка, воля, двусмысленность, запанибратство, крылатость, лиценция, независимость, непринужденность, панибратство, пикантность, привилегия, произвольность, раздольность, свобода, фамильярное обращение, фамильярность, фривольность

Найдено в «Русско-белорусском словаре»
в разн. знач. вольнасць, жен.проповедовать вольность — прапаведаваць вольнасцьвольность мысли — вольнасць думківольность в обращении — вольнасць у абыходжаннідопускать вольность в переводе — дапускаць вольнасць у перакладзе ист. вольнасць, жен.прывілея, жен.указ о вольности дворянства — указ аб вольнасці дваранства

Найдено в «Словаре синонимов»
вольность воля, исключение, свобода, вольная волюшка, пикантность, бесцеремонность, запанибратство, крылатость, привилегия, панибратство, непринужденность, фривольность, фамильярность, двусмысленность, волюшка, произвольность, фамильярное обращение, амикошонство, лиценция, раздольность, вольготность, независимость

Найдено в «Русско-английском словаре»
вольность
ж.
1. liberty, freedom
поэтическая вольность — poetic licence
2. ( излишняя непринуждённость) liberty, familiarity
вольность в обращении — undue familiarity
позволять себе вольности — take* liberties
3. ист. liberties pl., rights pl.

Найдено в «Толковом словаре русского языка»
вольность, в′ольность, -и, ж.
1. см. вольный.
2. Свобода, независимость (устар.). Борьба за в.
3. Непринуждённость, преимущ. излишняя. В. в обращении.
4. Отступление от правил, от нормы в чём-н. Поэтические вольности.
5. Преимущество, льгота (стар.). Казацкие вольности.

Найдено в «Русско-киргизском словаре»
ж. 1. (свобода, независимость) эркиндик; 2. (излишняя непринуждённость) эркинчелик, тайманбастык, ийменбестик, ээн баштык, эркиндик; поэтическая вольность акындык эркинчелик (көбүнчө котормодо); позволять себе вольности өзүн ыгы жок эркинче кармоо; 3. чаще мн. ист. (льготы) жеңилдик.

Найдено в «Русско-белорусском словаре»
Вольнасць, проповедовать вольность — прапаведаваць вольнасць вольность мысли — вольнасць думкі вольность в обращении — вольнасць у абыходжанні допускать вольность в переводе — дапускаць вольнасць у перакладзе вольнасць, прывілея, указ о вольности дворянства — указ аб вольнасці дваранства

Найдено в «Толковом словаре русского языка»
ВОЛЬНОСТЬ, -и, ж. 1. см. вольный. 2. Свобода, независимость (устар.). Борьба за вольность 3. Непринуждённость, преимущ. излишняя. Вольность в обращении. 4. Отступление от правил, от нормы в чём-нибудь Поэтические вольности. 5. Преимущество, льгота (стар.). Казацкие вольности.

Найдено в «Русско-казахском словаре»
ж1.только ед. (свобода, независимость) еркіндік, саяси бостандық;2.(излишняя непринужденность) санаспаушылық, именбеушілік;- өзін-өзі еркін ұстаушылық;- позволять себе вольности өзін-өзі еркін ұстау;- поэтическая вольность ақындық еркіндік;3.чаще мн. ист. (льготы) бостандық

Найдено в «Толковом словаре Ожегова»
ВОЛЬНОСТЬ, -и, ж. 1. см. вольный. 2. Свобода, независимость (устар.).Борьба за в. 3. Непринужденность, преимущ. излишняя. В. в обращении. 4.Отступление от правил, от нормы в чем-н. Поэтические вольности. 5.Преимущество, льгота (стар.). Казацкие вольности.

Найдено в «Электронном словаре анаграмм русского языка»
Ось Ость Остол Ост Осот Осов Осло Оон Нто Нтв Ность Носов Нос Ноль Новь Новость Отво Отлов Ново Нло Лотос Лото Лот Относ Слово Слон Слот Снов Соло Лосьон Лось Сон Стол Лов Стон Тол Толь Тон Волость Вол Внос Волос Вольность Тоо Вон Столь Вонь Столон Ствол Сольно Соль Лоно

Найдено в «Русско-новогреческом словаре»
вольн||остьж 1. (свобода) ἡ ἐλευθερία, ἡ λευτεριά· 2. (фамильярность, нескромность) ἡ ἐλευθεριότητα:

в обращении ἡ ἐλευθεριότητα στή συμπεριφορά, ἡ ἐλευθεριότητα στους τρόπους· ◊ поэтическая

ἡ ποιητική ἄδεια.

Найдено в «Новом толково-словообразовательном словаре русского языка»
вольность ж. 1) Отступление от принятых правил, от норм в чем-л. 2) Несдержанность, развязность в поведении. 3) устар. Свобода, независимость.

Найдено в «Полной акцентуированной парадигме по Зализняку»
во»льность, во»льности, во»льности, во»льностей, во»льности, во»льностям, во»льность, во»льности, во»льностью, во»льностями, во»льности, во»льностях

Позволять себе вольности.

Дозволяти собі вільно (незвичайно, нечемно, неґречно) поводитися; дозволяти собі вільності (вільнощі).

сущ. жен. родавільність

Найдено в «Ударении и правописании»
Ударение в слове: в`ольность
Ударение падает на букву: о
Безударные гласные в слове: в`ольность

Найдено в «Російсько-українському словнику (Української академії наук)»
ві[о]льність (р. -ности) [Поетична вільність], незалежність. -ность в обращении — незвичайне (вільне) поводження.

Найдено в «Русско-азербайджанском словаре»
Ж 1. azadlıq, sərbəstlik; 2. köhn. müstəqillik; 3. ədəbsizlik, sayğısızlıq, təklifsizlik; 4. köhn. imtiyaz.

Найдено в «Морфологическом разборе существительных»
Начальная форма — Вольность, винительный падеж, единственное число, женский род, неодушевленное

Найдено в «Русско-латышском словаре»
brīvība, neatkarība; vaļība, nepieklājība; brīvība, patvaļa; brīvības, privilēģijas, tiesības

( свобода) uhadimu ед.

Найдено в «Русско-татарском словаре»
ж 1.иреклек 2.тыйнаксызлык, (иск.тәкәллефсезлек) △ поэтическая в. шигъри иреклек

Найдено в «Русско-таджикском словаре»
вольность густохӣ, беадабӣ, бетакаллуфӣ вольность озодӣ, ҳуррият

Найдено в «Латинском словаре»
Вольность
— audentia; libertas; licentia;

Найдено в «Словаре синонимов»
вольностьСм. воля, исключение, свобода.

Найдено в «Русско-мокшанском словаре»
1 . воляши ; 2. аф лац прянь вятема

Источник



Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина

Луция На протяжении всего 18 века многие просвещенные дворяне искали пути освобождения русского народа от крепостного права, угнетения и унижения.
Революционные настроения и идеи декабристов отразились и на творчестве А.С.Пушкина: темы свободолюбия, вольности и гуманизма стали довольно часто фигурировать в его произведениях.

Вольнолюбивой лирике А.С.Пушкин придавал особое значение, потому что в таких его произведениях часто встречается тот момент, где он надеется «разбудить» и призвать народ к тому, чтобы он восстал против самодержавия и рабства.
Рассмотрим связь лирики Пушкина с идеями декабристов на наглядных примерах(стихотворениях): «Вольность», « К Чаадаеву» и «Деревня».

Ода «Вольность» была написана в 1817 г., т.е. через 5 лет после Отечественной войны, победа в которой оказала не только большое воодушевление на весь русский народ, но вскоре и большой спад социальных настроений от того, что несмотря на победу, которая досталась народу с великим трудом, бывшие герои-ветераны, участники войны вновь возвращены в рабское положение. Многих просвещенных дворян возмутило такое положение русского народа, и они стали искать пути его освобождения. Так зародились декабристские идеи и настроения.

Пушкин разделял революционные взгляды декабристов, и в своем стихотворении демонстрирует их:

1. Протест против абсолютизма и крепостного права:

«Самовластительный злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу.
Читают на твоем челе
Печать проклятия народы,
Ты ужас мира, стыд природы,
Упрек ты Богу на земле ».

В этих строках звучит яростный голос протеста против тирании, самодержавия и беззакония.

«Тираны мира! трепещите!
А вы, мужайтесь и внемлите,
Восстаньте, падшие рабы!

Увы! куда ни брошу взор —
Везде бичи, везде железы,
Законов гибельный позор,
Неволи немощные слезы;
Везде неправедная Власть
В сгущенной мгле предрассуждений
Воссела — Рабства грозный Гений
И Славы роковая страсть».

Здесь Пушкин обращается к владыкам, которые забыли о своём долге перед народом, а также обращается к самому народу и призывает его восстать против крепостного права.

2. Стремление к свободе и вольности:

«Где ты, где ты, гроза царей,
Свободы гордая певица?
Приди, сорви с меня венок,
Разбей изнеженную лиру.
Хочу воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок».

В этих строках Пушкин выразил своё желание: видеть весь русский народ свободным и «на тронах поразить порок».
Для того, чтобы желание поэта стало желанием и всего простого люда русской земли, Пушкин использует фразу «хочу воспеть Свободу миру», которая даёт нам понять, что поэт не просто делился своим вольнолюбивыми настроениями и ведал народу о прелестях свободы, а хотел и передать их ему.

3. Воспевание свободолюбивой личности:

«Беги, сокройся от очей,
Цитеры слабая царица!
Где ты, где ты, гроза царей,
Свободы гордая певица?
Приди, сорви с меня венок,
Разбей изнеженную лиру. »

В этом отрывке Пушкин воспевает вольнолюбивую личность, как та которая должна отказаться любви «Беги, сокройся от очей Цитеры слабая царица!», от посвященных ей венка с «изнеженной лирой», и та, которая должна посвятить себя восхвалению свободы.

Это стихотворение было написано Пушкиным спустя год после «Вольности»(1818г).
Послание адресовано Петру Яковлевичу Чаадаеву — русскому философу и другу Пушкина, с которым они познакомились в доме Николая Михайловича Карамзина. Пушкин писал его фамилию,как Чедаев. Чаадаев был участником Бородинского сражения. В 1821 г. он вступил в тайное общество декабристов, но участия в его делах не принимал.

В этом послании Пушкин снова обращается к теме свободы и вольности,
а также присутствует новые темы: патриотизма и любви к родине.

1. Протест против самодержавия и крепостного права:

«Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье».

В этом отрывке поэт использует словосочетание «власти роковой», которое позволяет нам представить трагичную картину, когда народ находится под гнетом этой власти, не имеет собственного мнения и вынужден подчиняться устоям. Под этим словосочетанием мы видим явно негативное отношение Пушкина к абсолютизму и крепостному праву. Однако есть один момент, который указывает на то, что и родина находится в тяжелом положении, а именно фраза «отчизны внемлем призыванье».

2. Стремление к вольности святой:

«Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья».

В данном отрывке мы можем прочувствовать ярое стремление поэта к свободе.
Для того, чтобы показать, что эта тема для него очень значима он использует такие фразы: «минуты вольности святой» и «как ждет любовник молодой», которые подчеркивают важность темы свободы , тем что слово «минута» означает мгновенное, быстрое осуществление «вольности», т.е. путем свершения революции, эпитет «святой» позволяет нам понять, что вольность в данном случае нечто возвышенное и очень значимое, а приём сравнения — «как ждет любовник молодой» указывает на искренность и нетерпение в ожидании , той самой «минуты» свободы.

3. Воспевание свободолюбивой личности:

«Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!»

В этой строфе поэт воспевает свободолюбивую личность, которая должна «гореть» свободой, «души прекрасные порывы» посвящать служению отчизне и её освобождению от позора крепостничества.
В этой строфе мы можем заметить, что Пушкин любовь к отчизне неразрывно связывает с революционным служением.

Это стихотворение было написано А.С.Пушкиным в 1819г.
В этом произведении поэта также прослеживается тема крепостного права, свободы и самодержавия. Однако в этом нем есть особый момент, который позволяет читателю ярче и понятнее осознать всю несправедливость и жестокость крепостничества, а именно — приём противопоставления. Противопоставляются первая и вторая части стихотворения. В первой автор рассказывает о мирной , тихой жизни в деревне , а во второй повествует о нелегкой жизни угнетенных крепостниками крестьян в «руках» беззакония .

1. Протест против самодержавия и крепостничества:

«Не видя слез, не внемля стона,
На пагубу людей избранное судьбой,
Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь рабство тощее влачится по браздам
Неумолимого владельца».

Прочитав этот отрывок, мы можем понять и оценить, насколько несчастны крепостные крестьяне, насколько тяжела и нелегка их жизнь.
Также мы видим протестование существующей системе правления, ненависть к «барству» и неприязнь к крепостному праву, как и в предыдущих вольнолюбивых произведениях Пушкина.

2. Стремление к вольности святой:
Это стихотворение полностью пронизано темой стремления к вольности, т.е. сам протест против существующей системы правления, крепостного права, призыв к свободе народу говорит нам об этих возвышенных идеях поэта.
Особенно стоит выделить по теме вольности конец этого произведения, потому что именно в нем мы видим непритворную надежду, сильное стремление и некую долю сомнения поэта от того, что он желает увидеть своё отечество освобожденным от рабства.

«Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?»

3. Воспевание свободолюбивой личности:
«О, если б голос мой умел сердца тревожить!
Почто в груди моей горит бесплодный жар
И не дан мне судьбой витийства грозный дар?»

В этом отрывке мы видим, что в роли свободолюбивой личности выступает сам поэт, который отчаялся донести до народа, не желающего ничего менять, точно как и барства, что крепостничество — это позор и пятно бесчестия страны.

• А.С.Пушкин пережил не только взлет, но и крах декабристского движения. Однако своим идеалам и убеждениям он не изменил. Свидетельство тому – его дальнейшее творчество со свободолюбивой тематикой.
Это такие произведения как: «В Сибирь» и «Арион».

Александр Сергеевич Пушкин поистине великий поэт, потому как для того, чтобы не изменять своим взглядам и идеалам требуется истинное мужество, стойкость и смелость, ведь свободомыслие и революционные идеи были под запретом и строго преследовались в течение всего 19 века.

Поэтому Пушкин восхищает нас не только своим необыкновенным творческим талантом, но и своими высокими нравственными чертами.

Источник

Adblock
detector