Меню

Что такое цивилизация великих рек

Что такое цивилизация великих рек

Нагревательный элемент увеличит КПД солнечных панелей

Нагревательный элемент увеличит КПД солнечных панелей

В Массачусетском технологическом институте был придуман способ повышения КПД обычных солнечных.

Комбинированные солнечные коллекторы с тепловыми трубками.

Комбинированные солнечные коллекторы с тепловыми трубками.

Солнечную энергию используют для получения горячей воды (теплого воздуха) и выработки.

Главное меню

Форма входа

Книги

Это интересно

Ученые создали самый маленький в мире литий-ионный аккумулятор, размером не больше крупинки песка

Л.И. Мечников. ЦИВИЛИЗАЦИЯ И ВЕЛИКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ РЕКИ

Л.И. Мечников. ЦИВИЛИЗАЦИЯ И ВЕЛИКИЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ РЕКИ

Великие исторические периоды

Закон трех фазисов исторического развития.Речная эпоха.

Зарождение цивилизации на берегах великих рекв Египте, в

Халдее, в Индии и в КитаеМорская эпоха.

Эпоха океаническая, или всемирная.

До сих пор достоверно неизвестно, в какой географической среде, т. е. в каких физико-географических условиях, возникла первичная цивилизация, послужившая фундаментом всемирной истории человеческого рода. Все древние народы вели свою историю

с самого начала, и каждый из них с детской гордостью запечатлевал в своих преданиях и священных гимнах те обстоятельства, при которых появился данный народ.

Но новейшие успехи антропологических и исторических наук сильно поколебали эти традиционные воззрения, согласно которым колыбель великих цивилизаций человечества находилась в области между озером Балхаш и устьями рек Тигр и Евфрат.

При современном состоянии наших знаний Египет является, без сомнения, наиболее древней страной в смысле культуры. Однако это свидетельство не есть еще безусловная истина, а только вероятность, так как сохранение древнейших памятников в Египте обусловливается многими внешними причинами; быть может, еще ранее египетской культуры в другой какой-либо области Земли была более древняя цивилизация, памятники которой исчезли бесследно благодаря целому ряду неблагоприятных обстоятельств. Не все древние народы имели в своем распоряжении одинаково прочные строительные материалы. В самом деле, что такое халдейские кирпичи и черепицы в сравнении с каменными глыбами египетских пирамид? Затем, климат различных стран не в одинаковой степени способствует сохранению произведений человеческих рук. Наконец, известно, что у некоторых древних народов, например у индусов вплоть до буддийского периода, не было обычая возводить грандиозные здания, развалины которых поражают нас в Египте. Это отсутствие памятников эпохи, предшествовавшей буддийскому периоду Индии, нисколько, однако, не помешало Боклю — по моему мнению, несколько легкомысленно — утверждать, что культурные традиции индусов охватывают больший период времени, чем у остальных народов Азии.

Было бы крайне интересно разрешить вопрос о том, зажглись ли светочи цивилизации и культуры в одном месте, так сказать, в одном общем очаге или же различные культуры и возникли и зародились независимо и отдельно друг от друга? Существуют основания предполагать, что между Египтом и Юго-Западной Азией существовала связь еще в доисторические времена, но ни характер, ни значение этой связи еще не удалось точно определить. Что касается до взаимных отношений в древности между ассиро-вавилонской цивилизацией, с одной стороны, и цивилизацией Индии и Китая, с другой, то они до сих пор не установлены. Известно, что между двумя великими западными цивилизациями (египетской и ассиро-вавилонской) и двумя восточными (индийской и китайской) отсутствует

хронологическая преемственность; между ними мы видим как бы пропасть в десять-пятнадцать столетий, что, естественно, не вяжется с гипотезой об общем происхождении культуры на земном шаре. Говоря вообще, вопрос о происхождении цивилизации на Земле один из самых темных. Утверждают, например, что халдейская цивилизация зародилась под влиянием черных кушитов, которые населяли в доисторические времена всю область от внутренней Азии до берегов Индостана; другие ученые приписывают происхождение цивилизации азиатской континентальной расе, называемой монгольской, или туранской, к которой принадлежало и племя «ста семей», пришедшее откуда-то с запада на берега Хуанхэ и положившее здесь начало китайской цивилизации. Высказывается и такое мнение, что египетские иероглифы и китайское письмо зародились из одного источника, но доказательства, приводимые в подтверждение этой теории, по моему мнению, малоубедительны.

Сходство и даже аналогичность изображений в Египте и Китае таких явлений и понятий, как, например, небо, горы, солнце, свет, день и т. п., объясняются вполне просто. Наблюдая, что дерево изображается в египетских иероглифах под видом рисунка кипариса, а в китайском письме под видом другого какого-то большого растения, или узнав, что понятие «власти» изображалось на берегах Нила в виде человека с кнутом в руке (быть может, с классическим курбачом из гиппопотамовой кожи), тогда как в Китае понятие «власти» изображалось в виде человека с бамбуковой палкой, мы еще не имеем никакого права выводить отсюда заключение, что древние египтяне и китайцы только воспроизводили заимствованное из какого-то более древнего письма условное обозначение «власти». Напротив, нам следовало бы признать, что и те и другие только находились под непосредственным внушением и воздействием действительности.

Еще очень недавно известный голландский синолог Шлегель в интересной работе об «Уранографии [описание неба] древних китайцев» стремился доказать, что астрономы древнего Востока почерпнули свои первые астрономические познания из того же источника, из которого заимствовали свои знания и древние халдейские маги. Если факты, подтверждающие это предположение, могут быть обоснованы достаточно прочно, если будет найдено средство объяснить или же свести на нет отсутствие синхронизма между моментами зарождения двух западных и двух восточных цивилизаций, то явится возможность без особых затруднений

принять гипотезу о существовании в весьма отдаленное от нас время в Центральной Азии единого очага цивилизации, осветившего древний мир на запад вплоть до Ливийской пустыни и на восток — до берегов Великого океана.

Наиболее древней китайской легендой, в которой говорится о сношении китайцев с западными народами, следует считать легенду о принце или короле Му-Ванге, отправившемся на быстром скакуне посетить «мать западных царей», обитавшую в горах Куэнь-Лунь. Официальная и столь малодостоверная хронология Небесной империи относит эту более или менее баснословную поездку к довольно скромной исторической дате: именно она утверждает, что это случилось приблизительно за тысячу лет до христианской эры, т. е. к периоду, когда цивилизации Африки и Западной Азии уже процветали в странах, соседних со Средиземным морем.

Сношения Индии с Западной Азией имели место в еще более близкие к нам времена; история не сохранила никаких следов сношений Индии с Западной Азией до эпохи первого вторжения в Индию Салманасара в IX веке до начала нашей эры. Только начиная с этой эпохи на ассиро-вавилонских памятниках начинают попадаться изображения слонов и носорогов, как известно не встречающихся ни в Египте, ни в Месопотамии, но зато вполне характерных для Индии.

Если теперь, оставив в стороне неразрешимый в настоящее время вопрос о происхождении цивилизации, мы попробуем охватить одним общим взглядом всю историю человечества, начиная с эпохи легендарного основателя египетского царства Менеса, то мы легко можем наметить ,в ней три последовательных периода, или три фазиса, развития цивилизации, которые протекали каждый в своей собственной географической среде.

Четыре древнейшие великие культуры все зародились и развились на берегах больших рек. Хуанхэ и Янцзы орошают местность, где возникла и выросла китайская цивилизация; индийская, или ведийская, культура не выходила за пределы бассейнов Инда и Ганга; ассиро-вавилонская цивилизация зародилась на берегах Тигра и Евфрата — двух жизненных артерий Месопотам-ской долины; наконец, Древний Египет был, как это утверждал еще Геродот, «даром» или «созданием» Нила.

По прошествии многих веков поток цивилизации спустился по берегам рек к морю и распространился по его побережью. Так наступила вторая эпоха в истории развития цивилизации, которую можно назвать морской эпохой, или средиземноморской, так как

цивилизация охватила главным образом берега этого внутреннего морского бассейна, расположенного между Африкой, Азией и Европой. Начало этому второму периоду положили финикийцы, которые еще за десять веков до начала нашей эры основали многочисленные города на берегах Средиземного моря. Финикийцы колонизировали острова Средиземного моря и усеяли своими богатыми факториями берега Северной Африки. Между прочим, они основали Великий Лептис, Гадрумет, обе колонии Гиппо; они выходили на своих кораблях за Геркулесовы столбы (Гибралтар), основали на берегу Атлантики колонию Гадес (Кадис) и, по всей вероятности, бывали даже на Канарских островах.

Карфаген, что значит «Новый город» — Новгород, будучи основан приблизительно за восемьсот лет до начала нашей эры, почти тотчас же сделался наиболее деятельным очагом новой цивилизации, носящей ясно выраженный средиземноморский характер. Всем известна заслуга финикийцев в области мореходства, однако главная заслуга финикийских федераций перед человечеством заключается в том, что они передали в руки греков и народов Италийского полуострова священный светоч цивилизации, взятый ими у египтян и ассиро-вавилонян.

Прованс и Иберийский полуостров также до некоторой степени подверглись прямому культивирующему влиянию Финикии и Карфагена, но зажили исторической жизнью гораздо позднее, после покорения этих стран римлянами.

Вступление на историческую арену финикийских федераций было началом для западного мира новой великой цивилизации международного характера, носившей черты морской культуры, совершенно отличной от древних цивилизаций, бывших изолированными друг от друга и имевших речной характер. Финикия, Греция, Рим — вот главные представители этой новой фазы цивилизации.

Период упадка настал для Греции только через шесть веков после начала этой фазы, а для римской цивилизации и вообще народов, расселившихся по берегам Средиземного моря, даже несколько позднее. Но этот упадок носил относительный характер; Эрнест Ренан убедительно доказал, что наука и искусство греков главенствовали в Европе и оказывали влияние на европейскую культуру вплоть до падения Византийской империи. В эпоху Возрождения, и даже позднее, в Италии сохранились многочисленные остатки прежнего величия Греции, католический Рим вырос из пепла пожарища, зажженного варварами, и на заре нового исторического периода городские республики Апеннинского полуострова еще

продолжали жить традициями классических олигархий эпохи владычества финикийцев.

Одна особенно яркая черта, по моему мнению, характеризует этот второй период развития цивилизации: отныне отдельные народы и нации могли исчезать с исторической арены, могли умирать, как это случилось с древними египтянами и самими финикийцами, но светоч всемирной цивилизации от этого не угасает и, разгораясь все ярче и ярче, преемственно передается одним народом другому.

После разрушения Серапеума и уничтожения Александрийской библиотеки христианскими монахами,
после убийства знаменитой женщины древнего мира — математички и философа Гипатии
— и установления папской теократии в Риме и теократии патриархов на востоке дух
аскетизма, казалось, почти погасил свет цивилизации и погрузил средиземноморский
мир в мрак варварства и невежества.

Но в наиболее опасный момент семиты Передней Азии еще раз явились на помощь арийской Европе; арабы, обращенные в ислам, тесня перед собой ливийцев и берберов, прошли победителями весь африканский берег Средиземного моря и основали на Иберийском полуострове Мавританское государство, послужившее для всей Европы в то время единственным убежищем философской мысли, науки, искусства и промышленности.

Средиземноморский период всемирной истории охватывает не только те народы, которые сгруппировались на берегах обширного Средиземного моря, расположенного между Европой и Африкой и представляющего наиболее удачный образец внутреннего бассейна, но цивилизация в этот период распространяется и по берегам других «средиземных» морей. В этот период развития цивилизации культура снова расцветает и на берегах Персидского залива. В эпоху расцвета цивилизации в бассейне Средиземного моря древние города Багдад и Бассора [Басра] сделались одними из главных центров того великого движения, главным результатом которого было магометанское движение арабских кочевников на запад. Когда знаменитый эл-Тарик переправился через пролив, носящий в настоящее время его имя (Гибралтар — пролив эл-Тарика), он положил основание Мавританскому государству на Иберийском полуострове и вместе с тем передал европейской средиземноморской цивилизации дар от ее скромной соперницы на Востоке. Крестовыми походами, этим колоссальным народным движением, христианский Запад отплатил Востоку и в свою очередь

перенес в Азию элементы европейской цивилизации, но ни одно из основанных в это время в Леванте «франкских» государств не имело столь славной истории, как мусульманские государства Валенсии, Гранады и Кордовы.

Географически континентальная Европа соприкасается со Средиземным морем лишь берегами Прованса, и замечательно, что ей пришлось выступить во втором периоде развития всемирной цивилизации именно благодаря латинскому влиянию на ту область Галлии, которая прилегает к побережью Средиземного моря. Вплоть до эпохи средних веков народы континентальной Европы выступают на исторической арене лишь как члены или враги Римской империи; и даже в средние века они живут исторической жизнью лишь постольку, поскольку им удалось спасти при крушении древнего мира те культурные ценности, которые они приобрели у Рима и Греции; культ их носит греко-семантический характер, а их государственное устройство отмечено элементами цесаризма. Их науки арабского или еврейского происхождения, а искусство — византийского. Только одна архитектура составляет в этом отношении исключение.

Но континентальная Европа, сделавшаяся благодаря перемещению оси цивилизации центром культурного мира, которого она еще недавно была только частью, обладала также и своими внутренними морями, которые и дали новое направление всемирной цивилизации и ее европейскую фазу. С внутренними европейскими морями, находящимися на севере, освещенными не столь ярким солнцем, как южные моря, с их большими притоками — Рейном, Сеной, Дунаем и т. д. — соединено все, что наши средние века знают свежего, самобытного, свободного.

На берегах Северного моря в этот момент не замедлили образоваться второстепенные цивилизации Англии, рейнской дельты, Дании, а на Балтийском море — Швеции, Ливонии, России. На большом континентальном пути, соединяющем Балтику с Черным морем, вырастают республики: Польша, Литва, Украина.

Средние века в Европе и в Передней Азии представляются нам просто как эпизод огромного исторического периода развития цивилизации, который начался с эпохи основания финикийских федераций. На дальнем Востоке дело сложилось несколько иначе: там арио-индийская цивилизация, будучи надолго задержана в своем развитии на многочисленных притоках двух великих рек полуострова Индостан, только с большим трудом пробилась к внутреннему морскому бассейну, притом

сравнительно небольшому и открывавшему пути лишь к Малайскому архипелагу и Индокитаю.

В свою очередь китайцы вынуждены были научиться регулировать капризное течение рек Хуанхэ и Янцзы раньше, чем распространить сферу своего влияния на побережье Желтого, Кохинхинского [Восточно-Китайского] или Тонкинского [Южно-Китайского] морей. Во время этого поступательного движения китайцам приходилось одерживать мирные победы не столько над соседними, менее культурными народами, которых они, так сказать, впитывали в себя, подвигаясь к тропику Рака и к океану, сколько над участками пахотной плодородной земли, находившимися в бассейнах Голубой и Желтой рек.

Всякая большая река впадает в море. Всякая речная цивилизация, т. е. цивилизация, развивающаяся на берегах больших рек, должна рано или поздно погибнуть: или быть поглощенной в широком потоке, или развиться в более обширную, морскую цивилизацию. Город Александрия не замедлил возникнуть у устья Нила, как только почва для его возникновения оказалась достаточно подготовленной и соседние нации стали иметь возможность заняться мирной, упорядоченной работой. Однако уже истощенный народ бывает иногда не в состоянии победоносно пройти эту новую стадию развития; он может уже не обладать достаточным запасом энергии и жизненности, и центр цивилизации переходит в другую область. Так было и в данном случае: Александрии не суждено было сделаться центром морской египетской цивилизации; она не была даже чисто египетским городом; главными хозяевами Александрии были греки; энергии египтян хватило лишь на исполнение части мировой культурной задачи.

Цивилизации, возникшие на берегах великих исторических рек, могли быть только первобытными, изолированными и отличными друг от друга, и, наоборот, когда цивилизации распространялись с берегов рек на побережья морей, они становились способными к распространению, к дальнейшему развитию и постепенно охватывали целый ряд народов, приобретая международный характер. Способность цивилизации к передаче и распространению, весьма уже развитая при начале средиземноморского периода, идет все более и более увеличиваясь, по мере того как она переходит с побережья внутренних морей на берега океана.

Но всякий океан, в особенности Атлантический, есть не что иное, как более обширное внутреннее междуматериковое море. Всякое внутреннее море является океаном в миниатюре. Хотя вообще все исторические подразделения имеют чисто условный

и относительный характер, тем не менее установился более или менее освященный веками обычай устанавливать границу между средними веками и новым временем: демаркационной линией этих двух исторических периодов является, как известно, открытие Нового Света Христофором Колумбом. Это событие является одним из величайших в истории человечества. Результатом этого открытия явилось быстрое падение средиземноморских наций и государств и соответственный быстрый рост стран, расположенных на побережье Атлантического океана, т. е. Португалии, Испании, Франции, Англии и Нидерландов. Народы этих стран не замедлили воспользоваться географическими выгодами своих стран, и центры цивилизации переместились с берегов Средиземного моря на берега Атлантического океана. Константинополь, Венеция и Генуя потеряли свое значение, и во главе культурного движения стали Лиссабон, Париж и Амстердам.

Этот новый и последний период всемирной истории, период цивилизации океанической, молод сравнительно с двумя предшествующими периодами цивилизации: речным и средиземноморским. Но тем не менее в этом периоде мы уже можем установить некоторые подразделения. С момента наступления новых веков и вплоть до второй половины XIX столетия из всех пяти океанов, омывающих нашу Землю, один только Атлантический океан служил главной ареной развития цивилизации. Но за последние тридцать лет дело обстоит несколько иначе: быстрый экономический прогресс Калифорнии и Австралии, открытие портов Китая и Японии для международного обмена, большое развитие китайской эмиграции, распространение русского влияния на Маньчжурию и Корею окончательно присоединили Тихий океан к области мировой цивилизации.

Тем не менее я не нахожу возможным дать название этому второму периоду современной истории периода тихоокеанического, так как подобное название слишком неудачно выражало бы наиболее характерную черту совершающегося у нас на глазах развития цивилизации. Победа Великого океана над Атлантическим не означает еще того, что Атлантика перестает играть какую бы то ни было более или менее значительную роль, как это произошло при победе Атлантики над Средиземным морем.

Читайте также:  Может река вытекать из моря или другой реки

Наоборот, характерной чертой современного исторического периода является то, что благодаря прорытию Суэцкого каналаАтлантический и Великий океаны как бы сблизились друг с другом и, кроме того, лежащий между ними Индийский океан преобразуется как бы в большое внутреннее море. Индийский океан

приобретает в наше время все большее и большее значение. Наконец, новейшие путешествия Норденшельда вдоль северных берегов Сибири и восточных берегов Азии показывают, что культурная ценность Северного Полярного океана отнюдь не равняется нулю, как это полагали раньше. Кто знает также, какое будущее хранит история для Антарктического океана, до сих пор остающегося вне общего потока цивилизации?

Капризное на первый взгляд и случайное передвижение центра цивилизации из одной страны в другую в разные эпохи, изменение в течение истории культурной ценности различных географических областей в действительности представляются явлениями строго закономерными и подчиненными порядку. Географическая среда эволюционирует во времени, она расширяется вместе с прогрессом цивилизации. Ограниченная в начале исторического периода не особенно обширными бассейнами больших рек, уже названных мною, эта среда в известный момент охватывает побережья внутренних морей, а затем распространяется на океаны, охватывая мало-помалу все обитаемые области земного шара.

Германский ученый Беттигер в своем большом труде о Средиземном море первым высказал эту идею; в предисловии к этому труду он говорит: «Средиземное море послужило той переходной географической средой, где произошел переход древних речных цивилизаций, речного культурного мира, представителями которого и до сих пор являются Китай и Индия, к океаническому периоду наших дней». Таким образом, продолжает он, географическая среда, в которой развивается цивилизация — речная, средиземноморская и океаническая, — имеет своим характерным признаком воду; вода оказывается животворящим и оживляющим элементом не только в природе, но и истиной двигательной силой в истории (die eigentliche ugkraft in der Weltgeschichte). He только в области геологических явлений и в мире растений, но и в истории животных и человека вода является силой, побуждающей цивилизацию развиваться и переходить из области речных бассейнов и долин на берега морей и океанов.

Подводя итоги всему сказанному выше, мы можем разделить всю историю человечества на следующие периоды.

I. Древние века, речной период. Он охватывает собою историю четырех великих цивилизаций древности — Египта, Месопотамии, Индии, Китая, — возникших в бассейнах великих рек. История этих четырех цивилизаций не синхронистична: восточная группа (Индия и Китай) с самого начала своего возникновения

несколько запаздывает в своем развитии сравнительно с двумя западными цивилизациями (Ассиро-Вавилония и Египет). При дальнейшем подразделении, которое мною будет сделано, я имел в виду исключительно эти две последние цивилизации, которые, развившись в более благоприятных географических условиях, перешли сравнительно быстро в фазу морской цивилизации и оказали большое влияние на Европу и европейские народы.

В периоде древних речных цивилизаций можно различить две эпохи:

1) эпоха изолированных народов, завершающаяся к XVIII веку до начала нашей эры;

3) эпоха первоначальных международных сношений и сближенийнародов, начинающаяся первыми войнами Египта и Ассиро-Вавилонии и заканчивающаяся вступлением на историческую арену пунических (финикийских) федераций приблизительно около 800 года до начала христианской эры.

Средние века, средиземноморский период. Этот период охватывает двадцать пять веков, с основания Карфагена до Карла Великого, и подразделяются в свою очередь на две следующие эпохи:

1) эпоха Средиземного моря, во времена которой главные очаги культуры одновременно или поочередно представлены крупными олигархическими государствами Финикии, Карфагена, Греции и, наконец, Рима при цезарях, вплоть до Константина Великого;

3) эпоха морская, начинающаяся со времени основания Византии (Константинополя), когда в орбиту цивилизации втягиваются Черное море, а затем Балтийское. Эта эпоха охватывает собой весь период средних веков.

Новое время или период океанический, характеризующийся заметным перевесом западноевропейских государств, лежащих на побережье Атлантики. Этот третий период развития цивилизации, несмотря на свою молодость по сравнению с двумя предыдущими, может быть разделен также на две эпохи:

1) атлантическая эпоха от открытия Америки до момента «золотой лихорадки» в Калифорнии и Аляске, широкого развития английского влияния в Австралии, русской колонизации берегов Амура и открытия для европейцев портов Китая и Японии;

2) всемирная эпоха, едва только зарождающаяся в наши дни. Это разделение человеческой истории, представляющей в

действительности единый процесс, вполне соответствует также и

трем последовательным фазисам социальной эволюции, и трем восходящим ступеням органической эволюции в природе.

Главная задача настоящей книги и заключается в том, чтобы выяснить и отыскать естественные, но часто таинственные пути, при помощи которых различная физико-географическая среда оказывает влияние на судьбы народов, предоставляя некоторым из них верховенство над другими народами. Проблема, поставленная нами, слишком обширна, чтобы ее можно было разрешить силами одного только человека и в одной небольшой книге. Вследствие этого в настоящем произведении я ограничусь лишь рассмотрением вопроса о развитии первоначальной цивилизации в речных бассейнах, которые я уже называл много раз на предыдущих страницах.

С первых проблесков зари исторических времен эти реки (Нил, Тигр и Евфрат, Инд и Ганг, Хуанхэ и Янцзы) наложили на жителей, населявших берега этих рек, своего рода ярмо исторической необходимости: народы, обитавшие в бассейнах названных рек, самими физико-географическими условиями были сразу прочно привязаны, как пленники к колеснице Джаггернаута, к цивилизации и прогрессу.

Источник

Речные цивилизации: общие характеристики и определение

Определение понятию «речная цивилизация» было дано историками и археологами XIX века. Такое обозначение получили первые в истории человечества государства. По закономерности все они возникли в долинах крупных рек в связи с исключительной важностью для тогдашних людей сельского хозяйства. Ученые выделяют четыре подобные цивилизации: египетскую, месопотамскую, индийскую и китайскую.

Общие характеристики

Возникшие несколько тысячелетий назад древние речные цивилизации – яркий пример того, как природные условия влияли на развитие человека. Основой экономики первых цивилизаций было сельское хозяйство. Возделывание земли и выращивание культур являлись залогом процветания городов и поселений. Именно поэтому первые государства возникли в регионах, в которых условия окружающей среды больше всего благоволили аграриям.

Такими местами были долины рек. В бассейне Нила возникла древнеегипетская цивилизация, на берегах Тигра и Евфрата – шумерская, вокруг Инда и Ганга – индийская, рядом с Хуанхэ и Янцзы – китайская. Их колыбелью были земли между 20° и 40° северной широты

Древний Египет

Ключевые особенности речных цивилизаций наглядно прослеживаются на примере Древнего Египта. Это государство возникло на северо-востоке Африки на берегах нижнего течения Нила. Первые признаки цивилизации сформировались в конце 4-го тысячелетия до н. э. В тот период первые фараоны объединили под своей властью Нижний и Верхний Египет.

Все речные цивилизации переживали взлеты и падения. У Египта таких менявших друг друга периодов было несколько. Его наивысший расцвет пришелся на Новое царство, которое существовало в XVI – XI вв. до н. э. К нему относятся три древнеегипетские династии (18, 19, 20). Именно Новое царство оставило после себя наибольшее количество памятников, по которым современное человечество и знает загадочную древнюю страну. В IV веке до н. э. Египет подпал под влияние греческой культуры и стал терять свои уникальные цивилизационные черты. Окончательно власть фараонов завершилась в 30 году до н. э., когда северо-восток Африки был завоеван Римской империей.

Земледелие и речные циклы

Значительное число древних египтян занималось сельским хозяйством. Зависимость от рек, важных для земледелия, – одна из причин того, почему древние цивилизации мира называют речными. Цикличные разливы Нила оставляли на полях ил, который, перемешиваясь с почвой, увеличивал получаемый урожай.

Изобилие и хозяйственное процветание давали людям больше свободного времени на технологическую, культурную и художественную деятельность. Эта закономерность стала одной из глубинных причин величия Египта на протяжении нескольких тысячелетий.

Все речные цивилизации древнего мира пытались покорить и приручить природу. Египтяне для этого строили вдоль Нила и его притоков плотины. С помощью них вода отводилась на сельскохозяйственные поля с урожаем. И хотя совершенства система орошения достигла в Месопотамии, у египтян для своего времени она также была выдающейся.

Сельское хозяйство у этого народа велось согласно речным циклам. Египтяне делили год на три сезона: наводнение, посадку и сбор урожая. Самым распространенным было зерновое хозяйство, хотя также существовало плодоводство и огородничество. Существовали виноградники, выращивался лен. Его использовали для прядения. Вдоль нильских берегов рос папирус, из которого делалась уникальная египетская бумага.

Быт и религия

Жилища египтян строились из кирпича-сырца, благодаря которому в помещениях даже в полуденную жару сохранялась комфортная прохлада. В каждом доме была кухня с открытой крышей. Стены красились в белый цвет или завешивались коврами из льна.

Общей религии в Египте не было. В каждом регионе существовал культ определенного божества. Все вместе они образовывали один из крупнейших пантеонов древности. Как и другие религии того периода, религия египтян произошла от фетишизма и анимизма. Фараон Эхнатон попытался отказаться от многобожия и создал собственный централизованный монотеистический культ солнечного бога Атона. Но эта реформа так и не закрепилась в древнеегипетском обществе.

Месопотамия

Месопотамия, или Междуречье, – регион в окрестностях двух великих рек – Тигра и Евфрата. Сегодня эта территория принадлежит Ираку. До нашей эры же здесь существовали разные речные цивилизации. В отличие от Египта, в Месопотамии никогда не было одного целостного народа. Разные племена покоряли здесь друг друга на протяжении нескольких тысячелетий.

Даже по сравнению с другими важными реками древности долина Тигра и Евфрата была особенно плодородной. Начинающиеся на Армянском нагорье воды приносили в Месопотамию аллювиальные отложения. Именно благодаря им здешняя почва давала богатые урожаи. Плодородность привлекала сюда многие народы. Кроме того, Месопотамия была важным торговым регионом, так как она соединила Персидский залив и Средиземноморье.

Страна каналов

За период с IV тысячелетия до VI века до н. э. в Месопотамии сменилось несколько государств (Шумер, Аккад, Вавилония и Ассирия). Их народы отличались друг от друга языками и некоторыми культурными чертами. Но в целом их общность можно назвать одной великой древней месопотамской цивилизацией. Истоком ее появления стало создание системы ирригации на берегах Тигра и Евфрата.

Для ведения сельского хозяйства жители Месопотамии строили каналы и водохранилища. Ирригационные системы увеличили урожаи и позволили орошать поля в течение всего вегетационного цикла. Прогресс привел к разделению труда. Возникли ремесла, затем началось классовое расслоение. Оно привело к появлению рабовладельцев и огромной эксплуатируемой массы.

Ирригация и торговля

Хотя в Месопотамии всегда было много невольников, сельским хозяйством занимались и свободные люди, жившие в общине. Они же должны были отбывать трудовую повинность в пользу государства, строя и расчищая каналы. От любых земляных работ были освобождены только представители знати. Чем совершеннее становилась система ирригации, тем интенсивнее шел отток людей из разрозненных мелких поселений к провинциальным центрам. Это были уже города. Они обладали характерными постройками: храмом, мастерскими и зернохранилищем.

Вокруг культовых сооружений происходил сбор запасных фондов продуктов. Месопотамия была бедна лесами и металлами. Жители Междуречья получали эти ресурсы, покупая их в обмен на свой обильный урожай. Торговля велась со многими странами – от Индии до Египта и от Средиземноморья до Аравии. К III тысячелетию до н. э. хозяйства храмов стали настолько сложными, что для их учета потребовался новый способ передачи информации – письменность. Именно так у шумеров появилась их знаменитая клинопись, которую они наносили специальными палочками на глиняные таблички.

От Передней Азии Месопотамия отделялась обширными пустынями. Первые народы, которые ее заселили, жили не только изолированно, но и крайне бедно. Урожаи были неустойчивыми и состояли только из неприхотливого ячменя. Для сельского хозяйства пригодной была лишь узкая полоса земли между мертвой пустыней и болотами. С появлением каналов и системы ирригации люди заселили новые, прежде непригодные для жизни районы.

Индийская цивилизация

Современной науке в разной степени известно, где и когда зародились речные цивилизации. Например, история древней Индии остается одной из самых слабо исследованных. Связано это с тем, что ее жители не оставили после себя почти никаких памятников. Большой поток документальных свидетельств об Индии возник только в III веке до н. э., когда сюда вторглась армия Александра Македонского.

Однако некоторые основополагающие факты констатировать все-такие можно. Возникшая в долине Инда индийская речная цивилизация считается третьей по древности после египетской и месопотамской. Из всех них она была самой крупной по занимаемой площади. Эту цивилизацию также называют Хараппской. Существовала она в XXXIV – XIV вв. до н. э. Ключевыми ее центрами были города Мохенджо-Даро, Ракхигархи, Хараппа, Дхолавира и Лотхал. Население долины в период расцвета цивилизации достигало пяти миллионов человек. Шумеры называли Индию Мелуххой и даже вели с ней морскую торговлю.

Города индийцев

Хараппцы имели развитую металлургию бронзы, монументальное строительство, мелкую скульптуру. Основой сельского хозяйства являлось ирригационное земледелие. Считается, что в городе Мохенджо-Даро находились древнейшие в истории человечества туалеты, а также водопровод и канализационная система.

Сельское хозяйство индийцев дополнялось рыболовством и охотой. На океанском побережье процветал морской промысел. До того периода, когда зародились древние речные цивилизации, у людей не было городов в классическом смысле этого слова. С появлением государств крупные поселения стали окружаться фортификациями. Древние индийские города состояли из защищенной цитадели и нижнего города. Они отличались тщательно составленной планировкой. Жилые дома строились двухэтажными.

Китай

Бассейн Хуанхэ – еще одно место, где складывались древние речные цивилизации. В третьем тысячелетии до н. э. здесь сформировалась этническая общность древних китайцев. Уникальность этой цивилизации заключалась в ее почти полной изоляции от других народов той эпохи. Если о Китае и знали на Западе, то там эта страна представлялась мифическим краем, еще более таинственным, чем Индия с ее невероятными слонами.

Постепенно данная цивилизация распространилась за пределы бассейна Хуанхэ и на юге обжила еще одну крупную реку – Янзы. Любопытно, что нижнее русло Хуанхэ неоднократно менялось в результате наводнений и естественных природных процессов. Трансформировался и берег Бохайского залива, куда впадала эта река. В древности долина Хуанхэ была полностью покрыта лесным массивом. Активная человеческая деятельность уничтожила эти заросли. Вслед за ними исчезли носороги, слоны, бамбуковые крысы и тапиры. Как и другие речные цивилизации, древнекитайское государство начала человеческое вмешательство в окружающую среду.

Приручение природы

Народы древности были очень уязвимыми перед природными катаклизмами. Почему их называют речными цивилизациями? Они создавались в долинах и при этом еще не умели бороться с наводнениями. Подобные катастрофы грозили гибелью целым поселениям. В китайском письме слово «несчастье» долгое время записывалось в виде иероглифа, изображавшего вышедшую из берегов реку.

Только в середине I тысячелетия до н. э. жители бассейна Хуанхэ научились делать железные орудия и вышли за пределы пойм. Теперь они могли возделывать недоступные прежде твердые почвы. Благодаря этому население стало менее концентрированным и начало колонизацию холмистых регионов Китая. Особенно это касалось северных степных областей. Ученые, определившие, где и когда зародились древние речные цивилизации, до сих пор открывают новые детали, связанные с историей древнего Китая.

Источник

Л.И. Мечников и его «Цивилизация и великие исторические реки».

Лев Ильич Мечников — родоначальник русской геополитической школы(1838-1888). Его идеи относительно солидарности человечества в условиях глобализации, роли географической среды в основании пространства современны и чрезвычайно актуальны. Ключевые слова: пространство обитания, водное пространство, великие исторические реки, цивилизация. Важнейшей задачей географии он считал изучение Земли в ее особых отношениях к человеку. Мечников пишет главный труд своей жизни — книгу «Цивилизация и великие исторические реки». В её основе — устройство общества и освоение им географической среды. По Мечникову подневольные союзы людей могут освоить только исторические реки (Нил, Тигр и Евфрат, Инд и Ганг, Янцзы и Хуанхэ), подчинённые — уже средиземные моря, и только свободные — океаны. Основа же общественного устройства — способность его членов к солидарности. «…Смерть или солидарность, других путей у человечества нет. Если оно не хочет погибнуть, то люди неизбежно должны прибегать к солидарности и к общему коллективному труду для борьбы с окружающими неблагоприятными условиями физико-географической среды. В этом заключается великий закон прогресса и залог успешного развития человеческой цивилизации».

Мечников решительно выступал против расизма, против географического фатализма. Он сторонник естественнонаучного материализма, по своим политическим взглядам — анархист. Идеи Мечникова до сих пор актуальны.

Концепция мирового развития.

Мечников обосновал идею развития мира от неорганической (механизмы) к органической (организмы) и, далее, к разумной (общества) природе.

Им открыт закон развития человеческого общества — закон кооперации.

Создана основа дисциплины «геополитика» в её русском исполнении: в отличие от западной, которая приравнивает общества к организмам, русская ставит общество на более высокую ступень развития. Мечников — «отец» русской геополитики.

Этот принцип плодотворно реализован в краеведении и геополитике.

Теория формирования земных цивилизаций.

Земная цивилизация по Мечникову, так же как и по Марксу, начинается с труда, который и создал человека. Причина труда по Мечникову такова: «Под страхом неминуемой смерти река-кормилица заставляла население соединять свои усилия на общей работе, учила солидарности, хотя бы в действительности отдельные группы населения ненавидели друг друга».

Таким образом, начало земных цивилизаций — деспотия. Прогресс осуществляется при постепенном развитии личности, её стремлении к свободе, анархии. Чем более свободно общество, тем более трудную для жизни среду оно может освоить.

Читайте также:  Скорость течения реки относится

20. Основное содержание труда Н.Я. Данилевского «Россия и Европа». Культурно-исторические типы. Концепция панславизма.

Данилевского считают эпигоном славянофильства, которое в то время уже вступило в период упадка. Он был одним из наиболее типичных представителей панславизма. Данилевский, отрицая всякую общечеловеческую задачу в истории, считает Россию и славянство лишь особым культурно-историческим типом, однако наиболее широким и полным. Видя в человечестве только отвлеченное понятие, лишенное всякого действительного значения, и вместе с тем оспаривая общепринятые деления: географическое (по частям света), и историческое (древняя, средняя и новая история), Данилевский выставляет в качестве действительных носителей исторической жизни несколько обособленных «естественных групп», которые он обозначает термином «культурно-исторические типы». Основное воззрение Данилевского резко отличается от образа мыслей прежних славянофилов. Те утверждали, что русский народ имеет всемирно-историческое призвание как истинный носитель всечеловеческого окончательного просвещения; Всякое племя или семейство народов, характеризуемое отдельным языком или группою языков, составляет самобытный культурно-исторический тип. Таких типов, уже проявившихся в истории, Данилевский насчитывает 10: египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитический (аравийский) и германо-романский (европейский). Россия с славянством образуют новый, имеющий в скором времени проявиться культурно-исторический тип, совершенно отличный и отдельный от Европы. К этим естественным группам Данилевский причисляет ещё два сомнительных типа (американский и перуанский), «погибших насильственною смертью и не успевших совершить своего развития». Данилевский признает четыре общих разряда культурно-исторической деятельности: деятельность религиозная, собственно культурная (наука, искусство, промышленность), политическая и социально-экономическая. Вера Данилевского в возможность создания Всеславянского союза, а в идеале — Всеславянской федерации, добровольного объединения всех славянских государств на взаимовыгодных условиях и согласования интересов, интерпретировалась в духе поддержки имперской политики царизма, что привычно называлось панславизмом. Данилевский действительно считал, что процесс консолидации славян должна возглавить Россия, русский народ, как обладающий мощной государственностью и не подвергшийся, в отличие от всех других славянских племен, онемечиванию или отуречиванию. Но объединение славян должно совершиться так, чтобы «славянские ручьи не сливались в русском море», т. е. все славяне сохранят свое национальное своеобразие, политическую и культурную независимость.

Источник

Реферат ВЕЛИКИЕ РЕКИ И ЦИВИЛИЗАЦИИ

Сборник рефератов по географии для 10 класса: Экономическая и социальная география мира
Коллектив авторов

Реферат ВЕЛИКИЕ РЕКИ И ЦИВИЛИЗАЦИИ

1. Влияние географических факторов на развитие человеческого общества. «Океаническая концепция» Л. Н. Мечникова; концепция Л. Н. Гумилева; геополитика.

3. Тигр и Евфрат.

5. Хуанхэ и Янцзы.

Влияние географических факторов на развитие человеческого общества. «Океаническая концепция» Л. Н. Мечникова; концепция Л. Н. Гумилева; геополитика

Процесс развития всякой цивилизации неизбежно оказывается приспособительным по отношению ко многим факторам окружающей среды. Из них наиболее важны космический (солнечная радиация), географический (климат, особенности рельефа, геохимическая ситуация) и биотический, определяющий пищевой режим. Все эти факторы пространственно организованы и находят свое выражение в ландшафтах, окружавших человека с момента его формирования как самостоятельного вида.

Степень воздействия природы и зависимость человека от нее столь велики, что осознание этого послужило основой для появления целого направления в науке – географического детерминизма. Его сторонники полагали, что развитие человеческого общества главным образом определяется влиянием на него различных географических (природных) факторов. Дань этому учению отдавали многие мыслители: Платон, Аристотель, Г. Т. Бокль, Л. Н. Мечников, К. Риттер и др. Они считали, что развитие народов определяется в первую очередь ландшафтом, почвой, климатом, пищей.

Разумеется, в подобной прямолинейности немало преувеличенного, однако есть в этих характеристиках и немало ценных наблюдений о влиянии природы на поведение, психику отдельных людей и целых этнических групп. Внимательно анализируя историю развития различных стран и этнические особенности их народов, нельзя не отметить их существенной зависимости от тех или иных природных, климатических условий. Разумный учет влияния географического фактора на этнические особенности и развитие народов вряд ли будет лишним. Другое дело – возведение географического влияния в абсолют. Крайности в науке, как и в любом другом деле, только вредят.

Географическая среда не оказывает своего влияния в одинаковой степени всегда и постоянно. Ее влияние не происходит с фатальной необходимостью. Поражающий пример изменения физико-географической среды мы видим в Месопотамии – в древней области, где протекают реки Тигр и Евфрат. Некогда в этой благословенной долине культурные племена благодаря искусственному орошению и канализации достигли того, что земля давала урожаи несколько раз в год. Когда Месопотамия была завоевана арабами, для которых родной стихией была песчаная степь с редкой и тощей растительностью, Месопотамия мало-помалу превратилась в пустыню: арабы постарались придать ей вид родной Аравии, они вырубали леса, не поддерживали запруды, оставляли без ремонта каналы – и постепенно пески покрыли плодоносные земли.

Таким образом, главную причину и характер цивилизации данного народа мы не должны искать только во влиянии окружающей среды; характер цивилизации и социального строя зависит и от того способа приспособления к условиям окружающей среды, какой практикует данный народ. Это положение верно и по отношению к рекам, как и ко всем другим природным образованиям нашей планеты.

Ценность и полезность рек изменялась самым странным образом. Прежде всего, все реки, протекающие в полярных областях или находящиеся значительную часть года скованными льдами, как Печора, Обь, Енисей, Лена и др., текут как бы вне исторической зоны, за пределами истории. Точно так же в тропической области, там, где естественные географические условия не способствуют в сильной мере развитию в человеке энергии и где, следовательно, народы едва вышли из стадии первобытного состояния, реки имеют также только второстепенное значение в жизни людей.

Так, самая большая река на Земле – Амазонка – протекает почти по необитаемым областям. Наконец, самая большая река умеренного пояса – Миссисипи, – играющая огромную роль в экономической жизни Соединенных Штатов, ранее не имела никакого значения для индейцев, так как, живя охотой, они не нуждались в этой реке.

Однако, не приписывая влиянию рек на человека никакого таинственного и фатального характера, тем не менее необходимо признать тот факт, что с начала истории цивилизация Старого Света зародилась и развилась на берегах больших рек, между 20 и 40 градусами северной широты. Нил в своем нижнем течении, Тигр и Евфрат, Инд и Ганг, Хуанхэ и Янцзы были колыбелью цивилизации и своими ежегодными разливами являлись учителями прибрежных жителей.

В отличие от слишком категоричных выводов Г. Бокля и Ш. Монтескье интересной и оригинальной по сути является «океаническая концепция» Л. Н. Мечникова, родного брата известного русского ученого, лауреата Нобелевской премии

И. Н. Мечникова. В своей работе «Цивилизация и великие исторические реки» он приходит к выводу о том, что развитие человеческого общества определяется, в первую очередь, освоением водных ресурсов и путей сообщения. Лев Мечников прекрасно изложил различные исторические периоды, берущие начало в бассейнах названных рек. Он пишет, как эти различные, узконациональные культуры, постепенно смешиваясь друг с другом, способствовали зарождению средиземноморской цивилизации: на западе – цивилизации, охватившей Малую Азию и Западную Европу, а на востоке – цивилизации Китая и Японии. Наконец, автор говорит нам о начале «мировой» цивилизации, океанической, интернациональной, которая охватила не только народы Европы, но и народы Америки и Австралии.

Согласно его концепции, последовательно сменяя друг друга, существовало несколько цивилизаций. Первая из них – речная. В это время общество развивалось благодаря освоению и использованию великих рек Китая, Египта, Месопотамии и других стран. Затем возникла средиземноморская цивилизация, позволившая людям овладеть морскими пространствами и перемещаться с континента на континент. И, наконец, с открытием Америки и освоением океанов человечество вступило в период новой, океанической цивилизации в масштабах всей Земли. При всей возможной спорности данной теории в ней в отличие от некоторых других социально-политических доктрин развития общества не находится места для насилия, диктатуры какого-либо класса или социального слоя общества. Она носит гуманистический, общечеловеческий характер.

Оригинальный русский мыслитель Л. Н. Гумилев активно занимался проблемой этногенеза (происхождение народов) и влияющих на него природных факторов. Он усматривал прямую зависимость этногенеза от географической среды. В свою очередь, данная среда является фрагментом биосферы Земли, которая входит в состав Солнечной системы – участка Галактики. Таким образом, человек и общество являются составной частью Вселенной и существуют в общей цепи иерархической совместимости микромира (человека) с макромиром (космосом).

Л. Н. Гумилев много сделал для утверждения концепции пассионарности. По мнению ученого, само возникновение и дальнейшее развитие этносов зависит от многих природных, в том числе и космических факторов (солнечной активности, магнитных полей и др.). Но также развитие этносов в значительной степени определяется наличием в них особых людей – пассионариев, обладающих сверхэнергией, непреодолимым стремлением к намеченной цели, пусть даже иллюзорной. Именно активностью и деятельностью пассионариев объясняются, по мнению Гумилева, главные исторические события в жизни народов. Пассионарии оказывают влияние на массы путем пассионарской индукции. Деятельность же самих пассионариев, их активность в свою очередь тесно связана ландшафтом, историческим временем и космическими факторами.

По-разному можно оценивать теории, которые относятся к географическому детерминизму. Но очевидно, что исследования в данной области помогли привлечь внимание ученых к осмыслению роли окружающей природной среды в развитии человека.

В то же время неумолимая и неподкупная практика, традиционно используемая в качестве основного критерия истинности любых теорий, свидетельствует и о значительной степени независимости общества от природы, о возможности самого человека творить свою судьбу, несмотря на превратности климата, погоды и другие природные сюрпризы.

Географический детерминизм в целом мирно пропагандировал свои идеи. Однако постулаты геополитики – теории, опирающейся на выводы географического детерминизма о значении природных факторов, могут носить весьма агрессивный характер.

Основы геополитики разрабатывали в начале XX в. ученые Западной Европы, в том числе Ф. Ратцель, Р. Челлен и другие. Согласно этой теории, политика государств во многом определяется различными географическими факторами. История человеческого общества сторонниками геополитики толкуется как постоянная борьба государств между собой. Подобно биологическим организмам, страны воюют «за жизненное пространство».

Это положение геополитики послужило теоретическим оправданием и обоснованием агрессии Германии, Японии, Италии, Израиля и других государств, якобы боровшихся за жизненное пространство из-за мнимого перенаселения. Этим же геофактором пытаются объяснить надуманный «антагонизм» между морскими державами Запада и континентальными странами Востока, между передовым индустриальным Севером и остальным аграрным Югом. Сегодня очевидны печальные последствия геополитических установок, применяемых на практике. Однако вернемся от современной жизни ко времени зарождения первых «речных» цивилизаций и к рекам, ставшим для них колыбелью.

Нил – одна из крупнейших рек мира. Именно этой реке Египет обязан своей историей. Каким же образом история этой страны так тесно переплетается с историей Нила, что даже можно сказать, что Нил создал Египет? Не испытывая благодетельных воздействий нильских разливов, почве Египта пришлось бы мучиться от засух и медленно, под действием горячих ветров, превращаться в безжизненную пустыню.

Но, к счастью для египтян и всего человечества, между Нилом и Красным морем высится горный массив Абиссинии, привлекающий дождевые облака и испарения Индийского океана. Когда солнце вступает в зенит нашего Северного полушария, в этой горной стране разражаются с необычайной силой тропические ливни; всего за несколько часов образуются огромные потоки, отрывающие большие куски скал и прокладывающие себе русло в ущельях и долинах.

Река Собат, самый южный из нильских притоков, уже носит до известной степени характер периодического абиссинского потока; Голубой Нил и Атбара находятся уже в полной зависимости от времен года. Только благодаря их периодическим половодьям, Нил выходит из берегов и оплодотворяет почву во всех тех местах к югу от первого порога, где это допускается понижением берегов.

Воды Нила прозрачны и светлы, а воды Атбары и Голубого Нила приносят из своей родной страны особый черный осадок, который река и распределяет в виде удобрения слоями по всей долине. После того, как река снова войдет в свое обычное русло, обитателям Египта ничего более не остается делать, как рассыпать семена по жирному грязному илу и ждать, когда они взойдут.

Но всякая медаль имеет свою оборотную сторону. Конечно, Нил – бесспорное благо для жителей Египта, потому что он создает лучшую пищу, вызывает к жизни растительность, которой питаются животные, приготовляет жертвенные приношения для всех богов и т. д. Но для того, чтобы стать благом, разлив Нила должен достигнуть высоты шестнадцати футов, а это случается далеко не каждый год. Общая сумма условий, производящих разлив, слишком сложна, чтобы здесь не играла роль случайность. Тем более, что достаточно только лишь трех футов нехватки до нормального уровня в высоте воды – и вновь сложится та жизненная картина, о которой говорит Библия в предании о тощих коровах.

Раньше, чем одарить египтян своими дарами, Нил подвергал их тяжким испытаниям. Дикие племена и орды всех цветов кожи, пришедшие на берега Нила, прежде чем перейти к тесной солидарности и пользоваться благами цивилизации, гибли целыми массами от голода, нищеты и болезней, невзирая на изумительные природные богатства нильской долины.

Поддерживать в реке постоянное русло; распространять оплодотворяющее начало по возможно более широкой поверхности при помощи ирригационных каналов; устраивать поперечные плотины, заставляющие воды задерживаться на долгое время над почвой и спокойно осаждать свой ил; укреплять и защищать места, избранные для поселения, от опасности быть снесенными слишком сильным разливом; сооружать приспособления для поднятия воды в места, которые не достигает разлив; наконец, когда уровень воды начинает понижаться, облегчать регулярный спад воды с тем, чтобы не оставалось луж и болот, испарения которых могли бы заражать воздух, – вот полная программа необходимых работ, которые древние египтяне должны были исполнять, чтобы пользоваться естественными благами нильских разливов. Вот почему древним египтянам пришлось выполнить и завершить работу по завоеванию почвы.

Необходимые работы по ирригации, вытекавшие из физических условий нижней нильской долины, плодородие которой находилось в зависимости от работ, оказали на историю Египта столь решительное влияние, что их невозможно игнорировать.

Система общественных работ, регулирующих и усиливающих благодетельные последствия разливов, образует в Древнем Египте нечто стройное, целое, объединяющее составные части необходимой связью и комбинирующее их отдельные действия на всем протяжении Египта, от порогов Сиены (Асуана) до моря.

Достаточно, чтобы одна какая-либо часть общей работы была не исполнена, чтобы вся система оказалась в опасности. Пусть только одна какая-либо область вверх по течению реки допустит свои каналы заполниться илом, прекратит уход за ними – и равновесие окажется нарушенным для всех областей, лежащих ниже по реке, и урожай будет погублен, быть может, во всей стране. Необходима всюду одинаковая бдительность, необходимо, чтобы в целой системе и в ее отдельных частях царствовало одно общее направление, и чтобы все подчинялись одной воле…

Лежавшие в основе этой необходимости физико-географические условия не ограничивались наложением единства на всех обитателей Египта. Необходимым последствием и логическим результатом всех физико-географических условий Египта являлось формирование жесткой центральной власти, обрекшее древних египтян на иго деспотизма. Ни один народ не доводил до такой большой степени повиновение царской власти, не возносил самого понятия ее на такую высоту, не признавал за нею божественное происхождение так, как это делали египтяне. Объясняется сей факт, конечно, тем, что ни один народ не испытывал настолько сильно необходимости в центральной воле для более рациональной организации материальной жизни и для производства всего необходимого для пропитания. Таким образом, Нил сыграл главную роль и при складывании политического строя Египта. Поэтому можно сказать о географическом происхождении в Египте абсолютизма и деспотизма.

Египет представляет собою плодородный оазис, отделенный от остального мира песчаными пустынями, скалистыми пространствами, морями и обширными болотами. Совершенно иной характер имеет область рек Тигр и Евфрат, окраинные части которой с первого взгляда имеют как будто самостоятельный характер, тогда как на самом деле они зависят всецело, и исторически и географически, от двух великих рек Передней Азии, которые образуют «Страну двух рек», или страну Междуречья – Месопотамию.

Уже за 2300 лет до начала нашей эры в долинах горной Армении возникли зачатки цивилизации, но эти зачатки не получили своего дальнейшего развития. В Армении и в верховьях Евфрата и Тигра не было тех физико-географических условий, которые могли бы укрепить и дать дальнейшее развитие зародышам культуры. Такие условия мы встречаем лишь в области нижнего течения названных рек.

К югу от Арарата и Тандурека горы понижаются, образуя несколько параллельных цепей, направляющихся от истоков Аракса и от озера Урмии на юго-восток, к Мекрану; эти цепи отделяют Месопотамию от высокого плоскогорья Ирана, проходя по левому берегу Тигра. Некоторые вершины этих гор, как, например, Эльвенд, к юго-западу от Экбатаны, и Алиджук, к югу от Испагани, поднимаются на высоту 3000–4000 метров; здесь же находится вершина Ку-и-Дена в 5200 метров высоты, представляющая после Демавенда наиболее возвышенный пункт Передней Азии. Со стороны Ирана и Белуджистана эти горные цепи образуют как бы одну сплошную стену, постепенно понижающуюся к юго-востоку. У подошвы этой стены на высоте почти 1500 метров над уровнем моря группируются наиболее знаменитые исторические города Персии и Мидии: Экбатана, Испагань, Персеполь, Шираз.

Если существует какое-либо место в Месопотамии, на котором по-настоящему зародилась цивилизация, так это там, где была Нижняя Халдея. Эта первобытная цивилизация, как и цивилизация Египта, имела своей колыбелью самую южную часть вавилонской долины, почва которой сплошь состоит из наносной земли. Из всей долины Тигра и Евфрата это были первые места, где человек мало-помалу освободился из своего животного состояния и сумел перейти в стадию цивилизованной жизни. Точно такая же картина наблюдалась и в Египте, в долине Нила.

Читайте также:  Оборудование для сплавов по рекам

С течением времени в той и другой стране цивилизация все более и более крепла и распространялась с низовьев рек вверх по течению. Известно, что Фивы в Египте возникли гораздо раньше Мемфиса; точно так же и в Месопотамии первое развитие цивилизация получила в городах Ур и Ларзам, лежавших почти в устье Евфрата и Тигра. Религия с ее символами и обрядами, зародившись в нижнем течении Нила, Евфрата и Тигра, распространялась по тому же пути, каким шла цивилизация вообще. Таким образом, в бассейне Тигра и Евфрата цивилизация возникла в Нижней Халдее. Наиболее известным из этих центров халдейской цивилизации был Вавилон. Также предполагается, что народ, известный в истории под именем ассирийцев, заимствовал из Халдеи первые зачатки своей цивилизации.

На этом сходство с Египтом не заканчивается. По всей видимости, когда в этой области только появились первые люди, она представляла собой картину такого же хаоса, как и первобытная нильская. Чтобы сделать из этой пустыни одну из самых богатых и обильных областей в мире, первобытным жителям надлежало урегулировать течение рек и при помощи каналов и плотин распределить равномерно по всей местности живительную влагу, которая в ущерб для некоторых частей территории скоплялась в других, – словом, нужно было сделать буквально то же, что пришлось сделать первым жителям Египта. Следовательно, обитатели равнины под страхом угрозы самых ужасных несчастий принуждались к сложному и мудрому координированию своих индивидуальных усилий. Как следствие, государственное устройство Халдеи было очень похожим на государственное устройство Древнего Египта.

Различие географической среды не замедлило создать с течением времени между цивилизациями Египта и Халдеи весьма характерные и заметные отличия. Хотя Нижняя Халдея представляет, без сомнения, наиболее изолированную часть тигро-евфратского бассейна, тем не менее ее изолированность далеко не столь сильна, как в Египте. С самого раннего периода месопотамской истории Халдея и Ассирия подвергаются различного рода внешним влияниям. Не так далеко находилось одно государство, в Библии называемое Элам, и в самом раннем периоде истории изобиловавшее городами. В этих городах-крепостях находили себе приют различные разбойники, которые на протяжении многих веков совершали набеги на Халдею.

Но по мере того, как цивилизация, родившаяся в области разливов и наносов, поднималась вверх по течению Тигра и приближалась к горной стране Курдистан, ей предстояло встретиться с еще более многочисленными и не менее воинственными, нежели эламиты, разбойничьими племенами.

Усваивая постепенно религию, обряды, письменность, искусство и науку халдеев, жители остальной Месопотамии в конце концов в течение второго тысячелетия до начала нашей эры приобрели господство над всем средним течением Евфрата и Тигра. К тому времени они сделались опасными соперниками Вавилона, ослабевшего вследствие постоянных войн с фараонами XVI, XVII и XVIII династий.

Рассматривая историю месопотамской цивилизации, необходимо подчеркнуть тот факт особой важности, что без своих халдейских предшественников народы Верхней Месопотамии, по всей вероятности, не были бы в состоянии подняться над той низкой ступенью культуры, на какой находятся даже и в наше время жители Курдистана и Луристана. Но, с другой стороны, без ассирян мирная земледельческая цивилизация Нижней Халдеи потребовала бы не одно тысячелетие для того, чтобы выйти за пределы нижнего течения Евфрата и Тигра и распространиться по всей Передней Азии вплоть до Эгейского моря.

Читайте также

Великие экономические умы

Великие экономические умы Идеи не возникают сами по себе. В последние 250 лет экономическая мысль развивалась под влиянием таких знаменитых личностей, как Адам Смит, Джон Мейнард Кейнс, Карл Маркс, и множества менее известных ученых. Их труды сохраняют свое значение и по

Великие идеи обретают форму во времена хаоса

Великие идеи обретают форму во времена хаоса По некоторым признакам мы находимся в некой переломной точке высокой значимости, точке изменения в психотектонике. В апреле 1974 года в статье Клэра У. Грейвза (Clare W. Graves), опубликованной в журнале «Футурист» (The Futurist), прозвучало

18.1. Слишком великие и влиятельные, чтобы рухнуть

18.1. Слишком великие и влиятельные, чтобы рухнуть Банкротство Lehman Brothers Holding привело к провалу рыночного либерализма. Отказ правительства США в финансовой помощи инвестиционному банку отражает царившую тогда убежденность, что рынок в силах справиться с банкротством

Глава 2 Великие трейдеры, торгующие по тренду

Глава 2 Великие трейдеры, торгующие по тренду У большинства из нас не хватает выдержки для того, чтобы сконцентрироваться на одной цели в течение пяти, десяти или двадцати лет, жертвуя всем для ее достижения, но это именно то, что необходимо, чтобы стать олимпийским

5.1. Структура денежных потоков в экономической системе, или «Все реки куда-то текут»

5.1. Структура денежных потоков в экономической системе, или «Все реки куда-то текут» Рассмотрим структуру денежных потоков в национальной экономике в самом общем случае. Для этого обратимся к рис. 12. Рисунок 12. Кругооборот ресурсов, товаров и денег в национальной

Грядут великие перемены

Грядут великие перемены Я вспоминаю предупреждение президента Джона Ф. Кеннеди: «Грядут великие перемены». Что ж, эти перемены уже

§ 4. Великие географические открытия и их последствия

§ 4. Великие географические открытия и их последствия Особое место в процессе зарождения рыночных отношений заняли Великие географические открытия (конец XV–XVII век), благодаря которым удалось установить новые торговые пути, вовлечь в мировой хозяйственный оборот

Часть I Великие корпоративные ошибки

Часть I Великие корпоративные ошибки В первой части мы сосредоточим свое внимание на четырех глобальных задачах, с которыми приходится сталкиваться руководителям высшего ранга: организации нового проекта; управлении слияниями и поглощениями; оперативном реагировании

Глава 15. Великие изречения как источник вдохновения

Глава 15. Великие изречения как источник вдохновения 15.1. Афоризмы и изречения Отсутствие мотивации – величайшая душевная трагедия, разрушающая все жизненные устои. /Г. Селье/ Уважение к человеку может превратиться в пустую фразу, если мы не будем постоянно укреплять

У великих компаний великие цели

У великих компаний великие цели Не существует «правильной» цели для каждого бизнеса. Потенциальных целей столько же, сколько предприятий и организаций. Каждый бизнес должен стремиться к тому, чтобы найти свою цель, внедренную в коллективную ДНК,

Великие люди = великая команда?

Великие люди = великая команда? Такое часто случается в музыке и спорте. В 70-х годах великие сольные рок-исполнители стали объединяться, с тем чтобы стать затем «супергруппами»[1]. Однако результатом их совместной деятельности стала на удивление «эгоистичная», «надменная»

Герои полагаются на опасные авантюры, великие команды – на дисциплину

Герои полагаются на опасные авантюры, великие команды – на дисциплину Наряду со всеми методами, позволяющими поддерживать высокое качество продукции, в Menlo есть мораль. Она исходит от знания, что вы работаете в среде, которая безопасна для вас и где уважается хорошая

Три великие силы

Три великие силы Космонавтика учит нас, что на отрыв от поверхности Земли и преодоление силы тяготения требуется гораздо больше энергии, чем на перелет на многие миллионы миль и обратно.Точно так же мы тратим больше времени и усилий в начале перехода к новому поведению.

Великие лидеры – не всегда великие менеджеры

Великие лидеры – не всегда великие менеджеры Ваша неустойчивая натура способна порождать неуемную энергию, подпитывать организацию и делать осязаемым образ будущего. Когда вы на коне, вы думаете и действуете быстрее всех вокруг и никто лучше вас не облечет этот образ в

Великие умеют служить

Великие умеют служить Вы стоите перед выбором сотрудника. Необходимо проанализировать и понять следующие критерии: тип эгоизма, которым он обладает, область, в которой он может работать, наличие определенного шарма, его манера говорить, определенная культура. Если вы

Источник



Особенности развития речных цивилизаций

Даже если сильно не углубляться в древнюю историю, можно заметить, что государства могли благополучно развиваться только вблизи от воды, особенно от полноводных рек. Даже у школьников древний Египет ассоциируется в первую очередь с рекой Нил. Наиболее развитыми речными цивилизациями древнего мира были Египет, Китай, Месопотамия и Индийская цивилизация. В этой статье мы перечислим основные причины заселения у рек, а также главные речные цивилизации. Мы расскажем об их особенностях, связанных с речными каналами, как в древности люди использовали реки, как местоположение влияло на становление культуры и быта.

Ответить на вопрос, почему люди расселялись вдоль рек, несложно. Без пропитания человек сможет прожить около месяца, без воды не выживет и недели. В древности у людей не было возможности сохранять воду на долгое время. Раз запасов не было, был нужен стабильный источник. Именно поэтому люди жили у полноводных рек, и это не единственная причина.

Почему цивилизации развивались у рек?

Особенности развития речных цивилизаций

Дело не только в том, что вода нужна для питья. В реках также можно ловить рыбу для пропитания. Не просто рыбачить, а ставить сети, чтобы добывать больше рыбы. Это безопаснее, чем охотиться, и проще, чем вспахивать землю. Однако, заниматься земледелием около водоемов тоже было легче, так как почва здесь достаточно увлажнена. Жители таких земель не зависели от дождей, к тому же зачастую в приречных землях формировался мягкий климат.

Даже в жару находиться у реки приятнее, это помогает пережить зной людям и животным, которые использовались для возделывания земель и на еду. У человека не было необходимости таскать ведрами воду для питья крупному рогатому скоту, так как можно было просто отвести животных к водоему. Скот мог не только попить, но и поесть, так как на берегах всегда много растений.

Даже древние люди не могли не заметить, что если долго не купаться, то от тела пойдет резкий запах. Самих людей он скорей всего не смущал, но привлекал хищников. Поэтому вода была нужна для поддержания чистоты тела, когда появилась одежда — для ее стирки. Наличие рядом воды было вопросом безопасности и выживания, поэтому человек стремился жить у реки.

О речных цивилизациях

Место обитания и особенности развития — это ответ на вопрос, почему цивилизации Древнего Востока называют речными. Такой термин появился в науке в 19 веке, им обозначили первые крупные цивилизации в истории человечества. Их экономика держалась на сельском хозяйстве, и дела шли успешно благодаря условиям для земледелия. Возможность возделывать землю и выращивать разные культуры стала защитой от голода, позднее — залогом успешной торговли с другими странами.

Все четыре древние государства расположились между 20 и 40 градусами северной широты. Нил породил древнеегипетское государство, Ганг и Инда — индийское, Евфрат и Тигр — шумерское, Янцзы и Хуанхэ — китайское. На примере каждого из них мы можем рассматривать закономерности развития древнего мира.

Древний Египет

Особенности развития речных цивилизаций

Зародился в области нижнего течения Нила в северо-восточной части материка Африка. Древнейшие из найденных признаков цивилизации датируются четвертым тысячелетием до нашей эры. Именно тогда властью фараонов был объединен Верхний и Нижний Египет. В развитии были периоды взлетов и падений. Пик успеха пришелся на 16-11 века до нашей эры, период назвали Новым царством. После него осталось множество монументов, именно по ним современные ученые изучали эту страну. В 4 веке до нашей эры Египет попал под влияние Греции, потеряв свои уникальные черты. История страны завершилась в 30 году до н.э., когда пала власть фараонов. Это произошло после завоевания Римом.

Египтяне занимались земледелием, поэтому они зависели он Нила. После регулярных разливов реки на местах посевов оставалось много ила. Это естественное удобрение позволяло им собирать большие объемы урожая. Благодаря помощи Нила, у людей оставалось больше времени, и они проводили его за творческой деятельностью или изобретением новых устройств и технологий. Это основная причина величия государства.

Египтяне, как и другие народы, стремились подчинить природу своей воде. Они делали плотины, чтобы воды Нила шли туда, куда им нужно. При этом они понимали, что должны подчиняться природным циклам и делили год на периоды в соответствии с ними. Большая часть посевов приходилась на зерновые культуры, но здесь были и виноградники, плодовые деревья. Выращивали лен и папирус, из первого — пряли, из второго — делали бумагу, что тоже стало вкладом в науку. Дома строили из кирпича-сырца, этот материал позволял создать прохладу даже в пик летнего зноя. Чтобы отводить тепло, стены окрашивали белым цветом, затем завешивали коврами из льна, которого было в избытке.

Месопотамия

Особенности развития речных цивилизаций

Эта речная цивилизация Древнего Востока достигла совершенства в вопросе орошения посевов. В современном мире на территории Междуречья или Месопотамии расположен Ирак. Если египтяне были целостным народом, хоть и без единой религии, то данное государство формировалось не так. Это отдельные племена, которые тысячелетиями покоряли друг друга и сливались в новые.

Долина Евфрата и Тигра была особенно плодородной, даже если сравнивать ее с Нилом. Одна из причин в том, что сюда шли воды с Армянского нагорья и несли в себе аллювиальные отложения, отличное удобрение. Поэтому племена и стремились сюда, здесь можно было обеспечить себе пропитание. Позднее Междуречье обрело логистическую ценность, оно выгодно расположилось между Средиземноморьем и Персидским заливом. Это способствовало развитию торговли.

С 4 до 6 тысячелетия до н.э. на территории по очереди правили несколько народностей — Вавилония, Шумеры, Ассирия, Аккад. У них разные культуры и разный язык, но все же Междуречье можно считать одной цивилизацией. И образовалась она преимущественно благодаря появлению системы ирригации на реках. Чтобы выращивать урожай, народы строили здесь водохранилища и проводили от них каналы. Такие разработки позволили орошать посевы не только при разливе рек, а в течение всего цикла выращивания. Прогресс позволил разделить типы труда, так возникли ремесла, затем произошло классовое расслоение. Именно оно стало движущей силой для распространения рабства.

Рабство было очень распространено, но земледелием занимались и свободные люди. Они объединялись в общины, выполняли обязанности по отношению к товарищам по общине и работали на нужды государства: строили и расчищали каналы. Не занимались этим только знатные люди. Чем лучше становилась система ирригации, тем сильнее проявлялась тенденция к формированию городов, в наиболее удобных местах строили храмы, хранилища для зерна, мастерские.

Междуречье было плодородным, но бедным на леса и металлы. Это дало стимул к развитию торговых отношений, урожай обменивали на то, чего у них не хватало. Торговали с разными странами, от Египта до Индии, от Аравии до Средиземноморья. К 3 тысячелетию до нашей эры зародилась шумерская клинопись, людям было сложно вести хозяйства храмов, не фиксируя данных в письменном виде. Шумеры писали специальными палочками на глиняных табличках.

Древняя Индия

Особенности развития речных цивилизаций

Зарождение древнеиндийской цивилизации — наименее изученная тема. Эта народность почти не оставила после себя памятников, поэтому исследовать было крайне сложно. Документальные свидетельства начали появляться только в третьем столетии до нашей эры в период вторжения войск Александра Македонского. Но кое-что науке все же известно.

Это третья по древности цивилизация после Египта и Месопотамии, самая большая по площади. У нее есть другое название — Хараппская, период существования — 34-14 века до нашей эры. В период расцвета численность достигала пяти миллионов. С ними вели речную торговлю Шумеры, они называли Индийское государство Мелуххой.

Индийцы занимались металлургией и ирригационным земледелием. Считается, что именно они создали первые туалеты, так как смогли освоить водопровод и систему канализации. Такие находки были обнаружены в древнем городе Мохенджо-Даро. Также были развиты охота и рыболовство. Города начали появляться лишь с зарождением цивилизации, у каждого была своя защитная цитадель. Эти поселения отличаются продуманной планировкой, дома создавали двухэтажными.

Древний Китай

Особенности развития речных цивилизаций

Еще одной колыбелью зарождения древних цивилизаций стал бассейн реки Хуанхэ. Древние китайцы создали здесь свою этническую общность в третьем тысячелетии до нашей эры. У этого общества есть интересная особенность — они полностью изолировались от своих современников. Если на западе и знали, что где-то восточнее есть Китай, то только на уровне легенд и мифов.

Со временем люди начали расселяться за пределы бассейна Хуанхэ, они выбрали еще одну пригодную для жизни местность — вдоль реки Янзы. Хуанхэ постоянно менялась, создавала наводнения, меняла очертания залива, в который впадала. В древние времена ее долина была лесом, но человек этот лес уничтожил. Вместе с лесными массивами пропали тапиры, носороги, бамбуковые крысы. Как и другим странам, Китаю было нужно выживать, поэтому они без раздумий вмешивались в природу.

У древних людей не было выбора, так как они были очень уязвимыми перед силами природы. Особенно это наглядно на примере Китайцев. Они селились в долинах рек, но еще не умели бороться с наводнениями. Разлив реки мог привести к гибели целого поселения. Это отразилось в письменности, иероглиф, обозначавший слово “несчастье” долго рисовали, как разлившуюся реку.

К середине первого тысячелетия до нашей эры жители Поднебесной научились делать железные орудия и смогли возделывать твердую почву. Благодаря этого народ смог расселиться по тем землям, которые раньше считались непригодными для жизни, плотность населения стала ниже. Так осваивали холмистые районы, заходили на северные степные области. Относительно Индии Древний Китай изучен достаточно хорошо, однако, ученые до сих пор открывают новые подробности и факты.

Речные цивилизации древнего мира были первыми организованными государствами. У каждого из них свой путь становления, но объединяло их одно — формирование возле рек и упор на сельское хозяйство.

Источник

Adblock
detector