Меню

Черное озеро в кожухово

Косино, тайна трех озер

Описание

Ученые считают, что происхождение названий озер следующее: два из них несут в себе характеристику воды, степени ее прозрачности: Белое озеро — с прозрачной водой, чистыми берегами, песчаным дном. Черное озеро — с темной от торфа, непрозрачной водой, заболоченными берегами, илистым и заторфованным дном. А название Святого озера связано с легендой, о которой мы расскажем чуть позже. Коссинские озера всегда были тесно связаны с жизнью села, которое воспринималось современниками именно как «село у озер».

Краевед К. А. Аверьянов сообщает о таком факте: «В конце XVII в. на Косино обратил внимание Петр I. Будучи ребенком, он часто бывал в расположенном неподалеку Измайлове, где на льняном дворе между разными вещами своего прадеда боярина Никиты Ивановича Романова нашел изломанный ботик, впоследствии известный как «дедушка русского флота». После того как Измайловский пруд и Яуза оказались тесными для корабля, ему указали на косинское Белое озеро. Здесь у восточного берега, рядом с усадьбой Телепневых, были устроены пристани, на озеро стали переноситься лодки и карбасы, а Петр тем временем облюбовал большое Переяславское озеро, куда и была перенесена вся флотилия. Следы верфи сохранялись еще долгое время, и местные старики точно указывали место». В 1717 году Петром I была подарена косинскому храму икона, привезенная его ближайшим сподвижником, графом Борисом Петровичем Шереметевым, из города Модены (Италия), получившая поэтому название «Моденская». Впоследствии она прославилась многими чудесами и стала почитаемой не только в селе, но и далеко за его пределами.

Что же касается легеды о Святом озере, то она такова — однажды во время богослужения церковь с народом стала медленно опускаться, из-под земли выступила вода и залила все вокруг, образовалось озеро с непроходимым окружающим его болотом. И долго над поверхностью озера стоял купол с крестом, но и они постепенно скрылись под водой. Оттого озеро и называют Святым. А вот как эту легенду рассказывал косинский священник И. Цветков (ХIХ в.) «. На том месте, где теперь озеро, в давнее время была среди лесов церковь, посвященная Божией Матери, устроенная поселившимся тут, ушедшим из одного города, разоренного междоусобной войной удельных князей, старцем-священником, уединение с которым разделил некто пустынник Букал и помогал священнику в совершении божественной службы. Впоследствии Букал поселился на месте нынешнего Московского Кремля, где в то время был дремучий бор, среди которого он и жил, по временам навещая своего друга, косинского пустынника. Однажды во время сна было ему видение, что на том месте, где теперь сосновый бор, среди которого он и жил, возникнет город Москва, который понесет много испытания от нашествия врагов и от пожаров, впоследствии же он прославится и будет выше всех городов русских. Долго размышлял Букал о своем видении и в таких мыслях пошел в пустынное Косино и поведал о своем видении старцу-священнику. Тогда они оба вош­ли в церковь и со слезами молили бога и его пречистую матерь за православный народ русский и за будущий град — Москву. Священник начал совершать божественную литургию, во время херувимской песни над ним явилась Божия Матерь, и церковь медленно стала опускаться в землю, из-под которой выступила вода, и образовалось озеро, которое слывет теперь в народе Святым, возлюбленным самою Божией Матерью. Пустынник же Букал, бывший свидетель сего дивного события, при начале опускания церкви и всей этой части земли вниз, отошел в сторону на более твердую почву. Когда же церковь и окружавшая оную местность земля совершенно погрузилась, и на этом месте образовалось озеро, он отправился в свой дремучий бор, на месте которого впоследствии действительно возник достопримечательный златоглавый Московский Кремль. Позже на этом озере, по преданию, явилась икона святителя Николая, во имя которого и был устроен первый в Косине храм».

Самое же интересное, что эта, казалось бы абсолютно фантастическая легенда в какой-то степени перекликается с действительностью – ранее косинские озера считались ледниковыми, теперь бытует мнение, что происхождение их – карстовое, т.е. образовались они в результате провала грунта.

Источник

Черное озеро в кожухово

— Это жемчужина не только нашего района, а всей Москвы! — поделился своим мнением о Святом озере военный пенсионер Василий Дандыкин. — Нынешним летом только с его помощью от жары и спасались…

Святое озеро имеет исключительное историческое и бальнеологическое значение. По форме оно круглое, напоминает блюдце. По химическим свойствам вода Святого озера резко отличается от воды других косинских озер: она содержит очень мало органики (так называемый дистрофный тип).

Вода Святого озера целебна: донный ил содержит йод, серебро, бром. Крестьяне в старину лечили ревматизм и различные кожные заболевания, натираясь илом и обливаясь озерной водой. В настоящее время ученые показали, что вода Святого озера действительно целебна, обладает особыми физико-химическими свойствами, определяемыми низкой температурой и особым биоценозом. Эти свойства воды способствуют удалению из организма шлаков, образовавшихся в результате радиоактивного облучения. Лечебными свойствами обладают и грязи, содержащие большое количество голубой глины. Неслучайно еще в 1928 году, в конце периода НЭПа, японцы предлагали организовать на этом озере лечебницу. А в настоящее время знаменитый целитель В.И. Дикуль высказывал готовность построить на Святом озере лечебно-оздоровительный филиал своего Московского центра.

В трех километрах на восток от Святого озера в тыловом шве речки Рудневки расположена довольно протяженная зона выхода подземных вод, которая проходит параллельно одной из улиц деревни Кожухо-во. По мнению специалистов Московской гидрогеологической академии, дважды обследовавших это место — в 1998 и 2001 годах, это означает, что практически в любом месте, вскрывая берег, можно обустроить родник. До подключения деревни к водопроводной сети население пользовалось здесь водой исключительно из родников и колодцев. Следует отметить, что деревня Кожухово стоит на археологической подоснове VII века. Она до сих пор сохранила традиции крестьянской общины. К настоящему времени в этой зоне восстановлен один из родников. Этот родник оказался единственным в Восточном административном округе, вошедшим под № 64 в постановление столичного правительства о сохранении, обустройстве и использовании природных родников на территории Москвы (№ 339 от 30 мая 2000 года).

(Из брошюры клуба защитников природы «Экополис-Косино»)

ПОМОГАЮТ ЛИШЬ ЭНТУЗИАСТЫ

Наверняка то же самое могут сказать и другие жители Кожухова. Причем, не только с улицы Святоозерской. «Народная тропа» к озеру не зарастала, считай, с июня по сентябрь. Несмотря на то, что оно, в отличие от соседнего Белого озера, не вошло в официальный перечень водоемов, разрешенных для купания москвичей.

Жаль только, достойных условий для отдыха на воде за долгие годы здесь так и не создано. Узенький вход в воду, отсутствие туалета и нормальных кабин для переодевания, кучи мусора…

С недавних пор Святое озеро, как и два его «собрата» — Белое и Черное, включены в состав природно-истори-ческого парка «Косинский» и объявлены особо охраняемой природной территорией. Но кроме табличек, гласящих об этом, здесь практически ничего не изменилось. Пока озеру помогают лишь энтузиасты, изредка поддерживаемые районной управой. К примеру, в начале лета здесь прошла приуроченная ко Дню эколога акция по очистке береговой территории и дна. В ней приняли участие дайверы подводного клуба МГУ. Несколько десятков человек погрузились в воду и за непродолжительное время вытащили 2,5 тонны мусора! Среди прочего здесь оказались «Жигули» 8-й модели, пара ветхозаветных лодок, длиннющая труба.

Читайте также:  Сколько километров до малинового озера от барнаула до

ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ…

Краеведческого материала о Святом озере не так много. Кое-что нам любезно предоставил молодой эколог Василий Розанов, руководящий клубом защитников природы «Экополис-Косино». Сам он подобрал этот материал из газетных и книжных источников 1960 -1980 годов. Они и проливают свет на некоторые тайны Святого озера.

Споры о его происхождении не утихают до сих пор. Многие, ссылаясь на круглую форму озера, считают его «провальным». Об этом сложены и красивые легенды. Такую сказку-байку занес в свою записную книжку даже А.П. Чехов, побывав в гостях на крас-ковской даче писателя и журналиста В. Гиляровского.
«Об этом пруде, между прочим, ходило предание, — вспоминал Гиляровский, — что он образовался на месте церкви, провалившейся во время венчания вместе с духовенством и брачую-щимися. Антон Павлович записал это предание».

Пускай не смущает вас то обстоятельство, что речь идет не о Косине, а о Краскове. Память человеческая изменчивая, зыбкая. Когда обратились к специалисту по судебной психологии, как долго может помнить человек без искажений то или иное событие, тот ответил: «Три недели, не больше». А тут минули века.
В подтверждение вековой давности легенды сошлюсь на Фишера фон Вальдгейма. Перед Отечественной войной 1812 года он служил управляющим в имении графа Румянцева, в которое входили Троицкое-Кайнарджи, Фенино, Кагул, Зенино, Кожухово и др. Вспоминая те годы, он писал:
«Скат на юго-запад от Кожухова окружен лесом. Перед ним на большом пространстве растут одни водяные растения. Есть предание, что тут было в старину озеро, которое за одну ночь исчезло и явилось за три версты оттуда близ Кассино» (так у Фишера).

Странное это явление Фишер объяснял тем, что местность прорезана подземными расщелинами и пещерами, которые сообщались между собой. Про церковь он не упомянул.

Зато полную картину катастрофы нарисовала писательница Толычева (псевдоним Е. Новосильцевой) в своей книге «Село Коссино» (тоже через два «с»), изданной в 1888 году. Вот вкратце основное. Давно стояла в дремучем лесу церковь во имя Пресвятой Девы. Во время обедни, лишь только запели херувимскую песню, стала вдруг опускаться она в землю, выступила из-под земли вода, и образовалось озеро. И даже теперь, то есть во времена Новосильцевой, если наклониться над волнами, когда тихо на дворе, можно расслышать идущее со дна церковное пение.

Представляете? Глубоко на дне, под многометровым слоем ила покоится деревянная церквушка — памятник русского зодчества неизвестно какого века.
Многие ученые сошлись во мнении, что Святое озеро — карстового происхождения. Оно пересыхало и выветривалось и вновь наполнялось водицей, по крайней мере, раза три. В торфяных отложениях на больших глубинах найдены следы былых пожаров.

Главным сокровищем озера считалась его целебная вода. На топографической карте 1818 года оно названо не Святым, а Купоросным. Видимо, в старой сказке таится доля правды. В медицине широко применяются сернокислые соли (медный купорос и др.). Купание в Святом озере снимало у страждущих боль в ногах, вылечивало ревматизм.

Целебный водоем привлекал к себе жаждущих исцеления. Издатель «Отечественных записок» П. Савиньи поместил в своем журнале в 1822 году статью о Косино:

«Отыскав в одной из находящихся у меня рукописей, что Петр Великий катался на Кассинском озере в шлюпке под парусами. я отправился в Кассино в воскресенье…»

(А. Белов, газета «Советское хозяйство», № 32 (2816) от 5 августа 1988 г.)

Большая часть богомольцев идет к Святому озеру, отстоящему с полверсты от села. На нем нынешний помещик для спокойствия народного соорудил две пространные купальни, одну для мужчин и другую для женщин… Мы вошли в первую и увидели на дне оной множество медных денег и несколько рубашек, кинутых купальщиками… Прежде, когда не было еще купален, деньги сии пропадали на дне озера.

Обычай «платить дань» Святому озеру существовал издавна. В газетах писали, что в озере вылавливали монеты конца ХVI — начала XVII веков. «Московский листок» сообщал в 1883 году: «Косино изменилось очень мало. Многие дамы, преимущественно купчихи, ради спасения души и телесной чистоты и здравия, кидают на дно купальни, в виде жертвы, монеты, серьги и даже рубашки». А был случай (это уже в 1980-е годы), когда косинский школьник, ловя рыбу, выудил из воды небольшую статуэтку китайского божка работы XIV -XV веков. Очевидно, еще и при монгольском иге озеро славилось.

(А. Санин, газета «Знамя труда», № 31 (3638), от 18 августа 1988 г.)

— Недавно, — рассказывает руководитель клуба защитников природы «Экополис-Косино» Василий Розанов, — члены нашего клуба отбирали пробы фитопланктона — организмов, населяющих толщу воды в Святом озере. Погода была благоприятная, вода, еще не успевшая остыть от летней жары, — теплая. Народу было немного. Только что-то я не заметил, чтобы бросали в воду кольца или монеты, а уж тем более рубахи.
А вот что пишет коренная жительница поселка Косино Ольга Ильинична Трифиленкова в своей книге: «Косино -маленький уголок моей родины»:
«К востоку от маленького сельца, среди топкого болота и дремучего леса блестит чистейшее зеркало Святого озера…
Оно имело круглую форму. Кругом на 200 -500 метров — трясина, на которой росли малорослые деревья. На болоте было много очень крупной клюквы, но собирать ее люди боялись, так как трясина таила опасность провалиться и утонуть.
Дно озера было покрыто толстым слоем ила. Оно имело ту особенность, что никогда не цвело, вода в нем была всегда холодная, чистая, очень прозрачная и хороша на вкус. (Вода Святого озера целебна: донный ил — сапропель — содержит в своем составе йод, серебро, бром). Крестьяне в старину лечили ревматизм и разные кожныезаболевания, натираясь озерной грязью (илом) и обмываясь озерной водой.

Со Святым озером связана легенда, передававшаяся из поколения в поколение и рассказанная нам дедами и родителями, старожилами села Коси-но. В большей степени ее знает каждый житель поселка.

Все вместе взятое: предания старины, целебные свойства воды Святого озера, темнота народная, — давали возможность церкви использовать все это в своих целях. В качестве примера можно привести следующее. Если в Белом озере тонул человек, то всплывал он на третий день и обязательно против церкви. Религиозные люди говорили по такому случаю, что душа усопшего устремляется к Богу, поэтому он и всплывает против церкви, и утопленника затягивает в глубину. К тому же, как считали старики, глубоко под землей, где стоит церковь на Белом озере, идет подземная водяная жила, соединяющая Белое озеро со Святым. Она и тянет».

Читайте также:  Два озера в тибете

Профессор Московского университета Б.М. Завадовский пишет об этой легенде следующее:
«Поэтический колорит и мистичность окружают чарующее Святое озеро, а также связанные с ним религиозные и исторические предания из
истории Руси. Сказывают, что здесь, у Святого озера, стояла давным-давно церковь во имя Пресвятой Девы Марии, что раз во время литургии, лишь запели херувимскую песнь, стала вдруг опускаться церковь в землю, выступила из земли вода, всю ее залила и образовала озеро, которое называют Святым. Косинцы говорят, что если наклониться над волнами, когда тихо на дворе и озеро спокойно, то слышно, как раздается внизу церковное пение. Этот религиозно-мистический ореол, окружающий Святое озеро, использован уже издавна услужливым духовенством, которое устроило здесь часовенку и взимает свою мзду с паломников, ищущих тысячами в водах озера исцеления от своих болезней и немощей».

Напротив церкви, к востоку (где в настоящее время поворот с Большой Косинской на Оранжерейную улицу), стояла арка с крестом, иконой и надписью «Святое озеро». От арки шла живописная дорога из тополей среди соснового бора до самого озера. Дорога от первой арки шла до другой арки у края трясины Святого озера. Через трясину от арки до воды был деревянный мост с перилами длиной 200 — 250 метров. Высота моста над трясиной — 2 — 2,5 метра. Мост заканчивался площадкой с ответвлениями вправо и влево. На площадке стояла очень древняя часовня, сзади часовни слева — иордань.

В 1812 году Косино подверглось общей участи разграбления. Ограблена была и церковь, и после изгнания французов, ввиду резкого сокращения числа богомольцев, был поднят вопрос об упразднении храма за неимением средств для содержания церковного причта…

ОБВОДНОЙ КАНАЛ ПРЕВРАТИЛИ В СВАЛКУ

По мнению экологов, сегодня Святое озеро нуждается в реабилитации. Еще в 1997 году организацией «Мосво-доканалНИИпроект» был разработан проект, которым предусматривалось восстановление на историческом месте самого храма. На том месте за болотом, где сейчас расположены частные гаражи. Но по каким-то причинам проект не осуществился. Зато на месте отдыха горожан началось строительство часовни. Делают ее, как сообщает пресс-служба районной управы, на пожертвования жителей. Правда, уже несколько лет стройка заморожена. «Темпы строительства напрямую зависят от поступления финансовых средств», -констатируют в управе.

— Уже долгое время Святое озеро находится в тяжелой ситуации, фактически его превратили в свалку, — рассказывает Василий Розанов. — Например, в 2006 году с северной стороны озера нами были найдены ящики с медицинскими препаратами в форме таблеток, сброшенные в обводной канал… Тогда об этой находке было сообщено депутату местного муниципального Собрания Борису Аверину, отвечавшему за экологическую обстановку в районе. Он в свою очередь связался с работниками ДЕЗ, и они оперативно сработали, в воскресный день проведя дезактивацию данного места.

— Однако местные власти официально не зарегистрировали данный инцидент, — сетует Василий Розанов. — До сих пор не проведено никаких анализов этих таблеток. Самое страшное, что рядом дорога, по которой гуляют как взрослые так и дети, и неизвестно, чем могло бы обернуться это дело, если бы мы не нашли те таблетки.

В районе, увы, никогда не было и нет сточной канализации. А до недавних пор дороги, проходящие рядом со Святым озером, поливали химическими средствами, которые, естественно, осаждались на придорожной растительности и попадали в грунтовые воды. Когда местные жители забили тревогу, поливать дороги «шампунем» перестали, но в зимний период реагенты тоже делают свое пагубное дело. Вопрос со сточной канализацией так и остался открытым.

— Более того, напротив гаражного кооператива «Весна-21», на улице Оранжерейной, расположенной вдоль обводного канала Святого озера, который был специально прорыт для его охраны, вопрос со сточной канализацией был решен впечатляюще, — говорит Василий Розанов. — В 2007 году просто сделали отвод с дороги прямо в обводной канал, забыв, видимо, для какой цели он был прорыт. Теперь вся грязь, поступающая с дороги, попадает в обводной канал озера, проникает в почву…

Этим летом клуб «Экополис-Косино» проводил на знаменитом косинском трехозерье межвузовскую практику. Студенты знакомились с территорией озер, замеряли содержание кислорода в воде, температуру воздуха, воды и почвы. На Святом озере, помимо самого водоема, производились замеры некоторых параметров обводного канала. И они показали, что канал сильно загрязнен…

— Прохождение учебной экологической практики дало нам хорошую возможность применить полученные в течение учебного года знания на практике, почувствовать себя настоящими экологами, — рассказывает студентка РГСУ Татьяна Ларина.

— Я искренне надеюсь, что в следующем году снова буду проходить практику на базе клуба защитников природы «Экополис-Косино» и постараюсь связать свою дипломную работу с прекрасными косинскими озерами, — говорит студентка РУДН Мария Донских.

— В октябре в Московском геологическом музее им. Вернадского при поддержке различных организаций и вузов мы проводим молодежную научно-практическую конференцию, которая так и будет называться «По итогам межвузовской экологической практики», — сообщил профессор РГСУ Вадим Скаря-тин. — Результаты студенческих работ по косинским озерам будут опубликованы в научном сборнике трудов.

Источник

«Скоро может исчезнуть». Тайна Святого озера на окраине Москвы

МОСКВА, 4 окт — РИА Новости. Пляжный отдых, купания и… молитва. На юго-востоке Москвы есть место, которое облюбовали как отдыхающие, так и верующие, — Святое озеро. Некогда сюда устремлялись тысячи паломников в надежде найти духовные и материальные сокровища. О загадке необычного водоема — в материале РИА Новости.

«Умыли водой — тут же прозрела»

Пожалуй, в России нет столь популярного гидронима, как Святое озеро. Почти в каждом регионе имеется свое. О каждом найдется какая-нибудь чудесная история. И все предания уходят вглубь веков.

Каждому из подобных водоемов приписывали целебные свойства. Заболело что-нибудь — пойди окунись. Мучает «дух нечистый» — умойся озерной водой. Причем некоторые озера славились такой силой, что к ним стекались нуждающиеся, живущие за сотни и тысячи километров отсюда.

Так, на рязанщине и нижегородщине есть святые озера, но 150-200 лет назад местные жители проделывали далекий путь к подмосковному селу Косино, которое недавно стало одним из столичных районов. Там тоже Святое озеро. И почему-то именно к нему устремлялись верующие.

«У мещан Черниговской губернии города Стародуба Ивана Кузьмича и Глафиры Алексеевны Ахтырко заболела дочь, младенец Мария. У ребенка появилась сыпь на глазах, по определению доктора окулиста Крюкова — экзема. Ребенок ослеп и в таком состоянии находился четыре месяца. Когда Маню умыли водой из озера, она вдруг открыла глазки, совершенно чистенькие и светленькие. Назад девочка сама уже бежала бегом по мосткам, и бабка со слезами радости на глазах едва за ней поспевала. Болезнь с этого момента у ребенка исчезла бесследно», — свидетельствует запись в местном храме, сделанная в мае 1903 года.

Читайте также:  Соленые озера урала где

И таких случаев очень много. Святое озеро в Косино было очень популярным как в XIX веке, так и двумя столетиями ранее. Об этом говорит большое количество монет, найденных на его побережье.

Почему же верующих влекло именно сюда? Историки считают, что из-за древней легенды.

Исчезнувшая церковь

До наших дней дошли несколько преданий о Святом озере. Одно из них у местных жителей выведал писатель Антон Чехов. И пересказал своему другу Владимиру Гиляровскому, известному публицисту и москвоведу. У того неподалеку была дача, в деревне Красково.

«Об этом пруде, между прочим, ходило предание, что он образовался на месте церкви, провалившейся во время венчания вместе с духовенством и брачующимися. Антон Павлович записал это предание», — читаем в дневнике Гиляровского.

По другой версии, произошло это во время службы: церковь провалилась под землю вместе с десятками молящихся. Есть и еще вариант.

«На том месте жил отшельник, стоял храм. К нему пришел бывший разбойник, который пожелал покаяться. Его звали Вукол. И какое-то время они молились, служили в церкви вместе. А однажды во время литургии старцу было видение, что на месте семи холмов на берегу Москвы-реки будет величайший град со множеством церквей. И храм начал погружаться в землю, отшельник остался в нем, повелев послушнику Вуколу уйти. Поэтому место считается святым», — рассказывает настоятель храма Успения Богоматери в Косино протоиерей Дмитрий Бабьев.

Когда именно произошли эти события — неизвестно. Но историки не сомневаются, что этот район был заселен задолго до основания Москвы в 1147 году. Село Косино, по данным археологов, появилось не позднее X века. Кроме того, неподалеку находили древние курганы вятичей.

Исследователи пытались отыскать легендарный храм, ушедший, по легендам, под землю или под воду. Но безуспешно. Все дело в том, что Святое озеро — карстовое.

«Дна как такового там нет — оно проваливается очень глубоко. Туда погружали специальный аппарат, он пробивал иловые слои. В итоге не хватило троса», — говорит священник.

Ученые спорят, был ли там храм на самом деле. Одни говорят, что это лишь красивая легенда. Мол, озеро в его нынешних берегах образовалось несколько тысяч лет назад, поэтому никакой церкви там построить не могли (разве что на воде). Другие парируют: за минувшее тысячелетие водоем стал шире, ведь дно постоянно проваливалось. Поэтому вполне возможно, что некогда на его берегу и была церковь. На это указывает один таинственный артефакт.

Загадка иконы

В конце XIX века на озере оборудовали купальни. Паломники, погружавшиеся в святую, как они верили, воду, обязательно посещали и Никольский храм. Там хранилась древняя икона Николая Чудотворца с житием.

«Икона была явлена чудесным образом в XIX столетии. Ее нашли в водах Святого озера», — объясняет отец Дмитрий.

Долгое время образ был главной святыней Косино — наряду с чудотворной Косинской (Моденской) иконой Богоматери, доставленной в XVIII веке из Италии. Ее местным жителям подарил сам царь Петр Первый. В свое время на соседнее со Святым — Белое — озеро он перевез с Яузы знаменитый «Брандтов ботик» — «дедушку российского флота».

Однако в 1940 году, когда местные храмы позакрывали, обе святыни пропали. Косинскую икону впоследствии удалось найти в одном из музеев — и сейчас она хранится в местном Успенском храме. А вот лик Николая Угодника бесследно исчез. К большому сожалению для ученых — ведь до революции этот образ так и не исследовали, поэтому невозможно установить, насколько он был древний.

Спасти святыню

Проблема подтверждения или опровержения легенд о Святом озере и храме усугубляется структурой самого водоема. Рядом со Святым и Белым озерами находится еще Черное озеро. Все три соединены подземной речкой, которая их питает.

«Когда строили Некрасовскую линию метро, произошло какое-то нарушение подземных слоев. Эти пустоты бетонировали — очень много бетона туда пустили. Местные видели, как туда съезжались вереницы бетономешалок, которые все сливали в земные недра», — рассказывает протоиерей.

Из-за подземки Святое озеро, сетует он, начало мелеть. За несколько лет вода ушла на три с половиной метра, берега зарастают камышом и заболачиваются. Водоем уже значительно меньше соседних. И тревожный процесс продолжается по сей день.

«Может быть, причина обмеления вовсе не техногенная, а природная. Но, к сожалению, как мне кажется, без человеческого участия тут не обошлось», — отмечает священник.

Как спасти уникальное озеро — пока никто не знает. Выпадающие над построенным в нулевые микрорайоном осадки уходят не в землю, а в канализацию.

И местные жители боятся, что водоем исчезнет, как и некогда стоявший тут храм. А в напоминание о нем останутся лишь табличка на берегу и — крестные ходы, которые верующие ежегодно совершают к святому месту.

Источник



Черное озеро в кожухово

Продается молодежь зебровых и японских амадин

Косинские озера — Белое озеро, Черное озеро, Святое озеро

Использованы только собственные фотографии — дата съемки 13.07.2014

Адрес: Москва, Большая Косинская ул., 129. м.»Новокосино» 2,2 км
Как добраться: м.»Новокосино» авт.14 до ул.Николая Старостина; марш.940 (8 остановок, 6 мин) до ост. Ул.Николая Старостина; авт.773 (8 остановок, 10 мин) до ост. Дом рыбака.

Высокая природоохранная значимость территории подтверждается тем, что именно здесь в 1918 г. была организована первая в границах современной Москвы и одна из первых в России особо охраняемых природных территорий — Косинский заповедник, к сожалению, впоследствии утратившая этот статус.
Ценные природные объекты:
— Косинские озера;
— Родник у поселка Кожухово;
— Образовавшиеся по берегам озер болота со свойственной им флорой и фауной;
— Ивы-ракиты и ветлы, растущие по берегу Белого озера;
— Протяженный ряд крупных тополей вдоль левого берега р. Рудневки.

Суздальский (Новокосинский) пруд
Копань в бассейне р.Нищенки, вблизи её водораздела с р.Пехоркой. (в ложбине верхнего течения Косинского ручья).
Округлый, диаметром 95–115 м, с длинным узким заливом.
Первоначальная площадь 1 га.
Появился во второй половине XX в.
В процессе строительства храма во имя Всех Святых, в Земле Российской Просиявших, был засыпан северный угол пруда.
Источник – Ю. А. Насимович

Черное озеро
Грязное болотистое озеро непригодно для купания.
Белое и Черное озера являются реликтово-доледниковыми.
Озеро состоит из двух частей — старого Черного озера на севере и торфоразработок на юге, которые вместе и образуют теперь Черное озеро.
Несколько лет назад на берегу из ила был поднят уникальный огнеметный танк, который там затонул при перевозке во время войны в 1941 г.
В озере водятся ужи.

Источник

Adblock
detector