Меню

Чем нравится балет лебединое озеро

Сюжет балета «Лебединое озеро». П. И. Чайковский, «Лебединое озеро»: краткое содержание и отзывы

«Лебединое озеро», балет на музыку Петра Ильича Чайковского, является самой известной в мире театральной постановкой. Шедевр хореографии был создан более 130 лет назад и до сих пор считается непревзойденным достижением русской культуры. «Лебединое озеро» — балет на все времена, эталон высокого искусства. Величайшие балерины мира почитали за честь выступить в роли Одетты. Белый Лебедь, символ величия и красоты русского балета, находится на недосягаемой высоте и является одной из самых крупных «жемчужин» в «короне» мировой культуры.

Спектакль в Большом театре

Сюжет балета «Лебединое озеро» раскрывает сказочную историю о Царевне (лебеде) по имени Одетта и принце Зигфриде.

Каждое представление «Лебединого озера» в Большом театре — это праздник, сопровождаемый бессмертной музыкой Чайковского и великолепной оригинальной хореографией. Красочные костюмы и декорации, безупречность танца солистов и кордебалета создают общую картину высокого искусства. Зал Большого театра в Москве всегда полон, когда на сцене идет балет «Лебединое озеро» — лучшее, что было в мире балетного искусства за последние 150 лет. Спектакль проходит с двумя антрактами и продолжается два с половиной часа. Симфонический оркестр и во время антракта еще некоторое время продолжает тихо наигрывать музыкальную тему. Сюжет балета «Лебединое озеро» никого не оставляет равнодушным, зрители с самого начала сопереживают персонажам, а к концу спектакля драматичность достигает своей кульминации. После окончания балета публика еще долго не расходится. Образно выразил свое восхищение один из зрителей, приехавший в Москву и посетивший Большой театр: «Сожалею, что невозможно принести такое количество цветов на спектакль, чтобы одарить всех артистов, понадобилось бы несколько грузовиков». Это лучшие слова благодарности, которые когда-либо слышали стены Большого театра.

«Лебединое озеро»: история

Начало легендарной балетной постановке было положено в 1875 году, когда дирекция Большого театра заказала молодому композитору Петру Ильичу Чайковскому музыку к новому спектаклю под названием «Лебединое озеро». Творческий проект предполагал обновление репертуара. Для этого и решили создать постановку «Лебединое озеро». Чайковский в то время еще не был широко известным композитором, хотя им были написаны четыре симфонии и опера «Евгений Онегин». Он увлеченно принялся за работу. Для спектакля «Лебединое озеро» музыка была написана в течение одного года. Ноты композитор представил дирекции Большого театра в апреле 1876 года.

Либретто

Либретто спектакля написал известный театральный деятель того времени, Владимир Бегичев, в соавторстве с артистом балета Василием Гельцером. До сих пор неясно, какой литературный источник послужил основой для постановки. Одни считают, что фабула произведения заимствована у Генриха Гейне, другие полагают, что прототипом послужила «Белая лебедь» Александра Сергеевича Пушкина, но тогда не ясно, как быть с главным действующим лицом сказки, князем Гвидоном, поскольку он как персонаж тесно связан с образом благородной птицы. Как бы то ни было, либретто получилось удачным, и началась работа над спектаклем «Лебединое озеро». Чайковский присутствовал на репетициях и принимал живое участие в постановке.

Неудача

Труппа Большого театра вдохновенно работала над спектаклем. Сюжет балета «Лебединое озеро» всем казался оригинальным, с элементами чего-то нового. Репетиции продолжались до поздней ночи, никто не спешил уходить. Никому и в голову не могло прийти, что скоро может наступить разочарование. Спектакль «Лебединое озеро», история которого была достаточно непростой, готовился к премьерному показу. Театральная публика с нетерпением ждала этого события.

Премьера «Лебединого озера» состоялась в феврале 1877 года и, к сожалению, оказалась неудачной. По сути, это был провал. Первым делом виновником фиаско был объявлен хореограф спектакля, Венцель Рейзингер, затем досталось и балерине, исполнявшей роль Одетты, Полине Карпаковой. От «Лебединого озера» отказались, и все партитуры были временно «положены на полку».

Возвращение спектакля

В 1893 году умер Чайковский. И вдруг в театральной среде было принято решение вернуться к спектаклю «Лебединое озеро», музыка для которого была просто замечательной. Оставалось только восстановить спектакль в новой редакции, обновить хореографию. Это было решено сделать в память о безвременно ушедшем композиторе. Новое либретто вызвались создать Модест Чайковский, брат Петра Ильича, и Иван Всеволожский, директор Императорского театра. Музыкальной частью занялся известный капельмейстер Рикардо Дриго, которому за короткое время удалось заново проаранжировать всю композицию и скомпоновать обновленное произведение. Хореографическая часть была переработана прославленным балетмейстером, Мариусом Петипа, и его учеником — Львом Ивановым.

Новое прочтение

Считается, что Петипа воссоздал хореографию балета «Лебединое озеро», однако истинно русский колорит спектаклю придал Лев Иванов, который сумел совместить раздольную напевность и неповторимое очарование российских просторов. Все это присутствует на сцене во время спектакля. Иванов сочинил заколдованных девушек со скрещенными руками и особым наклоном головы, танцующих вчетвером. Трогательное и неуловимо притягательное очарование озера лебедей — также заслуга талантливого ассистента Мариуса Петипа. Спектакль «Лебединое озеро», содержание и художественный колорит которого в новом прочтении значительно улучшились, был готов к выходу на сцену в новой редакции, но перед этим балетмейстер Петипа решил планку эстетического уровня постановки сделать еще выше и заново разыграл все сцены балов во дворце Владетельной принцессы, а также придворных празднеств с польскими, испанскими и венгерскими плясками. Белой королеве лебедей, придуманной Ивановым, Мариус Петипа противопоставил Одиллию, черного лебедя, создав изумительное «черное» па-де-де во втором акте. Эффект был потрясающий.

Сюжет балета «Лебединое озеро» в новой постановке обогатился, стал интереснее. Маэстро со своими помощниками продолжал совершенствовать сольные партии и взаимодействие их с кордебалетом. Таким образом, спектакль «Лебединое озеро», содержание и художественный колорит которого в новом прочтении значительно улучшились, вскоре уже был окончательно готов к выходу на сцену.

Новое решение

В 1950 году хореограф Мариинского театра в Санкт-Петербурге предложил новую версию «Лебединого озера». По его замыслу трагический финал спектакля упразднялся, белый лебедь не погибал, все заканчивалось «хэппи-эндом». Подобные изменения в театральной сфере случались нередко, в советское время считалось хорошим тоном приукрасить события. Однако от такой перемены спектакль не выиграл, наоборот, стал не столь интересным, хотя часть публики приветствовала новую редакцию постановки.

Уважающие себя коллективы придерживались прежней редакции. В пользу классического варианта говорит и то, что трагичность финала была изначально задумана как углубленная трактовка всего произведения, и замена его счастливым концом выглядела несколько неожиданно.

Краткое содержание балета

Акт первый. Картина первая

На сцене огромный парк, зеленеют вековые деревья. Вдали виден замок, в котором живет Владетельная принцесса. На лужайке между деревьями принц Зигфрид в кругу своих друзей празднует совершеннолетие. Молодые люди поднимают кубки с вином, пьют за здравие своего приятеля, веселье бьет через край, всем хочется танцевать. Тон задает шут, пустившись в пляс. Вдруг в парке появляется мать Зигфрида, Владетельная принцесса. Все присутствующие стараются скрыть следы пирушки, но шут нечаянно опрокидывает кубки. Принцесса недовольно хмурится, она готова выплеснуть свое возмущение. Тут ей преподносят букет роз, и строгость смягчается. Принцесса поворачивается и уходит, а веселье разгорается с новой силой. Затем наступает темнота, гости расходятся. Зигфрид остается в одиночестве, однако ему не хочется идти домой. Высоко в небе пролетает стая лебедей. Принц берет арбалет и отправляется охотиться.

Дремучий лес. Среди зарослей раскинулось большое озеро. По водной глади плывут белые лебеди. Движения их хоть и плавные, но чувствуется какое-то неуловимое беспокойство. Птицы мечутся, словно что-то нарушает их покой. Это заколдованные девушки, только после полуночи они смогут принять человеческий облик. Злой волшебник Ротбарт, хозяин озера, властвует над беззащитными красавицами. И вот на берегу появляется Зигфрид с арбалетом в руках, решивший поохотиться. Он собирается выпустить стрелу в белую лебедь. Еще мгновение, и стрела насмерть пронзит благородную птицу. Но внезапно лебедь превращается в девушку несказанной красоты и грациозности. Это лебединая королева, Одетта. Зигфрид очарован, он никогда не видел столь прекрасного лица. Принц пытается познакомиться с красавицей, однако она ускользает. После нескольких безуспешных попыток Зигфрид находит Одетту в хороводе подружек и признается ей в любви. Слова принца трогают сердце девушки, она надеется обрести в нем спасителя от власти Ротбарта. Скоро должен наступить рассвет, и все красавицы с первыми лучами солнца вновь превратятся в птиц. Одетта нежно прощается с Зигфридом, по водной глади медленно уплывают лебеди. Между молодыми людьми остается недосказанность, но они вынуждены расстаться, поскольку злой колдун Ротбарт внимательно следит за происходящим, и он не допустит, чтобы кто-то избежал его колдовства. Все без исключения девушки должны стать птицами и оставаться заколдованными до самой ночи. Зигфриду остается удалиться, чтобы не подвергать белых лебедей опасности.

Акт второй. Картина третья

В замке Владетельной принцессы бал. Среди присутствующих много девушек знатного происхождения, одна из них должна стать избранницей Зигфрида. Однако принц никого не удостаивает своим вниманием. В мыслях его Одетта. Между тем мать Зигфрида всячески старается навязать ему одну из своих фавориток, но безуспешно. Тем не менее, в соответствии с этикетом, принц обязан сделать выбор и подарить избраннице красивый букет цветов. Звучат фанфары, возвещающие приезд новых гостей. Появляется злой волшебник Ротбарт. Рядом с колдуном его дочь, Одиллия. Она, как две капли воды, похожа на Одетту. Ротбарт рассчитывает, что принц будет очарован его дочерью, забудет Одетту, и та навсегда останется во власти недоброго волшебника.

Одиллии удается обольстить Зигфрида, он увлечен ею. Принц объявляет матери, что его выбор — Одиллия, и тут же признается в любви коварной девушке. Вдруг Зигфрид видит в окне прекрасную белую лебедь, он сбрасывает с себя колдовские чары и бежит к озеру, но поздно — Одетта потеряна навсегда, она обессилена, вокруг верные подруги-лебеди, но они уже не в силах помочь.

Акт третий. Картина четвертая

Глубокая тихая ночь. На берегу стоят поникшие девушки. Они знают о горе, постигшем Одетту. Однако не все потеряно — прибегает Зигфрид и на коленях умоляет любимую простить его. И тут прилетает стая черных лебедей во главе с колдуном Ротбартом. Зигфрид борется с ним и побеждает, переломив злому волшебнику крыло. Черный лебедь умирает, и вместе с ним исчезает колдовство. Восходящее солнце освещает Одетту, Зигфрида и танцующих девушек, которым уже не придется превращаться в лебедей.

Отзывы о балете «Лебединое озеро»

За более чем 130-летнюю историю легендарного спектакля устроители, театральные администраторы, представители дирекции Большого театра в Москве не припомнят ни одного отрицательного отзыва. Благодарные зрители с редким единодушием отмечают великолепную танцевальную технику солистов и кордебалета, музыку. Спектакль «Лебединое озеро», отзывы о котором восхитительные, постоянно обновляется. Поколение артистов не раз сменилось, многих уже нет с нами, а балет живет, приходят новые молодые дарования и продолжают традиции Большого театра. Зрительно отлично отзываются о каждом составе. Непревзойденный шедевр балетного искусства, «Лебединое озеро», отзывы о котором являются стимулом для дальнейшего развития, живет и будет жить.

Рудольф Нуриев

В главных ролях в спектакле «Лебединое озеро» выступали многие талантливые танцоры. Однако настоящий фурор произвели в 1964 году на сцене Венской оперы английская балерина Марго Фонтейн (Одетта) и Рудольф Нуриев (Зигфрид). После того как опустился занавес, артистов вызывали на «бис» восемьдесят девять раз.

Источник

Чем нравится балет лебединое озеро

Лебединое озеро. Как в нём не утонуть

Свой театральный сезон 2014 года я завершила в декабре просмотром балета «Жизель», а открыла сезон 2015 года в январе балетом «Лебединое озеро». Если при просмотре балета «Жизель» пришлось таки всплакнуть: поклонник Жизели. лесничий Ганс, погибает в озере ни за что, ни про что, а обманщик граф Альберт сухим выходит из этого озера, навсегда оставив Жизель в загробном мире.

Читайте также:  Автобус 341 из озер

Т о на балете «Лебединое озеро» сидела с сухими глазами.
Этот балет вживую смотрела давно, а по телевизору много — много раз и то, когда нас «постигала очередная утрата». Поэтому сюжет знала поверхностно. И вот, наконец, я решила просто обновить память, сходила на этот балет.
Поделюсь впечатлением.

Впечатление первое.
Сюжет поразил. Принц Зигфрид нахлестался спиртного на бале-маскараде до чертиков и в ночи попёрся на озеро стрелять лебедей. Но, по пьяной лавочке, знакомится с красивой белой птичкой, начинает за ней волочиться и, даже, влюбляется. О чем сообщает своей матери. Однако, та женщина разумная, и пытается вразумить сынка, организовав бал, на который приглашает красавиц-невест из плоти и крови. Но принц уже того, крыша съехала. Не ведётся даже на красавицу-брюнетку, которую ему подсунули вместо блондинки-птички. (Мой сосед сказал, что, видимо, принц считает, что на фоне блондинки он сам себе кажется не таким уж дебилом). Короче, заканчивается всё действо тем, что Зигфрид таки сбегает на озеро, где, после схватки с черным колдуном, воссоединяется со своей возлюбленной.
Хеппи-энд. Зоофилия в красивом обрамлении в сопровождении шикарной музыки.
Впечатление второе.
Танцевали красиво. Я не балетная, мне все, кто умеет двигаться под музыку красиво, нравятся. Костюмы тоже шикарные. Правда принц был маленько замороженный. Совсем без эмоций. Видимо, сказалось количество выпитого. Вошел в роль.
Впечатление третье.
Оркестр замечательный. Музыка вне критики. Чайковский — гений. Жалко мужика. Напоили холодной водой с палочкой холеры. Сгубили. А мог бы много ещё чего сочинить. А мы бы наслаждались.

. Искусство — это целое лукошко впечатлений. Не сидите дома. Много теряете.

Перед тем как пойти в Мариинку, я в инете посмотрела краткое содержание балета «Лебединое озеро». Нужно же быть в курсе!
Вот коротко.

Большой балет в 4-х действиях «Лебединое озеро». Либретто предположительно составлено самим П.И.Чайковским, возможно при участии В.П.Бегичева и В.Ф.Гельцера.
Сюжет: В четырех актах балета чередуются реальные и фантастические картины. Празднуя свое совершеннолетие в дворцовом парке, принц Зигфрид веселится среди друзей, однако пролетевшая над парком стая лебедей манит его за собой. В лесу, на берегу озера среди девушек-лебедей принц находит Одетту, добрую фею с короной на голове. Покоренный ее красотой и потрясенный ее рассказом о преследованиях Мачехи-Совы, Зигфрид клянется Одетте в вечной любви. На балу в замке, по велению матери Зигфрида, он должен выбрать себе невесту. Однако принц безучастен, пока не появляется Одиллия, в которой Зигфриду видится Одетта, ей он и оказывает предпочтение. Поняв, что совершил роковую ошибку, Зигфрид бежит к озеру и молит Одетту о прощении, но не получает его. Срывая с головы Одетты корону, Зигфрид бросает вызов Мачехе-Сове, олицетворяющей в балете образ фатума (корона спасала Одетту от ее преследований). Принц надеется, что девушка-Лебедь уйдет с ним в мир людей. Но бурные волны разбушевавшейся на озере стихии поглощают Одетту и Зигфрида.
Классический балет выстроен по этому сценарию.

Так, так. Смотрела одно (1), а читала сценарий о другом (2).
Это в в балете Одетта оживает, они с прЫнцем обнимаютса и целуются))) (1)
Ужас ужасный! Как представлю мужика, который с птицей любовь крутит..)))))))

А в классике Злой Волшебник превратил свою дочь (Черного Лебедя) в Одетту и прЫнц с «плохой» девочкой чуть было не остался, попавшись на эту удочку. Потом всё же прЫнц одумался и они вместе с Одеттой утонули в озере.(2)

Вообще я и раньше слышала.что много разных концовок есть у этого балета, но уже подзабыла.

Пришлось разбираться с этими сценариями уже дома.
Оказывается я смотрела п ереработанный сюжет .
Первоначальный сценарий балета «Лебединое озеро» — это №2 — был очень мрачным! Публике он не понравился.
Настоящей сенсацией «Лебединое озеро» станет лишь после смерти Петра Чайковского. В 1894 г. Мариус Петипа и Лев Иванов сделали новую редакцию балета. Именно в посмертной петербургской постановке впервые появились находки, которые позднее приведут в восторг весь мир: «танец маленьких лебедей», трепетные белоснежные пачки второго «белого акта» на берегу заколдованного озера, дьявольские 32 фуэте Черного лебедя в сцене помолвки принца…

Новая постановка увидела свет спустя несколько лет в Петербурге (первая проходила в Москве).
Изменение балетного либретто было во многом обусловлено литературными и музыкальными тенденциями эпохи: романтические литературные мотивы в повествовании передаются зрителю посредством симфонических балетных форм. Балет «Лебединое озеро» положил начало новой эпохе балетного искусства и отразил в себе литературные течения своего времени. Многие музыковеды видят в «Лебедином озере» отражение последовавшего за ним развития всего русского балета, говорят о поразительном творческом пути произведения. Удивительно, как традиционно оперный композитор обратился к балету и создал едва ли не лучшие произведения в этом жанре.
В наши дни театры сами выбирают себе редакцию и постановку, которую хотят осуществить у себя. В подавляющем большинстве случаев их выбор падает на вторую версию либретто. Но даже, желая поставить именно первый вариант хореограф и дирижёр не могут быть уверены в точности реконструкции, ведь полного первоисточника не сохранилось. Поэтому каждое новое прочтение балета можно считать оригинальным и первоначальным.
У балета » Лебединое озер» много постановок, с разным концовкой. Первоначальная постановка, где все умирают, вообще не имела успеха у зрителей, классикой жанра стала постановка Петипа-Иванова, где как раз тот вариант (2)
. В 50-х годах была ещё одна постановка, Владимира Бурмейстера, который немного изменил либретто, с одной стороны, вернув что-то из первоначально задуманного, и переделав концовку. Вот как раз эту постановку мы и смотрели. (1)
Хотя в анонсе спектакля написано, что постановка Петипа-Иванова))
Настоящая детективная история.

А вот как-то в прошлом веке еще, моя сестра чуть не развелась с мужем из-за этого «Лебединого озера». На открытие сезона достали они билеты, а тут их 3-летняя доча заболела. Сестра осталась дома (мать она или не мать?), а муженёк пошел с «престарелой» сотрудницей на балет. Поздно вечером дома рассказывает кратко — в конце действия любовь победила!
А сестра знает точно, что Одетта погибает — летом в Сочи смотрела балет какого-то гастролирующего театра оперы и балета.
Почти до утра выясняли вопросы государственной важности — где был мужик? Если в театре, то чем/кем его внимание было отвлечено, если он такую концовку балета сочинил для жены? Гляньте, люди добрые, любовь побеждает.

Я тоже видела балет только с такой концовкой. С большим трудом вразумила сестру в том, что она что-то не то смотрела. Оказывается несколько вариантов балета имеют право за жизнь! Не знала.
В итоге победило благоразумие.

Во ещё вспомнила — как молодая была, не образованная.
. В студенческие годы пошли с группой на «Лебединое озеро» в Кировский. театр оперы и балета.
Посмотрели, прослезились, а потом я, желая показать «иногородним» подружкам свою столичную образованность, стала громко, пока стояли в очереди за плащами, возмущаться — выкинули, мол, паразиты, из балета «танец умирающего лебедя»!
Типа, деньги уплОчены, а программу сократили! И, что интересно, никто из окружающей меня публики не пресёк поток моих возмущений и не объяснил куда делась эта партия из нашего балета. ))))))))))))))))))

Уже дома мне сказали что этот умирающий лебедь вообще не имеет отношение к балету. Типа Сен-Санс, а мы смотрели и слушали великого ЧАЙКОВСКОГО .


Сюжеты, сценарии и то, как каждый человек прочитывает эти сценарии — интересная тема. Вот простой пример —

Источник

Чем нравится балет лебединое озеро

П.И. Чайковский балет «Лебединое озеро»

Лебединое озеро

Балет «Лебединое озеро» вот уже более века пленяет сердца поклонников классической музыки. Он по праву считается эталоном высокого искусства, а многие танцоры с мировым именем гордились тем, что им выпала такая удача – исполнить партию в этом спектакле. «Лебединое озеро» без доли преувеличения можно назвать жемчужиной русской классики, а П.И. Чайковского – великим композитором. В основу балета легла сказка рыцарской эпохи. Это трепетная и прекрасная история любви, наполненная множеством препятствий и испытаний, подстерегающих юных влюбленных.

Краткое содержание балета Чайковского «Лебединое озеро» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Описание

Краткое содержание «Лебединого озера»

балет лебединое озеро

Действие балета начинается в старинном замке, во время празднования совершеннолетия наследника престола Зигфрида. Сюжет пропитан духом эпохи, этому во многом способствует обряд посвящения в рыцари, означающий, что наследник вступает во взрослую жизнь. Но он жаждет любви, и конечно среди гостей достаточное количество красоток, каждая из которых была бы счастлива оказаться рядом с ним. Принц же мечтает о светлом чувстве и как самый настоящий романтик, лелеет в душе образ идеальной возлюбленной.

Юный Зигфрид, благодаря вмешательству самой Судьбы, переносится на берег волшебного озера и знакомится с очаровательной девушкой, образ которой так долго преследовал его во снах и наяву. Ею оказывается Прекрасная Лебедь Одетта и пылкий юноша тотчас признается ей в своих чувствах и обещает хранить верность.

Но напрасно радуется наследник престола такой удаче, Судьба готовит для него настоящие преграды, препятствуя их взаимной любви и испытывает прекрасную пару ревностью и изменой. Обернувшись загадочным рыцарем и представ в замке принца с двойником Одетты, она заставляет влюбленного юношу, ослепленного эмоциями, нарушить все клятвы данные своей избраннице. Но даже пройдя через все преграды, влюбленным не суждено оказаться вместе, никто не в силах нарушить планы Судьбы, которая скрывает от Зигфрида его возлюбленную, оставляя его одного на берегу прекрасного волшебного озера.

Продолжительность спектакля
I — II Акт III — IV Акт
60 мин. 55 мин.

Фото:

чайковский лебединое озеро лебединое озеро краткое содержание

Интересные факты

  • Этот сказочный балет, невероятно популярный в наши дни, буквально провалился на первой премьере. Глубоко расстроенный автор заявил, что его оценят, но позже и время этого произведения еще впереди. Это «позже» наступило уже через 18 лет с блистательными постановками Льва Иванова и Мариуса Петипа.
  • Кстати, вы слышали поговорку про «девятого лебедя в пятом ряду»? Она обозначает артиста, не добившегося успеха в карьере, который вынужден постоянно довольствоваться второстепенными ролями и массовкой.
  • Роли Одетты и Одиллии исполняются одной балериной.
  • Майя Плисецкая в течение 30 лет исполняла партию Одетты-Одиллии на сцене Большого театра.

Майя Плисецкая в роли Одетты

  • В 1968г. новый сорт белой розы был назван «Лебединое озеро»
  • В своей версии известного балета, Мэттью Борн впервые заменил всех действующих балерин танцорами-мужчинами, что также принесло огромный успех и интерес публики. Данная версия снискала бурные овации на сценах США, Греции, Израиля, Турции, России, Нидерландов, Австралии, Италии, Кореи, Японии, Франции, Германии и Ирландии, а также была удостоена более 30 международных наград.
  • Американской публике балет «Лебединое озеро» впервые предстал в Театре Балета Сан-Франциско.
  • Британская постановка «Лебединого озера» Грэма Мёрфи в 2002 году основывалась на скандальном разрыве между Принцем Чарльзом и Принцессой Дианой.
  • Выход постановки Иванова и Петипа в 1894 году был отложен на длительное время по причине смерти императора Александра III и последующего официального траура.
  • Буквально за четыре года до того, как Чайковский получил этот заказ, он уже сочинил небольшой балет «Озеро лебедей» для детей, который был исполнен под чутким руководством композитора в 1871 году, в имении Каменка.

  • Работа над спектаклем длилась около года, причем с небольшими перерывами из-за того, что композитор также сочинял еще и Третью симфонию в этот период.
  • Многие почитатели творчества Чайковского гадают, что же могло вдохновить его на написание такой проникновенной и красивой музыки? Есть мнение, что это заслуга озера в Черкасской области, где обитают лебеди. Там как раз несколько дней отдыхал композитор, любуясь местной природой. А вот в Германии уверены, что в балете рассказывается именно о Лебедином озере, которое располагается поблизости города Фоссен.
  • Первоначально для премьеры в 1876 году была выбрана прима Анна Собещанская, но она сильно поссорилась с композитором, поэтому эту роль предложили Полине Карпаковой. Как оказалось, причина возникшего конфликта в том, что приму не устраивало отсутствие в 3 акте хоть одного сольного танцевального номера. Есть сведения, что Собещанская даже отправилась специально к М. Петипа и попросила вставить соло на его музыку в это действие. Если балетмейстер выполнил ее просьбу, то композитор наотрез отказался вставлять фрагмент не своей музыки. Вскоре Чайковский предложил уладить конфликт и написал все же ей соло, чуть позже к нему добавились и вариации.
Читайте также:  Озера в ялте название

Мариус Петипа

  • Смета на премьерный показ «Лебединого озера» была очень мала и составила около 6.800 рублей.
  • Известный критик Герман Ларош отметил после премьеры музыку балета, но все, что касалось танцевальной стороны он назвал «скучным и бедным».
  • В прессе похвалу журналистов получила лишь работа художника Карла Вальца, который специально разработал технологию, обеспечивающую иллюзию тумана с помощью пара.
  • Исследователи предполагают, что в основе литературного первоисточника могут лежать: сказка «Лебединый пруд», «Похищенная вуаль» Мазуеса, а также немецкая старинная легенда.
  • Лев Иванов во время работы над постановкой балета переосмыслил костюмы танцовщиц, убрал лебединые крылья, чтобы освободить их руки, предоставив им возможность двигаться. Также ему принадлежит уже легендарный « Танец маленьких лебедей» из второго акта.

танец маленьких лебедей из Лебединого озера

  • Лавры лучшей исполнительницы партии Одетты принадлежат Пьерине Леньяни, которая выполняла все танцевальные движения особо изящно, даже 32 фуэте. Впервые в этой роли она выступила на сцене Мариинского театра.
  • Многие жители бывшего СССР запомнили этот балет с весьма тревожными событиями в жизни страны, ведь во время августовского путча, произошедшего в 1991 году именно этот спектакль транслировали все телеканалы.
  • Во всеми любимом мультфильме «Ну, погоди!» (15 выпуск) показана пародия на Танец маленьких лебедей. Вообще, классическую музыку можно довольно часто услышать в мультфильмах. Более подробно можно познакомиться с этим в специальном разделе.
  • Билеты на «Лебединое озеро» .

Популярные номера из балета «Лебединое озеро»

История создания «Лебединого озера»

Петр Ильич Чайковский

В 1875 году П.И. Чайковский получил очень неожиданный заказ от дирекции императорских театров. Они предложили ему взяться за «Озеро лебедей», вот только, как правило, оперные композиторы в то время почти не работали в жанре балета, не считая Адана . Однако Петр Ильич не стал отклонять этот заказ и решил попробовать свои силы. Композитору предложили для работы сценарий В. Бегичева и В. Гельцера. Примечательно, что в его основе преимущественно были различные сказки и легенды, в которых встречаются девушки, превращенные в лебедей. К слову, несколько десятилетий назад императорская труппа уже обращала внимание именно на этот сюжет и даже было создано на заказ «Озеро волшебниц».

Чайковский окунулся в работу с головой и очень ответственно подошел к каждому шагу. Композитору пришлось изучать полностью танцы, их очередность, а также какая именно музыка должна быть написана для них. Ему даже пришлось подробно изучить несколько балетов, чтобы отчетливо понимать композицию и структуру. Лишь после всего этого он смог приступить к написанию музыки. Что касается партитуры, в балете «Лебединое озеро» раскрываются два образных мира – фантастический и реальный, однако, подчас границы между ними стерты. Красной нитью через все произведение проходит нежнейшая тема Одетты.

История создания Лебединого озера

Буквально за год была готова партитура балета и он приступил к оркестровке. Таким образом, к осени 1876 года уже началась работа над постановкой спектакля, которую поручили В. Рейзингеру. К тому времени он уже несколько лет трудился на должности балетмейстера Большого театра. Вот только многие его работы, начиная с 1873 года потерпели фиаско.

Постановки

Постановки Лебединого озера

Долгожданная премьера «Лебединого озера» в феврале 1877 года была встречена публикой довольно прохладно, несмотря на огромную проделанную работу всей труппы. Знатоки того времени и вовсе признали это произведение неудачным и вскоре его сняли со сцены. Главными виновниками такой неудачной постановки были признаны в основном балетмейстер Венцель Рейзингер и Полина Карпакова, исполнявшая партию Одетты.

Спустя почти двадцать лет дирекция императорских театров вновь обратила свое внимание на произведение Чайковского, чтобы поставить его в новом сезоне 1893-1894 годов. Таким образом уже новый сценарий спектакля разработал знаменитый Мариус Петипа, и буквально сразу же началась работа над ним, совместно с Чайковским. Но внезапная смерть композитора прервала эту работу, а сам балетмейстер был глубоко потрясен этим. Ученик и помощник Петипа поставил через год одну картину из балета, которая была очень восторженно встречена публикой. После такого успеха и высочайшей оценки критики, балетмейстер поручил Иванову работу над другими сценами, а сам Петипа вскоре смог вернуться к работе над «Лебединым озером». Бесспорно, благодаря стараниям двух постановщиков, сюжет спектакля невероятно обогатился. Иванов решил ввести Белую королеву лебедей, а Петипа предложил противопоставить ей Одиллию. Таким образом возникло «черное» па-де-де из второго акта.

Новая премьера состоялась в январе 1895 года в Санкт-Петербурге. Именно с этого момента, балет получил заслуженное признание как среди публики, так и среди музыкальных критиков, а эта версия была признана лучшей.

Невероятный восторг у публики вызвала постановка на сцене Венской оперы, состоявшаяся в 1964 году. Исполнителей партии Одетты – Марго Фонтейн и Зигфрида – Рудольфа Нуриева вызывали на «бис» восемьдесят девять раз! Любопытно, что режиссером спектакля выступил сам Нуриев. В его варианте все действие было сосредоточенно именно на принце.

Стоит отметить, что в основном все академические постановки балета брали за основу версию Л. Иванова и М. Петипа. Среди последующих работ стоит отметить постановку В.П. Бурмейстера в 1953 году. Он ввел в новых действующих лиц и немного изменил сюжетную линию. Также балетмейстер задумал изменить трагический финал и сделать его светлым. Вот только вопреки ожиданиям, такое новшество не сразу понравилось публике. Считалось, что именно трагический финал придает углубленность трактовки всего произведения.

лебединое озеро

Среди необычных трактовок следует отметить работу Джона Нормайера, для постановки в Гамбургском балете. Это уже Иллюзия, как Лебединое озеро, где главные герой превращается в Людвига II. Нет ничего, что напоминает о первоисточнике – озера, лебедей. Все что происходит вокруг – это не более, чем разыгравшаяся фантазия больного разума главного героя.

Также, достаточно смелой и оригинальной версией принято считать работу британского хореографа Мэтью Борна, поставленную в ноябре 1995 года. Если первоначально идея заменить всех балерин на мужчин вызвала неодобрение публики, со временем, эта версия получила огромный успех. Как признается сам Мэтью Борн, первое время мужчины выходили из зала, когда начинался танец Лебедя и Принца, но вскоре зрители поняли, что такое современная хореография и чем она отличается от классического балета. Удивительно, что именно эта версия попала в школьную программу Великобритании.

В постановке австралийского балетмейстера Грэма Мерфи, Одетта – это пациентка психиатрической клиники, а лебеди – плод ее фантазии.

Поражает работа китайского режиссера Чжао Мин. В его «Лебедином озере» танец приобретает иной смысл. Это уже ближе к акробатике, а некоторые па и вовсе кажутся просто нереальными, за гранью человеческих возможностей. Еще одна интересная постановка была исполнена во время открытия саммита мировых лидеров G20 в Китае. Там, балерины танцевали на глади озера Сиху, а все движения тут же были воспроизведены их голографическими копиями. Зрелище получилось захватывающим.

Среди экранизаций спектакля следует отметить фильм Герберта Раппопорта «Мастера русского балета», куда вошли фрагменты из постановки в Мариинском театре. Любопытно, что в картине «Мост Ватерлоо» некоторые номера спектакля были использованы, чтобы показать главную героиню – балерину Майру Лестер. Это легендарное произведение вдохновил и Даррена Аронофски, который снял психологический триллер «Черный лебедь». В нем показаны все интриги, которые происходят в театре вокруг распределения ролей.

Несмотря на первоначальную жесткую критику и оглушительный успех после, многочисленные изменения в сюжетах и сценах, одно остается в этом балете неизменно – прекрасная, очаровывающая с первых звуков вечная музыка П.И. Чайковского. Не случайно, именно «Лебединое озеро» признан самым известным балетом мира и является неким эталоном. Предлагаем вам насладиться этим шедевром прямо сейчас и посмотреть «Лебединое озеро» П.И. Чайковского. Билеты на «Лебединое озеро»

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Пётр Ильич Чайковский «Лебединое озеро»

Источник

Балет «Лебединое озеро». П. И. Чайковский

Из века в век, из поколения в поколение переходит наша любовь к Чайковскому, к его прекрасной музыке, и в этом ее бессмертие.
Д. Шостакович

Балет «Лебединое озеро»

В 1875 году дирекция императорских театров обратилась к Чайковскому с необычным заказом. Ему предлагалось написать балет «Озеро лебедей». Необычным этот заказ являлся потому, что ранее «серьезные» композиторы балетной музыки не писали. Исключение составляли лишь произведения в этом жанре Адана и Делиба. Против ожидания многих, Чайковский заказ принял. Предложенный ему сценарий В. Бегичева (1838—1891) и В. Гельцера (1840—1908) был основан на мотивах встречающихся у разных народов сказок о заколдованных девушках, превращенных в лебедей.

Замок Хоэншвангау, Лебединое озеро (справа) и озеро Альпзее

Любопытно, что за четыре года до этого, в 1871 году, композитор написал для детей одноактный балет под названием «Озеро лебедей», так что, возможно, ему принадлежала идея использования именно этого сюжета в большом балете. Тема всепобеждающей любви, торжествующей даже над смертью, была ему близка: в его творческом портфеле к тому времени появилась уже симфоническая увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», а в следующем году, после обращения к «Лебединому озеру» (так стал называться балет в окончательном варианте), но еще до его окончания, была создана «Франческа да Римини».

Композитор подошел к заказу очень ответственно. По воспоминаниям современников, он «перед написанием балета долго добивался, к кому можно обратиться, чтобы получить точные данные о необходимой для танцев музыке. Он даже спрашивал. что ему делать с танцами, какова должна быть их длина, счет и т. д.». Чайковский внимательно изучал различные балетные партитуры, чтобы понять «этот род композиции в деталях». Только после этого он приступил к сочинению. В конце лета 1875 года были написаны первые два акта, в начале зимы — два последних. Весной следующего года композитор оркестровал написанное и закончил работу над партитурой. Осенью в театре уже шла работа над постановкой балета. Ее начал осуществлять приглашенный в Москву в 1873 году на должность балетмейстера московского Большого театра В. Рейзингер (1827—1892). К сожалению, он оказался неважным постановщиком. Его балеты на протяжении 1873—1875 годов неизменно проваливались, и когда в 1877 году на сцене Большого театра появился еще один его спектакль — премьера «Лебединого озера» состоялась 20 февраля (4 марта по новому стилю), — это событие осталось незамеченным. Собственно, с точки зрения балетоманов это и не было событием: спектакль оказался неудачным и через восемь лет сошел со сцены.

Подлинное рождение первого балета Чайковского состоялось более двадцати лет спустя, уже после смерти композитора. Дирекция императорских театров собиралась поставить «Лебединое озеро» в сезоне 1893—1894 годов. В распоряжении дирекции были два прекрасных балетмейстера — маститый Мариус Петипа (1818—1910), работавший в Петербурге с 1847 года (он дебютировал одновременно как танцовщик и балетмейстер и создал целую эпоху в русском балете), и Лев Иванов (1834—1901), помощник Петипа, ставивший, в основном, небольшие балеты и дивертисменты на сценах Мариинского, Каменноостровского и Красносельского театров. Иванов отличался удивительной музыкальностью и блестящей памятью. Он был настоящим самородком, некоторые исследователи называют его «душой русского балета». Ученик Петипа, Иванов придал творчеству своего учителя еще большую глубину и чисто русский характер. Однако создавать свои хореографические композиции он мог только на прекрасную музыку. К его лучшим достижениям относятся, кроме сцен «Лебединого озера», «Половецкие пляски» в «Князе Игоре» и «Венгерская рапсодия» на музыку Листа.

Читайте также:  Расстояние от белокурихи до озера байкал

Сценарий новой постановки балета был разработан самим Петипа. Весной 1893 года началась его совместная работа с Чайковским, прервавшаяся безвременной кончиной композитора. Потрясенный как смертью Чайковского, так и своими личными потерями, Петипа заболел. На вечере, посвященном памяти Чайковского и состоявшемся 17 февраля 1894 года, в числе других номеров была исполнена 2-я картина «Лебединого озера» в постановке Иванова. Этой постановкой Иванов открыл новую страницу в истории русской хореографии и приобрел славу великого художника. До сих пор некоторые труппы ставят ее как отдельное самостоятельное произведение. «. Открытия Льва Иванова в «Лебедином озере» являются гениальным «прорывом» в XX век», — пишет В. Красовская. Высоко оценив хореографические находки Иванова, Петипа поручил ему лебединые сцены. Кроме того, Иванов поставил Чардаш и Венецианский танец на музыку Неаполитанского (впоследствии выпускаемый). После выздоровления Петипа со свойственным ему мастерством закончил постановку. К сожалению, новый поворот сюжета, — счастливый конец вместо первоначально задуманного трагического, — предложенный Модестом Чайковским, братом и либреттистом некоторых опер композитора, обусловил относительную неудачу финала.

15 января 1895 года в Мариинском театре, в Петербурге, состоялась, наконец, премьера, давшая долгую жизнь «Лебединому озеру». Балет на протяжении XX века шел на многих сценах в различных вариантах. Хореография его впитала идеи А. Горского (1871—1924), А. Вагановой (1879—1951), К. Сергеева (1910—1992), Лопухова (1886—1973).

Источник



П. Чайковский «П.Чайковский «Лебединое озеро»»

Продолжительность спектакля 2 часа 30 минут с одним антрактом

Побывала на «Лебедином озере» 21.01. просто СУПЕРСКИЙ балет.Смотрела его до этого несколько раз, мне очень нравится))))

Надежда (4 декабря 2010)

Спустя 7 лет посмотрела снова «лебединое озеро» пришла в полный восторг от незабываемой музыки П.И. Чайковского ошиломляющей игры оркестра Театра, нельзя не отметить высоки профессионализм оркестра и дирижера. Но как безумно красиво танцевала Татьяна Предеина в каждом ее движении и жести звучала музыка и танец на сцене будто оживал. Сам Ангел порхал по сцене спустясь к нам с небес. В каждом ее движении рук была, гармония ведь именно движения рук говорят, о высоком профессионализме балерины как она ими умеет ими владеть. Танечка делает это божественно.
Алексей Сафронов и Валерий Целищев прекрасный сценически дуэт не забываемо станцевали свои партии какие не забываемые прыжки они необыкновенно оттанцевали первый «белый» акт. Уверенные шаги по сцене Молодцы «Браво» наконец то у нас появились свои замечательные солисты которые не только украшают нашу сцену но и показывают высоки профессионализм .
Челябинск должен гордится такими солистами балета .
Замечательные декорации и работа осветителей , просто не оценима нельзя забыть всех этих замечательных людей ведь без них не может быть полноценного ощущения происходящего на сцене. Огромное вам спасибо !
Моря эмоции в моей душе, теперь буду сторатся ходить все больше и больше на спектакли к вам в оперный театр. Не смогла даже сдержать слез в последнем акте Так Танечка замечательно исполнила свои последний танец . Этот спектакль не когда не забудется, такая не забываемая история в которую я окунулась с головой. Все больше и больше поднимаеца наша искусство огромная гордость что такие талантливые люди живут в нашем городе теперь когда друзья приедут к нам в гости я с огромной уверенностью смогу сводить их не в кино а в театр на очередной прекрасный балет.
Я считаю что все больше и больше жителей Челябинска и области должны смотреть этот спектакль особенно молодежь. Ведь тот труд который затрачивают артисты он ведь возвращается к нам с их ней энергетикой отдаваемой со сцены, а это то что заряжает на месяц, год на хорошее настроения.
Огромное вам всем спасибо .

Ольга Шарова (12 ноября 2010)

Седьмого ноября имела счастье быть на спектакле. Уже в который раз. Буду ходить на балет «Лебединое озеро» П.И.Чайковского ещё много-много раз. Этот шедевр не надоест никогда. Тем более, что появляются новшества: в хореографии, в сценической редакции. Новые исполнители. Хочу отметить, что Одетта-Одилия в исполнении Екатерины Хомкиной была просто божественно хороша! Изящна, грациозна, выразительна, даже драматична: в роли Одиллии она имела на лице то хищное, то злорадное выражение. Замечательная балерина и актриса! Наверное, наш великий поэт А.С.Пушкин имел счастье зрить такую же красоту, после чего в «Евгении Онегине» написал:». она// Одной ногой касаясь пола,//Другою медленно кружит,//И вдруг прыжок, и вдруг летит,//Летит, как пух от уст Эола;//То стан совьёт, то разовьёт//И быстрой ножкой ножку бьёт.»

Очень хорошо танцевал Валерий Целищев в роли друга принца. Какая пластика, даже грация, если только позволительны такие эпитеты в применении к артистам балета-мужчинам. Как красиво, весело и даже задорно он танцевал!

Как всегда, замечателен оркестр. И, конечно же, его дирижёр Антон Гришанин. А как он выходит на поклон!

К сожалению, кое-что и огорчило. Во-первых, Принц Зигфрид (Михаил Филатов) был не так хорош, как-то безэмоционален, равнодушен даже. Иногда казалось, что он вот-вот упадёт. Смотрела на артиста, и думалось о постороннем: наверное, в балете мужчинам отводится функция пожжерживать и поднимать балерин. Однако, как хорош был тот же Михаил Филатов в роли Фон Ротбарта в других спектаклях! Вот там он был пластичен, грациозен, порывист, стремителен, очень эмоционален! И о-очень сексуален!

И ещё маленький штрих, который тем не менее «чиркает». Почти во всех спектаклях, которые я видела (раз десять или даже больше, затрудняюсь точно припомнить), почему-то «танец маленьких лебедей» исполняется как-то не отточенно. Нет требуемой и просто необходимой синхронности. Вот в данном спектакле из ряда откровенно выбивалась та балерина, которая стояла второю справа, если смотреть на сцену. И движения её были не совсем точны, и поворот головы особенно не в лад. Глядя на них, тоже думалось о постороннем: мол, наверное, это студентки или практикантки. Потому такое и получается.

Это при том, что все прочие лебеди были просто великолепны. Обычно как-то принято особо отмечать исполнение главных героев, но здесь — особый случай, на мой взгляд. Все, абсолютно все выходы и танцы большой группы лебедей — это очень завораживающее действие. В самом начале спектакля, где они впервые появляются внезапно из тумана — это так эффектно! Их 18 человек, казалось бы, трудно добиться синхронности. А поди ж ты! Ещё как синхронно, и при этом очень, очень красиво. Вот они стоят на цыпочках и перебирают ножками,как бы колышутся водоросли в озере. Никогда не обращала на это внимания, потому что смотрела балет «в упор», что называется. А в прошлый раз получилось, что сидели мы в левой ложе бенуар. И такое открытие сделала! оказывается, с другого ракурса и балет-то смотрится иначе! В общем, стоят эти чудные дивы, колышут своими прекрасными ножками, все как одна, все в лад. А чуть повыше так же слегка колышутся прекрасные белые юбочки (пачки). Боже мой, красотища-то какая! В общем, балет — это не только мастерство и техника исполнения, это просто КРАСОТА!

Немного удивил финал спектакля, где Зигфрид борется со Злым гением. В прежних постановках Зигфрид бросался в озеро и увлевал за собою Ротбарта. И были сосответствующие декорации, что особо подчёркивалось и действием. А в нынешней версии Ротбарт ушёл в туман, за ним после некоторой заминки в тот же туман отправился и Зигфрид. Финита. Не убедительно и не очень эффектно, по-моему.

Но в целом же поход в Театр — это всегда большой праздник для меня. Так случилось и 7 ноября. В фойе добавилось портретов, в том числе не только артистов балета и вокалистов. И это очень приятно: зритель должен знать своих героев в лицо. И по имени.

Как всегда, благодарна театру за доставленное удовольствие. Желаю ВАМ, уважаемые, здоровья, всяческих успехов, «Золотых масок»!
Спасибо!

С неизменным уважением — Ольга Юрьевна Шарова, Челябинск.

Дарья М. (10 февраля 2010)

10 февраля 2010г. ходили с коллегами по работе уже второй раз на Лебединой озеро. Всем очень понравилось, как и в прошлый раз. Великолепная живая музыка.

Ольга Шарова (10 февраля 2010)

Поздравляю Театр оперы и балета с появлением собственного сайта! Наверное, в будущем он будет изменяться и дополняться какими-нибудь разделами (например, сведениями об артистах оперы и балета, музыкантах, дирижёрах и хореографах).

Приятно удивило и обрадовало то, что в фойе театра появились портреты артистов. Желаю Вам дальнейших творческих поисков и прекрасных находок!

Вчера, 10 февраля, уж в который раз смотрела и слушала прекраснейший балет П.И.Чайковского «Лебединое озеро». Прекрасные артисты, оркестр, хореография, костюмы артистов. Особенно понравилось выступление Татьяны Сулеймановой, Валерия Целищева, Алёны Филатовой и Михаила Филатова. Впрочем, выступление ВСЕХ артистов балета было, на мой взгляд, отличным.
Если перечислять всех, кто понравился, то получится, что надо переписывать всю программку.

Хочется сказать несколько слов о недавнем, 17 января, спектакле — балете «Щелкунчик» П.И.Чайковского. Конечно же, бесподобная Татьяна Передеина, как всегда, великолепна. Заметно изменилась сценография и хореография. Причём, в лучшую сторону, на мой взгляд. Появились современные жесты и движения, которые только придают пикантность классическому рисунку танца. Также порадовало новшество — по окончании спектакля на сцену, на поклон, вышли и артисты, и дирижёр Антон Гришанин, и балетмейстер Константин Уральский. Правильно, ведь Спектакль — это труд всех вместе, и зритель должен видеть и аплодировать всем Вам!

А 15 января смотрела и слушала «Дон Кихот» Минкуса. Тоже уж в который раз. Прекрасный балет, прекрасны артисты. Жаль только, что изменилась хореография ( по сравнению, например, с той, какая была лет 6-7 назад). Возможно, то, чего не стало, сложно в исполнении, но те несколько запомнившихся танцев были так ярки и замечательны!

Как всегда, поход в Ваш Театр — праздник души. Для меня — это единственное место в городе, куда всегда хочется идти и где неизменно получаешь огромное удовольствие. Спасибо Вам всем за это! Жду новых встреч с Вами!

А теперь вопрос: когда состоится следующий спектакль — опера «Князь Игорь» А.Бородина? Потрясающая опера, потрясающее исполнение артистов, отличная сценография и просто невероятно потрясающие половецкие пляски, а особенно поразило исполнение хора с бельэтажа. Слушала эту оперу впервые (в декабре 2009), сравнить не с чем, и думаю — это так и должно быть, или это творческая находка нашего театра? Как бы то ни было, Хор в бельэтаже — просто чудо! Кажется, что голоса льются прямо с неба и прямиком в душу (правда, у меня случилось некоторое «раздвоение личности» — мне хотелось смотреть на Хор, а в это время на сцене были половецкие пляски! Сложный выбор!). Жду новой встречи с этой оперой!

В завершение хочу ещё раз выразить безмерну благодарность Вашему — нашему Театру, и пожелать всем Вам здоровья, дальнейших успехов, очередных наград, замечательных гастролей во имя прославления нашего Театра и города. Всегда — аншлагов!

С глубоким уважением и гордостью за Ваш Театр — Шарова Ольга Юрьевна.

Источник

Adblock
detector