Бригада с 1993 реки
БРИГАДА С
Самые известные рок-группы России
» Бригада С » — советская и российская рок-группа с достаточно насыщенной историей и без всякого преувеличения громадным наследием. Биография создания группы весьма стандартна, но только в определённом смысле. В январе 1984 года группу основали вокалист Гарик Сукачёв (экс-«Постскриптум», позже ставший группой «Неприкасаемые») и Сергей Галанин (экс-«Гулливер», после распада «Бригады С» — лидер группы «СерьГа»). Также в новую группу вошли гитарист Александр Горячев (экс-«Гулливер»), которого вскоре заменил Кирилл Трусов, клавишник Лев Андреев, Карен Саркисов (экс-«Центр» и «Звуки Му») на перкуссии, ударник Игорь Ярцев и духовые — саксофонист Леонид Челяпов, трубачи Игорь Марков и Евгений Коротков и тромбонист Максим Лихачев.
В первую программу «Мандариновый рай» вошли известные песни «Сантехник» и «Моя маленькая бэйба», в конце года с духовой секцией выдали новую программу «Добро пожаловать в запретную зону» с хитами «Человек в шляпе», «Сан Франциско», «Наследник». C 1987-ого года стали работать в Центре Стаса Намина, называть себя «Оркестром пролетарского джаза» и исполнять свою третью программу — «Парад-алле». Приняли участие в рок-фестивале «Литуаника-87». В 1988 году записали свой первый магнитоальбом «Бригада С», а фирма «Мелодия» выпустила виниловый альбом «Бригады С» пополам с «Наутилусом Помпилиусом» с записью с «Рок-панорамы-87». В 1988 году группа снялась в фильме Саввы Кулиша «Трагедия в стиле рок» и впервые выехала в США.
В 1989 году, при записи магнитоальбома «Нонсенс», группа развалилась. Галанин ушёл с музыкантами и создал свою группу «Бригадиры». Сукачёв оставил себе имя «Бригада С» и набрал бывших музыкантов группы «Браво» — Павла Кузина, Тимура Муртазаева и др. Весь 1990-й проходит в успешных концертах. А весной 1991 года в Москве происходит грандиозная акция — девятичасовой концерт «Рок против террора», организатором которого стали Гарик Сукачев, Александр Ф. Скляр и фирма «Фили». Концерт снимался телекомпанией «ВИД», а впоследствии был издан двойной альбом «Рок против террора». В августе после путча видеозапись концерта активно эксплуатировалась телевидением, а Гарик ещё во время путча устроил бесплатную раздачу пластинок.
В 1991 году по Москве пронесся новый сенсационный слух — в группу возвращается Галанин и «Бригада С» воссоздается в первоначальном составе. В том же году группой был записан эпохальный альбом «Все это рок-н-ролл!», концепция которого была проста: любимые песни Гарика исполняют он и его друзья. За записью последовала не менее легендарная презентация, к которой был выпущен виниловый миньон — три песни с альбома «Все это рок-н-ролл», — тут же ставший раритетом. Несмотря на грандиозный успех, «Бригада С» никогда не теряла присущего ей веселого духа абсурда.
На знаменитом фестивале 1993 года «Нарва! Мы с тобой!» произошёл случай, тут же ставший легендой и по-разному цитируемый различными источниками и средствами массовой информации. Фестиваль был на 200 процентов спонсорским, и кроме всех благ музыкантам после концерта выдавалось по литровой бутылке «Смирнофф» на брата (пиво оба дня фестиваля было бесплатным). И вот выходить на сцену «Бригаде С», а барабанщик группы Батя-Ярцев исчез. Делать нечего, группа пошла играть, а за барабаны сел Паша Кузин, вновь игравший в «Браво» и сотрудничавший с «Бригадой» по старой доброй памяти уже как звукорежиссёр. Пашу в свою очередь за пультом заменил звуковик «ЧайФа». Уже прошло более половины концерта, как вдруг в толпе партера неожиданно появился Батя в окружении почтительных фанов. Указывая пальцем на сцену, он проникновенно и гордо заявил окружающим: «Видите, это моя группа играет». Потом подумал и добавил: «А за барабанами — это я».
Но противоречия в группе продолжали нарастать. Из коллектива сначала уходит директор коллектива Дмитрий «Грозный» Гройсман, а затем к ужасу поклонников распадается связка Сукачев-Галанин. Последней грандиозной акцией «Бригады» стало выступление в органном зале города Калининграда, хотя по сути дела, это был уже новый коллектив — в нём появились басист «Черного Обелиска» Анатолий Крупнов и лидер «Crossroads» Сергей Воронов. А вскоре группы «Бригада С» не стало уже официально.
После развала группы Гарик заявил, что уходит из музыки и начинает заниматься кино и ТВ. Но количество музыкальной энергии, бушевавшей в Сукачеве, требовало выхода, и летом 1994 года Гарик официально объявил о создании нового коллектива — «Неприкасаемые».
АЛЬБОМЫ ГРУППЫ «БРИГАДА С»
1. Наутилус Помпилиус и Бригада С (1988 г.)
2. Добро пожаловать в запретную зону (Магнитоальбом) (1988 г.)
3. Ностальгическое танго (Магнитоальбом) (1989 г.)
4. Аллергии — нет! (1991 г.)
5. Всё это рок-н-ролл (1992 г.)
6. Реки (1993 г.)
7. Я обожаю jazz. Зэ бэст 1986-1989 (Сборник) (1994 г.)
«ИЛЛЮСТРИРОВАННАЯ» ДИСКОГРАФИЯ ГРУППЫ «БРИГАДА С» — НИЖЕ
У меня в жизни было два периода обожания группы «Бригада С», разъединённые на коротком историческом отрезке периодом абсолютного охлаждения интереса к этому, несомненно, самобытнейшему отечественному рок-коллективу. Далеко не каждая группа способна вызвать к себе столь неровное и неоднозначное отношение! Первый период обожания был связан с непосредственным появлением группы на телевизионных экранах и во всесоюзном радиоэфире в период поздней Перестройки. Всё началось с лавинообразного каскада абсолютно точно попавших в свежий революционный контекст второй половины 80-х годов песен «Не ходите за нами», «Бродяга», «Человек в шляпе», «Гады», «Фантомас», «Зона Z», «Наследник эпохи». Игорь Сукачёв визуально воспринимался мною эдаким духовным братом не менее культовой группы «Браво», как бы мужской ипостасью Жанны Агузаровой – такое уж было у меня восприятие. К слову, уже тогда было хорошо известно, что Сукачёв является автором хита «Верю я» (больше известной тогда как «Белый день»), так что связь с группой «Браво» и с перестроечной версией возродившегося движения стиляг (возродившегося, скорее, не духовно, а эстетически) казалась вполне естественной.
Группа «Бригада С», звучно в ту пору именовавшаяся «оркестром пролетарского джаза», словно бы вышла из фильма «Покровские ворота», внеся в московскую рок-волну фантастическую по силе энергетику и окрашенную в оттенки радикального ретро отвязность, базировавшуюся на оглушительной мощи духовой секции, а также опирающуюся на самобытную поэтику работавших с коллективом профессиональных текстовиков. Лидер «Бригады С», родившийся в подмосковной деревне Мякинино (окрестности построенного позже Строгино), жил в ту пору в Тушино и некоторое время нарабатывал рабочий стаж в ремонтной бригаде (перст судьбы?) на машиностроительном заводе «Красный Октябрь» вместе с моим крёстным – так что любое появление Гарика на экране ТВ-ящика, на стоянке такси возле метро «Тушинская» или, скажем, в филиале детской поликлиники с совсем юным в ту пору сыном были явлениями одного порядка и вызывали исключительно добрые, земляческие эмоции. Мы жили на так называемой «Железке» (территория, вплотную примыкающая к железнодорожной станции «Тушино»), а Сукачёв – на «Комсомолке» (микрорайон по другую сторону железнодорожного перегона). В старой средней школе, с начала 60-х годов стоящей фактически на границе этих двух когда-то изрядно политых молодёжной кровушкой «бойцовских территорий», существовал даже неформальный фан-клуб «Бригады С». Я по малолетству в этот фан-клуб не входил, к тому же, ребята там были ещё те.
Приблизительно после всесоюзного рок-фестиваля в Подольске (сентябрь 1987 г.) дела у группы пошли по нарастающей, и к Московскому Международному Фестивалю Мира (август 1989 г.) достигли своего апогея. А дальше группа распалась, дав жизнь сомнительному проекту Сергея Галанина «Бригадиры» (кто-нибудь помнит сейчас хотя бы что-нибудь, кроме песни «Чертополох»?) и сукачёвской кинокарьере, и попутно у меня наступил тот самый период резкого охлаждения к творчеству Гарика & Co. Пластинка «Нонсенс», этот неоднозначный студийный эксперимент-акция с привлечением столичных музыкантов из Центра Стаса Намина, кроме заглавной песни и щедро раскрученного в то время хита «Там, где кончается дождь», ничем особо не зацепила, а материал программы «Аллергии – нет!» был мною недооценён аж до самого выхода виниловой пластинки (справедливости ради стоит заметить, что в концертном исполнении песни этой программы по аранжировкам существенно уступали итоговым альбомным версиям). Время шло, и в начале 90-х годов группа «Бригада С» обрела новую жизнь. Группа стала снова появляться на ЦТ, но былых эмоций почему-то у меня не вызывала. Больше того, в этой связи возникло странное отторжение и даже скептицизм. Я в ту пору чрезвычайно «болел» творчеством «Алисы», и новые песни Сукачёва казались подозрительно, до эпигонства, схожими с песнями Кости Кинчева. Особое возмущение, помнится, вызвала «Дорожная», едва ли не впервые представленная общественности в телеверсии фестиваля с названием, дай Бог памяти, «Музыканты против СПИДа» (или что-то вроде этого). Это был 1991 год, и Гарик на этом концерте выступал в белой русской рубахе. Как-то не складывался у меня в сознании этот образ обновлённого Гарика, заигравшего вдруг фолк-рок с гармошкой и кличем «ой-да, ой-да…». Вызывал неловкость. Главными событиями того времени с участием «Бригады С» стали фестиваль «Рок против террора» (организатором которого являлся непосредственно Гарик), знаковый зимний марафон «Рок из Кремля», прошедший под крылом Центра Стаса Намина и, конечно же, полностью реабилитировавшая в моих глазах «Бригаду С» акция «Всё это рок-н-ролл». Именно с того легендарного дня – 16 мая 1992 года – я снова обнаружил в себе старые-добрые признаки обожания блистательной «Бригады» и её бригадира. На концерте «Всё это рок-н-ролл!» во Дворце спорта «Крылья Советов» группа, презентуя одноимённый виниловый сингл, отыграла большой сет-лист, в который были включены такие новые песни, как «На перекрёстке Луны» и «Белый колпак». Тем самым фэнам был фрагментарно предъявлен материал грядущего альбома «Реки» — как позже выяснилось, последнего альбома в истории «Бригады С». Новый материал очень меня заинтриговал. К тому же, я уже вполне привык к новому образу Сукачёва, а также полюбил распевную «Дорожную» (являющуюся, как оказалось, эмоциональным откликом на смерть Майка Науменко) и ротировавшийся по радио «SNC» ритм-энд-блюзовый суперхит «Скорый поезд придёт в 6 часов».
Летом 1992 года альбом «Реки» был записан, но ждать его выхода пришлось очень долго. В «МузОбозе» и других музыкальных телепрограммах уже вовсю показывали видеоклипы «Белый колпак» и «Дорожная сказка» (клипы на песни «Скорый поезд придёт в 6 часов» и «Вальс Москва» вышли уже после выпуска пластинки), а на прилавках магазинов только ещё появился не менее долгожданный диск «Всё это рок-н-ролл», ожидание выхода которого было подогрето видеоклипами «Всё это рок-н-ролл» и «Have You Ever Seen The Rain?» и длилось с конца 1991 года. В первый осенний день 92-го я возвращался с друзьями из школы, и прямо у выхода из метро «Тушинская» нам встретился Гарик Сукачёв и его сын Саша. Гарик нёс арбуз, и поначалу было как-то неудобно останавливать его, но в итоге желание перекинуться парой слов всё же возобладало. Так я преодолел неловкость, окликнул Гарика и стал обладателем первого в жизни автографа, полученного от именитого отечественного рок-музыканта (Сукачёв-младший тем временем терпеливо держал арбуз), а ещё узнал из первых уст, что новый альбом «Бригады С» буквально ТОЛЬКО ЧТО записан, а вечером в центре Москвы будет марш пацифистов, на который нас с ребятами Гарик и пригласил.
Дальнейшая история – история похода в ДК Горбунова на презентацию пластинки «Реки» в самом конце апреля 1993 года. О том, что «Бригада С» будет играть в «Горбушке», благодаря столичной печатной прессе удалось узнать загодя. Причём, настолько загодя, что когда я где-то в конце марта позвонил в кассы «Горбушки», чтоб узнать, сколько будут стоить билеты на концерт «Бригады С», старушка-кассирша с возмущением ответила: «БРИГАДА С» — У НАС? КТО ВАМ ТАКОЕ СКАЗАЛ. НАПИСАНО В ГАЗЕТЕ? НЕТ, ЭТО КАКАЯ-ТО ОШИБКА! Но в конце апреля «Бригада С», всё-таки, отыграла трёхдневную презентацию альбома «Реки». Концерты состоялись 28, 29 и 30 апреля 1993 года при аншлаговом стечении рок-общественности и неизменно сопровождавшей её толпы гопников, и я имел честь присутствовать на последнем из этих концертов, 30 числа. Вообще, «Бригада С» этими апрельскими концертами открыла в «Горбушке» настоящий звёздный рок-марафон, который включал в себя презентацию пластинки группы ЧАЙФ «Дети гор» в самом начале мая (с участием музыкантов «Бригады С», «Кроссроудза» и «Ва-банка»), а также электрическую презентацию альбома группы ВА-БАНКЪ «На кухне» 5 мая с участием коллектива «Нож для фрау Мюллер». Возвращаясь к презентации «Рек», стоит сказать, что это был феерический, разнообразный по эмоциям и абсолютно незабываемый праздник. Пришедшие на концерт зрители незадолго до назначенного выхода группы на сцену могли воочию лицезреть в легендарном зеркальном фойе ДК Горбунова пьяного в дым лидера «Бригады С» с разбитой в кровь губой – так что главной интригой вечера был сам факт того, сможет ли едва стоявший на ногах Гарик, собственно, отыграть концерт, и если сможет, то КАК он это будет делать? В итоге всё было очень здорово и естественно, по-свойски. Перед началом концерта в фойе продавалась наконец-то изданная пластинка «Реки». Сюрпризом стал вложенный в конверт многостраничный разрисованный буклет с текстами песен и эпиграфом из сочинения католического святого Франциска Ассизского, приведённым мной в начале этой статьи. В конце буклета был напечатан анонимный эпилог следующего содержания: «Что вы знаете обо мне? Откуда вы знаете, кто я? Отчего вы думаете, что можете судить меня, когда я сам не знаю, кто я! Кто же я. » Во время концерта Гарик спьяну несколько раз забывал слова новых песен, и Сергей Галанин в какой-то момент обратился к публике с просьбой кинуть на сцену этот самый буклет с текстами. Другим ярким моментом стало падение Гарика в толпу, после чего, лишившись майки и едва не оставив кому-то свои козырные кожаные штаны, лидер «Бригады С» взывал к совести фэнов и просил вернуть ему потерянный нательный крестик. Вообще, публика на том концерте отличалась особенной агрессивностью: по залу то и дело летали пустые стеклянные (!) бутылки из-под пива, чего я не видел даже на концертах «Алисы». Приходилось постоянно держать ухо востро.
Сет-лист выглядел следующим образом: 1) Бродяга 2) Человек в шляпе 3) Песнь о любви и гармони и… 4) Оглянись! 5) Розовый след на белой дороге 6) На перекрёстке Луны 7) Белый колпак 8) Эй, мама, я погиб на войне 9) Реки 10) Чем пахнут твои деньги? 11) Скорый поезд придёт в 6 часов 12) Банька по-белому (песня В.Высоцкого). Далее под восторженный вой публики на сцену «Горбушки» вылетел ничуть не менее трезвый, нежели Гарик, Константин Кинчев в образе монаха-расстриги, фактически до неузнаваемости обросший всклокоченной чёрной бородой. Костю сопровождал гитарист Сергей Воронов. В составе «Бригада С» + Кинчев + Воронов были сыграны песня Виктора Цоя «Когда-то ты был битником» и давно уже ставший народным гимн группы «Алиса» «Всё это рок-н-ролл!». Публика к этому моменту впала в полнейший экстаз, так что концерт завершился на сверхмощной энергетической волне: пятнадцатым номером сет-листа стала «Дорожная» с мощным многоголосым хором в коде, а в самом конце прозвучала «Моя маленькая бэйба».
Вскоре, а именно 19 июня того же 1993 года на сцене той же «Горбушки» «Бригада С» открыла своим сетом концертную акцию «Greenpeace Rocks», организованную Джоанной Стингрэй. В концерте, приуроченном к выпуску одноимённого винилового сборника, участвовали «Бригада С», «Ва-банкъ», Джоанна Стингрэй, Андрей Макаревич, Анатолий Крупнов, Сергей Воронов, тогдашний клавишник «Алисы» Андрей Королёв и музыканты группы «ДДТ». В тот день получился очень мощный фестиваль, «Горбушка» была забита до отказа – во многом, благодаря проанонсированному (но не случившемуся) участию в акции группы «Алиса». Не забудем, что в апреле того года «Алиса» осталась без гитариста Игоря Чумычкина, выбросившегося из окна… Выступление «Бригады С» на фестивале «Greenpeace Rocks» базировалось на программе «Реки». Прозвучали песни: «На перекрёстке Луны», «Белый колпак», «Скорый поезд придёт в 6 часов», «Чем пахнут твои деньги?», «Когда-то ты был битником» и «Дорожная» (когда пришёл черёд выхода на сцену Андрея Макаревича, «Бригада С» аккомпанировала ему в трёх классических песнях из репертуара ранней «Машины времени»). Собственно, это было последнее выступление «Бригады С», на котором я побывал. Уже очень скоро группа прекратила своё существование, и после концерта в Калининграде, зафиксированного на CD «Между водой и огнём», началась блистательная история супергруппы «Неприкасаемые». Я считаю, что дебютный альбом «Неприкасаемых» «Брёл, брёл, брёл» является эталонным в рассматриваемом жанре, и он стал таким именно благодаря идеям и концепциям, впервые проработанным в композициях и саунде альбома «Реки», этой безусловной вершины в истории группы «Бригада С». В те памятные дни 1992 года была записана пластинка, едва ли не на десятилетие вперёд определившая звучание и эстетический вектор в развитии целой плеяды наших любимых групп. «Реки» преисполнены сакрального смысла. В «Реках» — сильнейший эмоциональный заряд. Эта работа многослойна и, извинимся за невольный каламбур, воистину глубока. Можно рассмотреть альбом «Реки» в философско-религиозном контексте, и мы придём к любопытным результатам. Можно отдельным обзором показать бесспорную связь альбома «Реки» с альбомом «Алисы» «Для тех, кто свалился с Луны» — и эта связь покажет всё ещё существовавшее в ту пору, хотя и уже находящееся на грани краха, родственное единение в стане российских рок-грандов. Лично я больше всего ценю на альбоме «Реки» открывающий и закрывающий альбом треки: «На перекрёстке Луны» и «Вальс Москва». Пожалуй, в числе самых глубоких песен Игоря Сукачёва эти две – в первом списке. Весь диск в целом – бесценный вклад в коллекцию важнейших произведений отечественного рок-н-ролла. Настоящее искусство, пахнущее кровью и небом. Пластинка для размышлений.
ДИСКОГРАФИЯ ГРУППЫ «БРИГАДА С»
ОСНОВНЫЕ СТУДИЙНЫЕ (НОМЕРНЫЕ) АЛЬБОМЫ
(ВКЛЮЧАЯ ОДИН КОНЦЕРТНЫЙ ПОЛУАЛЬБОМ, СОВМЕСТНЫЙ С «НАУТИЛУСОМ»)
Источник
Бригада С
Бригада С | |
Основная информация | |
---|---|
Жанр | рок, джаз-рок, новая волна, свинг, буги-вуги, ска, альтернативный рок |
Годы | 1986 — 1993 2015 — наши дни |
Страны | СССР Россия |
Откуда | Москва |
Состав | Гарик Сукачёв Сергей Галанин Сергей Воронов Дмитрий Варшавчик Дмитрий Сланский Лана Шеманкова Дмитрий Рыбалов Николай Вербицкий Алексей Панкратов Максим Лихачёв Ярослав Волковыский |
Бывшие участники | Карен Саркисов Павел Кузин Тимур Муртузаев Артём Павленко Игорь Ярцев Кирилл Трусов Константин Гаврилов Сергей Тененбаум Рушан Аюпов |
Бригада С на Викискладе |
Содержание
- 1 История
- 1.1 Реюнион (Воссоединение)
- 2 Состав
- 3 Дискография
- 3.1 Студийные альбомы
- 3.2 Прочие релизы
- 4 Литература
- 5 Примечания
- 6 Ссылки
История
В январе 1986 года группу основали вокалист Гарик Сукачёв и Сергей Галанин. Также в новую группу вошли гитарист Александр Горячев (экс-«Гулливер»), которого вскоре заменил Кирилл Трусов, клавишник Лев Андреев, Карен Саркисов (экс-«Центр» и «Звуки Му») на перкуссии, ударник Игорь Ярцев и духовые — саксофонист Леонид Челяпов, трубачи Игорь Марков и Евгений Коротков и тромбонист Максим Лихачев.
В первую программу «Мандариновый рай» вошли известные песни «Сантехник» и «Моя маленькая бэйба», в конце года с духовой секцией выдали новую программу «Добро пожаловать в запретную зону» с хитами «Человек в шляпе», «Сан Франциско», «Наследник».
В августе 1987 года группа получает статус профессиональной. С осени 1987-го года стала работать в продюсерском центре Стаса Намина, называть себя «Оркестром пролетарского джаза» и исполнять свою третью программу — «Парад-алле». Приняли участие в рок-фестивале «Литуаника-87». В ноябре 1987 года состоялись первые официальные гастроли, группа отыграла в Ленинграде в местном Дворце молодёжи.
В 1988 году записали свой первый магнитоальбом «Ностальгическое танго», а фирма «Мелодия» выпустила виниловый альбом «Бригады С» пополам с «Наутилусом Помпилиусом» с записью с «Рок-панорамы-87».
В 1988 году группа снялась в фильме Саввы Кулиша «Трагедия в стиле рок» и впервые выехала с гастролями в Польшу (апрель 1988 года) и Финляндию (июнь 1988 года, международный музыкальный фестиваль «Provinssirock»).
Весной 1989 года состоялись совместные концерты «Бригады С» с западногерманской группой BAP в СССР и ФРГ. В июле 1989 года первые гастроли в США, а в августе 1989 года группа принимает участие в Moscow Music Peace Festival.
В 1989 году, при записи магнитоальбома «Нонсенс», группа развалилась. Галанин с музыкантами и создал группу «Бригадиры». Сукачёв оставил себе имя «Бригада С» и набрал бывших музыкантов группы «Браво» — Павла Кузина, Тимура Муртузаева и других. Весь 1990-й проходит в успешных концертах, в том числе в США, Франции и ФРГ. Весной 1991 года в Москве проходит девятичасовой концерт «Рок против террора», который организовали Гарик Сукачев, Александр Ф.Скляр и фирма «Фили». Концерт снимался телекомпанией «ВИД», а впоследствии был издан двойной альбом «Рок против террора». В августе после путча видеозапись концерта активно эксплуатировалась телевидением, а Гарик во время путча устроил бесплатную раздачу пластинок.
В 1991 году по Москве пронесся слух — в группу возвращается Галанин и «Бригада С» воссоздается в первоначальном составе. В том же году группой был записан альбом «Все это рок-н-ролл!», концепция которого была проста: любимые песни Гарика исполняют он и его друзья.
После альбома был выпущен виниловый миньон — три песни с альбома «Все это рок-н-ролл», — тут же ставший раритетом.
Несмотря на успех, «Бригада С» никогда не теряла присущего ей веселого духа абсурда. На знаменитом фестивале 1993 года «Нарва! Мы с тобой!» произошёл описанный ниже случай, тут же ставший легендой и по-разному цитируемый различными источниками и средствами массовой информации:
Фестиваль был «на 200 процентов» спонсорским, и кроме всех благ музыкантам после концерта выдавалось по литровой бутылке «Смирнофф» на брата (пиво оба дня фестиваля было бесплатным). И вот выходить на сцену «Бригаде С», а барабанщик Батя-Ярцев исчез. Делать нечего, группа пошла играть, а за барабаны сел Паша Кузин, вновь игравший в «Браво» и сотрудничавший с «Бригадой С» по старой доброй памяти уже как звукорежиссёр. Пашу, в свою очередь, за микшерным пультом заменил звуковик «ЧайФа». Уже прошло более половины концерта, как вдруг в толпе партера неожиданно появился Батя в окружении почтительных фанов. Указывая пальцем на сцену, он проникновенно и гордо заявил окружающим: «Видите, это моя группа играет». Потом подумал и добавил: «А за барабанами — это я».
Противоречия в группе продолжали нарастать. Из коллектива сначала уходит директор Дмитрий «Грозный» Гройсман, затем распадается связка Сукачев-Галанин. Последним концертом «Бригады» стало выступление в органном зале города Калининграда, хотя по сути дела, это был уже новый коллектив — в нём появились басист «Черного Обелиска» Анатолий Крупнов и лидер «Crossroads» Сергей Воронов. Вскоре группы «Бригада С» не стало уже официально.
После распада группы Сукачёв заявил, что уходит из музыки и начинает заниматься кино и телевидением, но летом 1994 года объявил о создании нового коллектива «Неприкасаемые».
Реюнион (Воссоединение)
23 октября 2015 года Гарик Сукачев вместе со своими бывшими коллегами по «Бригаде С», включая Сергея Галанина, воссоединится ради тридцатилетнего юбилея московской рок-лаборатории, резидентами которой они были и сыграет в Москве большой концерт.
Гарик Сукачёв вместе с возрождённой группой Бригада С планирует зарубежные гастроли в 2016 году.
Об этом музыкант рассказал в интервью «Нашему радио»
«На самом деле, мы не расстаемся и с Сергеем Галаниным, и с Сергеем Вороновым, и с Митей Варшавчиком. Вот с этим составом мы не расстаемся. Но, к сожалению, в этом году мы сыграем только в YotaSpace один концерт — весной. Все остальные концерты мы будем играть не в России. У нас должны быть три концерта в Прибалтике, в прибалтийских столицах. И дальше Америка и Канада. Но сейчас пока идут переговоры. Предполагаю, что это произойдет».
Гарик Сукачёв очень хочет записать новый альбом Бригады С который должен выйти до конца 2017 года. Первым синглом этого альбома стала песня «246 шагов», которая была представлена публике 13 февраля 2016 года в московском «Крокус сити холл» на премии «Чартова дюжина». Тогда на сцену «Чартовой дюжины» вместе с Сукачёвым вышли другие ветераны Бригады С: бас-гитарист Сергей Галанин, гитарист Сергей Воронов, духовики Максим Лихачёв и Евгений Коротков. [1] .
Гарик Сукачёв сыграл последний московский концерт в истории Бригады С, который состоялся 24 февраля 2017 года в клубе «YotaSpace»! 24 февраля в клубе «YotaSpace» — там, где полтора года назад начиналась история возрождённой Бригады С — Сукачёв и Галанин собрались на последнем московском концерте легендарного коллектива. Попрощаться с Бригадой С пришло так много людей, что длинная очередь на входе в «YotaSpace» не могла рассосаться в течение полутора часов. Возрастной диапазон публики был широким: от тех, кто помнит первые шаги «оркестра пролетарского джаза» в 80-е годы, до тех, кто в то время ещё не появился на свет.
В марте 2017 года компания Navigator records выпустила антологию группы «Бригада С» — коллекционный бокс под названием «Дело 8816/АШ-5», в который вошли как аудио-, так и видеорелизы. В состав бокса вошли следующие альбомы: «Акция Нонсенс» (1991), «Аллергии — нет!» (1991), «Все это рок-н-ролл» (1992), «Реки» (1993), «Я обожаю Jazz» (1994). Кроме того, издание содержит несколько концертных записей. Среди них архивный концерт в немецком Тройсдорфе (1989) и запись с выступления в клубе Yotaspace 23 октября 2015 года. Последний концерт также издан на DVD. Видео часть издания включает в себя DVD с клипами, снятыми в период 1987—1993 гг, документальный фильм Дмитрия Диброва о «Бригаде С» «Рябина на коньяке» и запись празднования дня рождения Гарика Сукачева в «Табакерке» 4 декабря 1989 года. Оформление коллекционного бокса стилизовано под секретное дело, находившееся в разработке КГБ. Издание выпущено ограниченным тиражом — 1000 экземпляров [2] .
О планах к концу 2017 года записать альбом группы Бригада С Гарик Сукачёв рассказывал ещё прошлой весной: «Мы все мыслим альбомами и поэтому хочется сделать какое-то единое произведение. Несколько песен мы, в общем-то, уже записали. Начали с композиции, которую я делал ещё с Оркестром Кампанелла Каменной Звезды — „Бойцы“. Она войдёт в пластинку. Скорее всего мы её как-то разберем по частям, как-то поработаем с этой песней. Надеюсь, что до конца 2017 года мы запишем всю пластинку. Я обычно пишу для одного альбома 8, максимум — 9 песен, а здесь 4 уже готовы». Другими готовыми для альбома песнями являются номера «246 шагов» и «Танго Gitanes», вовсю звучащие на концертах-реюнионах Бригады С. Правда, в последних интервью Сукачёва тема альбома Бригады С вообще не поднималась, а вот Сергей Галанин возможность такой совместной записи исключать не стал.
Состав
- Гарик Сукачев — гитара, вокал (1986—1993, 2015)
- Сергей Галанин — бас, вокал (1986—1989, 1991—1993, 2015)
- Александр Горячев — гитара (1986)
- Лев Андреев — клавишные (1986—1988)
- Карен Саркисов — ударные, перкуссия (1986—1988)
- Кирилл Трусов — гитара (1986—1989, 1991—1993)
- Артем Павленко — гитара (1989—1991)
- Тимур Муртузаев — бас (1989—1991)
- Сергей Тененбаум — клавишные (1987—1989)
- Рушан Аюпов — клавишные, баян, аккордеон, вокал (1989—1993)
- Владимир Голоухов — перкуссия, ксилофон, вибрафон (1989—1991)
- Павел Кузин (тогда — экс-«Браво») — ударные (1989—1991)
- Игорь «Батя» Ярцев — ударные (1987—1989, 1991—1993)
- Игорь Марков — труба (1986—1989)
- Евгений Коротков — труба (1986—1989, 2015)
- Алексей Еленский — труба (1989—1990)
- Петр Тихонов — труба, вокал (1989—1993)
- Максим Лихачев — тромбон (1986—1989, 1991—1993, 2015)
- Владимир «Раздвижной» Чекан — тромбон, вокал (1989—1991)
- Леонид «Челябинский» Челяпов — саксофон (1986—1987, 1989—1992)
- Сергей Секретарёв — саксофон (1987—1989)
- Алексей Ермолин — саксофон (1991—1993)
Источник
Бригада С. Бродяга
Русская Рок-Поэзия Эта ночь, как чья-то ночь.
Этот день, как чей-то день.
Я устал, я на пороге
В вечном поиске знакомых тем.
Это утро чей-то блеф,
Этот день мое безумье,
Эта леди дама треф
Из роковой породы оживленных мумий.
Бродяга, какая странная масть.
Бродяга, какое дерзкое призванье.
Этот город, город сна,
Прибежище глупцов и улиц без названья.
Бродяга, это от слова брод.
Бродяга, но я не вижу брода.
Я попадаю в оборот,
Спаси меня, спаси меня, моя природа.
Простите я случаен здесь,
Хотя беру я то что есть.
Все подчиняю сам велю,
Я сам себя и ненавижу и люблю.
Живу я так же, как жилось.
Гонюсь за тем, что не сбылось.
Я сам себе и враг и друг,
Я сам себе порок и сам порочный круг.
Бродяга, какая странная масть.
Бродяга, какое дерзкое призванье.
Этот город, город сна,
Прибежище глупцов и улиц без названья.
Бродяга, это от слова брод.
Бродяга, но я не вижу брода.
Я попадаю в оборот,
Спаси меня, спаси меня, моя природа.
Бродяга.
Бродяга.
Бродяга.
Бродя-а-а-га.
«Да какой это рок-н-ролл? Чистый кабак. Ты только посмотри — белые рубашечки, галстучки, черные брючки. Ну, шла бы эта бригада в любой ресторан — там за их вид и музыку такие бабки платить будут. «
Вот так жестко и бескомпромиссно питерские журналисты отреагировали на появление на сцене московского ДК МИИТа летом 1986-го «Бригады С», коллектива местной рок-лаборатории, которая проводила фестиваль «Движение в сторону весны». На сцене весь цвет московского и питерского рока: «Аквариум,» «Звуки Му», «Алиса», «Центр», «Кино», на фоне которых «Бригада С» со своей нероковой музыкой и таким же нероковым внешним видом должна была явно проигрывать. И тем не менее, несмотря на столь уничтожающее заявление питерцев, привыкших к совершенно другой музыке, не подверженная питерскому нигилизму публика внимание на «Бригаду С» обратила.
Впервые «Бригада С» засветилась в 1984 году, после того как Игорь «Гарик» Сукачев, уволенный из-за разгильдяйства и творческих противоречий из группы «Посткриптум», в которой он играл вместе с Павлом Кузиным и Евгением Хавтаном (будущее «Браво»), решил создать свой коллектив. Основная идея — музыкальная и форменная стилизация пятидесятых годов. Для этого был произведен набег на знаменитый Тишинский рынок. А также подвергнуты тщательному просмотру папины и дедушкины шкафы.
Первый концерт, состоявшийся осенью 1984 года, прошел в . детском саду. Сей парадоксальный, на первый взгляд, факт вполне объясняется реалиями тех времен: просто в этом садике работал ночным сторожем какой-то товарищ коллектива.
Дальше довольно неожиданно «Оркестр пролетарского джаза» — неофициальное название команды — начал победное шествие по городам и весям. Кстати говоря, в веселом «пролетарском» названии содержалось вполне конкретное определение стиля и жанра. Не стоит забывать, что особый шик саунда «Бригады С» заключался в присутствии духовой секции и, между прочим, «Бригада» была единственной группой, позволившей себе в те времена выступать составом, действительно приближенным к оркестру. Все это привело к статусу культовой группы.
И тем не менее в ортодоксальных рок-кругах, особенно питерских, к команде Сукачева было сложное отношение. С одной стороны, это был вроде рок, но на фоне «Зоопарка», «Кино», «Алисы» и, конечно, «Аквариума» это была «попса», замаскированная под рок. В 1987 году «Бригада С» решительно вышла из подполья и, расставшись с андеграундом, еще более усилила к себе негативное отношение в среде «настоящих» рокеров. Тем не менее, группа регулярно получала приглашения выступить на различных рок-фестивалях и почти всегда своим выступлением затмевала «чистых» героев рока. Славы коллективу добавила и пиратская пластинка, выпущенная в 1988 году государственной (!) фирмой «Мелодия», на одной стороне которой были песни «Наутилуса Помиплиуса», а на другой — «Бригады С».
С 1989 года Гарик разворачивается как большой специалист по части акций. Особенно эффектно в этом ряду выглядела знаменитая акция «Свободу узникам московского зоопарка». В том же году выходят магнитоальбомы коллектива «Добро пожаловать в запретную зону» и «Ностальгическое танго». Русские группы тогда начали потихоньку выезжать на гастроли за границу, главным образом, в Европу. «Бригада С» отправилась в Америку. В понимании людей, живших представлениями начала 80-х, коллектив делал просто сногсшибательную карьеру.
В 1989 году Гарик на студии SNC записал свой первый сольный альбом «Нонсенс». Но тут рок-Москву постиг удар — группа развалилась! Возможно, потому, что Сергей Галанин, бывший не просто бас-гитаристом, но и аранжировщиком, ощутил себя готовым к сольной карьере. А возможно, потому что на афишах теперь читалось «Гарик Сукачев и группа «Бригада С». Так или иначе, но большая часть коллектива отпала вместе с Галаниным и стала называться «Бригадиры». Меньшая, в том числе гитарист Артем Павленко и трубач Петр Тихонов, осталась с Сукачевым. На басу в новой «Бригаде» возник Тимур Муртузаев, на ударных — ушедший из «Браво» Павел Кузин. Весь 1990-й проходит в успешных концертах. А весной 1991 года в Москве происходит грандиозная акция — девятичасовой концерт «Рок против террора», организатором которого стали Гарик Сукачев и фирма «Фили».
По поводу того, как Гарик пришел к идее акции, существует несколько версий. Одна из них сводится к следующему. Как-то вечерком Сукачев и товарищ его Александр Ф. Скляр прогуливались по Арбату. И чем-то не понравились органам охраны правопорядка, которые музыкантов замели. И обошлись с ними не очень культурно. В ответ Гарик придумал акцию «Рок против террора», в которой, помимо ленинградско-московских звезд, принимали участие коллективы из Грузии и Литвы, республик, где уже успела пролиться кровь. На этом грандиозном концерте, проходившем в начале апреля в ДС «Крылья Советов», впервые не было милицейской охраны, а безопасность мероприятия блестяще обеспечила » Ассоциация каскадеров России». Концерт снимался телекомпанией «ВИД», а впоследствии был издан двойной альбом «Рок против террора». В августе после путча видеозапись концерта активно эксплуатировалась телевидением, а Гарик еще во время путча устроил бесплатную раздачу пластинок.
Осенью 1992 года по Москве пронесся новый сенсационный слух — в группу возвращается Галанин и «Бригада С» воссоздается в первоначальном составе. В том же году группой был записан эпохальный альбом «Все это рок-н-ролл!», концепция которого была проста: любимые песни Гарика исполняют он и его друзья.
За записью последовала не менее легендарная презентация, к которой был выпущен виниловый миньон — три песни с альбома «Все это рок-н-ролл», — тут же ставший раритетом.
Несмотря на грандиозный успех, «Бригада С» никогда не теряла присущего ей веселого духа абсурда. На знаменитом фестивале 1993 года «Нарва! Мы с тобой!» произошел случай, тут же ставший легендой и по-разному цитируемый различными источниками и средствами массовой информации.
Фестиваль был на 200 процентов спонсорским, и кроме всех благ музыкантам после концерта выдавалось по литровой бутылке «Смирнофф» на брата (пиво оба дня фестиваля было бесплатным). И вот выходить на сцену «Бригаде С», а барабанщик группы Батя-Ярцев исчез. Делать нечего, группа пошла играть, а за барабаны сел Паша Кузин, вновь игравший в «Браво» и сотрудничавший с «Бригадой» по старой доброй памяти уже как звукорежиссер. Пашу в свою очередь за пультом заменил звуковик «ЧайФа». Уже прошло более половины концерта, как вдруг в толпе партера неожиданно появился Батя в окружении почтительных фанов. Указывая пальцем на сцену, он проникновенно и гордо заявил окружающим: «Видите, это моя группа играет». Потом подумал и добавил: «А за барабанами — это я».
Но противоречия в группе продолжали нарастать. Из коллектива сначала уходит директор коллектива Дмитрий «Грозный» Гройсман, а затем к ужасу поклонников распадается связка Сукачев-Галанин. Последней грандиозной акцией «Бригады» стало выступление в органном зале города Калининграда, хотя по сути дела, это был уже новый коллектив — в нем появились басист «Черного Обелиска» Анатолий Крупнов и лидер Crossroads Сергей Воронов. А вскоре группы «Бригада С» не стало уже официально.
После развала группы Гарик заявил, что уходит из музыки и начинает заниматься кино и ТВ.
Но количество музыкальной энергии, бушевавшей в Сукачеве, требовало выхода, и летом 1994 года Гарик официально объявил о создании нового коллектива — «Неприкасаемые».
1988 — Наутилус помпилиус. Бригада С
1988 — Добро пожаловать в запретную зону (Магнитоальбом)
1989 — Ностальгическое танго (Магнитоальбом)
1991 — Аллергии — нет!
1992 — Всё это рок-н-ролл
1993 — Реки
1994 — Я обожаю jazz. Зэ бэст 1986-1989
2003 — Избранное
Я тебе подарю белый колпак,
Приколи на него золотую звезду,
Раздобудь себе ночь и зажги в ней маяк,
Но смотри, не забудь про колпак и звезду.
Я тебе подарю белый колпак,
Приколи на него серебряный крест.
Раздобудь себе холм, чтобы видеть с него
Что лежит под тобой, что твориться окрест.
Я тебе подарю белый колпак,
Приколи на него бронзовый серп.
Поплыви по реке и смотри на него
В отраженьи воды, в отраженьи небес.
Я тебе подарю белый колпак,
Приколи на него осиновый кол,
Разыщи страшный клад, заключи его в твердь,
Чтоб кого-то найти, и накрой колпаком.
Источник
Реки (альбом) – Бригада С
«Реки» – альбом группы «Бригада С», записанный в 1992-ом и изданный в 1993 году. Последняя работа в истории коллектива. Издавалась на компакт-дисках, магнитофонных кассетах и виниловых пластинках.
История создания альбома
Альбом «Реки» «Бригада С» записывала летом 1992 года. Процесс записи проходил в столичной студии SNC records в июле и августе. Однако, в продажу новая работа музыкантов поступила лишь весной 1993 года.
Концертная презентация альбома «Реки» состоялась в апреле 1993 года. Прошла она в легендарном ДК имени Горбунова. «Бригада С» представляла свой диск в течение трёх дней – 28, 29 и 30 апреля.
Эпиграфом альбома «Реки» служат слова Франциска Ассизкого:
Все святейшие добродетели, храни вас Господь, проистекающих и идущих от Него. В целом мире не наказан ни один человек, кто одною из вас мог бы обладать, если не умрёт он прежде того. Обладающий одною и не повредивший другие, всеми обладает; и повредивший одну, не обладает ни одной и все повреждает.
Варианты издания альбома
Релиз альбома группы «Бригада С» «Реки» осуществила компания FeeLee. Запись вышла на виниловых пластинках, продажи которых стартовали в день московской презентации. Спустя год альбом был переиздан на компакт-дисках. В 2012 году вышло новое издание этой работы на виниле.
Виниловая пластинка
Альбом группы «Бригада С» «Реки» на виниле в 1993 году выпустила компания FeeLee. Тираж издания составил 5000 экземпляров. Тип упаковки – разворотный конверт, бонусом к которому прилагался многостраничный буклет с текстами песен.
В 2012 году запись переиздаёт на виниле компания «Мирумир». Это издание также содержит буклет с текстами. Производство винила велось в Чехии. Пластинки 180-граммовые, чёрного цвета.
Слушать онлайн
Источник
Игорь Шамарин от «А» до «Я»
БРИГАДА С – «Реки» (1993)
1. НА ПЕРЕКРЁСТКЕ ЛУНЫ
2. БЕЛЫЙ КОЛПАК
3. ЭЙ, МАМА, Я ПОГИБ НА ВОЙНЕ
4. РЕКИ
5. ЧЕМ ПАХНУТ ТВОИ ДЕНЬГИ?
6. СКОРЫЙ ПОЕЗД ПРИДЁТ В 6 ЧАСОВ
7. ДОРОЖНАЯ
8. ВАЛЬС МОСКВА
Гарик Сукачёв – вокал, акустическая гитара, электрогитара
Сергей Галанин – бас-гитара, вокал
Рушан Аюпов – клавишные, баян, вокал
Кирилл Трусов – гитара
Пётр Тихонов – труба
Максим Лихачёв – тромбон
Алексей Ермолин – саксофон
Игорь Ярцев – ударные
В записи принимали участие:
Сергей Воронов (CROSSROADS) – губная гармошка, слайд (6)
Артём Павленко (экс-БРИГАДА С, MESSAGE) – гитара (1)
Владимир Голоухов (АССОЦИАЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКИ – перкуссия, кабаса, шейкер (2, 5)
Иван Фёдорович Сукачёв – туба (8)
Концепция, стихи и музыка: Гарик Сукачёв
Аранжировка: БРИГАДА С
Звукорежиссура: Сергей Долгов
Сведение и монтаж: Олег Сальхов
Записано на студии «SNC» в июле-августе 1992 года
Шумовое пространство: киностудия «Мосфильм».
«…Все святейшие добродетели, храни вас Господь, проистекающих и идущих от Него. В целом мире не наказан ни один человек, кто одною из вас мог бы обладать, если не умрёт он прежде того. Обладающий одною и не повредивший другие, всеми обладает; и повредивший одну, не обладает ни одной и все повреждает…»
Франциск Ассизский (OPUSCULA).
У меня в жизни было два периода обожания группы «Бригада С», разъединённые на коротком историческом отрезке периодом абсолютного охлаждения интереса к этому, несомненно, самобытнейшему отечественному рок-коллективу. Далеко не каждая группа способна вызвать к себе столь неровное и неоднозначное отношение! Первый период обожания был связан с непосредственным появлением группы на телевизионных экранах и во всесоюзном радиоэфире в период поздней Перестройки. Всё началось с лавинообразного каскада абсолютно точно попавших в свежий революционный контекст второй половины 80-х годов песен «Не ходите за нами», «Бродяга», «Человек в шляпе», «Гады», «Фантомас», «Зона Z», «Наследник эпохи». Игорь Сукачёв визуально воспринимался мною эдаким духовным братом не менее культовой группы «Браво», как бы мужской ипостасью Жанны Агузаровой – такое уж было у меня восприятие. К слову, уже тогда было хорошо известно, что Сукачёв является автором хита «Верю я» (больше известной тогда как «Белый день»), так что связь с группой «Браво» и с перестроечной версией возродившегося движения стиляг (возродившегося, скорее, не духовно, а эстетически) казалась вполне естественной. Группа «Бригада С», звучно в ту пору именовавшаяся «оркестром пролетарского джаза», словно бы вышла из фильма «Покровские ворота», внеся в московскую рок-волну фантастическую по силе энергетику и окрашенную в оттенки радикального ретро отвязность, базировавшуюся на оглушительной мощи духовой секции, а также опирающуюся на самобытную поэтику работавших с коллективом профессиональных текстовиков. Лидер «Бригады С», родившийся в подмосковной деревне Мякинино (окрестности построенного позже Строгино), жил в ту пору в Тушино и некоторое время нарабатывал рабочий стаж в ремонтной бригаде (перст судьбы?) на машиностроительном заводе «Красный Октябрь» вместе с моим крёстным – так что любое появление Гарика на экране ТВ-ящика, на стоянке такси возле метро «Тушинская» или, скажем, в филиале детской поликлиники с совсем юным в ту пору сыном были явлениями одного порядка и вызывали исключительно добрые, земляческие эмоции. Мы жили на так называемой «Железке» (территория, вплотную примыкающая к железнодорожной станции «Тушино»), а Сукачёв – на «Комсомолке» (микрорайон по другую сторону железнодорожного перегона). В старой средней школе, с начала 60-х годов стоящей фактически на границе этих двух когда-то изрядно политых молодёжной кровушкой «бойцовских территорий», существовал даже неформальный фан-клуб «Бригады С». Я по малолетству в этот фан-клуб не входил, к тому же, ребята там были ещё те.
Приблизительно после всесоюзного рок-фестиваля в Подольске (сентябрь 1987 г.) дела у группы пошли по нарастающей, и к Московскому Международному Фестивалю Мира (август 1989 г.) достигли своего апогея. А дальше группа распалась, дав жизнь сомнительному проекту Сергея Галанина «Бригадиры» (кто-нибудь помнит сейчас хотя бы что-нибудь , кроме песни «Чертополох»?) и сукачёвской кинокарьере, и попутно у меня наступил тот самый период резкого охлаждения к творчеству Гарика & Co. Пластинка «Нонсенс», этот неоднозначный студийный эксперимент-акция с привлечением столичных музыкантов из Центра Стаса Намина, кроме заглавной песни и щедро раскрученного в то время хита «Там, где кончается дождь», ничем особо не зацепила, а материал программы «Аллергии – нет!» был мною недооценён аж до самого выхода виниловой пластинки (справедливости ради стоит заметить, что в концертном исполнении песни этой программы по аранжировкам существенно уступали итоговым альбомным версиям). Время шло, и в начале 90-х годов группа «Бригада С» обрела новую жизнь. Группа стала снова появляться на ЦТ, но былых эмоций почему-то у меня не вызывала. Больше того, в этой связи возникло странное отторжение и даже скептицизм. Я в ту пору чрезвычайно «болел» творчеством «Алисы», и новые песни Сукачёва казались подозрительно, до эпигонства, схожими с песнями Кости Кинчева. Особое возмущение, помнится, вызвала «Дорожная», едва ли не впервые представленная общественности в телеверсии фестиваля с названием, дай Бог памяти, «Музыканты против СПИДа» (или что-то вроде этого). Это был 1991 год, и Гарик на этом концерте выступал в белой русской рубахе. Как-то не складывался у меня в сознании этот образ обновлённого Гарика, заигравшего вдруг фолк-рок с гармошкой и кличем «ой-да, ой-да…». Вызывал неловкость. Главными событиями того времени с участием «Бригады С» стали фестиваль «Рок против террора» (организатором которого являлся непосредственно Гарик), знаковый зимний марафон «Рок из Кремля», прошедший под крылом Центра Стаса Намина и, конечно же, полностью реабилитировавшая в моих глазах «Бригаду С» акция «Всё это рок-н-ролл». Именно с того легендарного дня – 16 мая 1992 года – я снова обнаружил в себе старые-добрые признаки обожания блистательной «Бригады» и её бригадира. На концерте «Всё это рок-н-ролл!» во Дворце спорта «Крылья Советов» группа, презентуя одноимённый виниловый сингл, отыграла большой сет-лист, в который были включены такие новые песни, как «На перекрёстке Луны» и «Белый колпак». Тем самым фэнам был фрагментарно предъявлен материал грядущего альбома «Реки» — как позже выяснилось, последнего альбома в истории «Бригады С». Новый материал очень меня заинтриговал. К тому же, я уже вполне привык к новому образу Сукачёва, а также полюбил распевную «Дорожную» (являющуюся, как оказалось, эмоциональным откликом на смерть Майка Науменко) и ротировавшийся по радио «SNC» ритм-энд-блюзовый суперхит «Скорый поезд придёт в 6 часов».
Летом 1992 года альбом «Реки» был записан, но ждать его выхода пришлось очень долго. В «МузОбозе» и других музыкальных телепрограммах уже вовсю показывали видеоклипы «Белый колпак» и «Дорожная сказка» (клипы на песни «Скорый поезд придёт в 6 часов» и «Вальс Москва» вышли уже после выпуска пластинки), а на прилавках магазинов только ещё появился не менее долгожданный диск «Всё это рок-н-ролл», ожидание выхода которого было подогрето видеоклипами «Всё это рок-н-ролл» и «Have You Ever Seen The Rain?» и длилось с конца 1991 года. В первый осенний день 92-го я возвращался с друзьями из школы, и прямо у выхода из метро «Тушинская» нам встретился Гарик Сукачёв и его сын Саша. Гарик нёс арбуз, и поначалу было как-то неудобно останавливать его, но в итоге желание перекинуться парой слов всё же возобладало. Так я преодолел неловкость, окликнул Гарика и стал обладателем первого в жизни автографа, полученного от именитого отечественного рок-музыканта (Сукачёв-младший тем временем терпеливо держал арбуз), а ещё узнал из первых уст, что новый альбом «Бригады С» буквально ТОЛЬКО ЧТО записан, а вечером в центре Москвы будет марш пацифистов, на который нас с ребятами Гарик и пригласил.
Дальнейшая история – история похода в ДК Горбунова на презентацию пластинки «Реки» в самом конце апреля 1993 года. О том, что «Бригада С» будет играть в «Горбушке», благодаря столичной печатной прессе удалось узнать загодя. Причём, настолько загодя, что когда я где-то в конце марта позвонил в кассы «Горбушки», чтоб узнать, сколько будут стоить билеты на концерт «Бригады С», старушка-кассирша с возмущением ответила: «БРИГАДА С» — У НАС? КТО ВАМ ТАКОЕ СКАЗАЛ. НАПИСАНО В ГАЗЕТЕ? НЕТ, ЭТО КАКАЯ-ТО ОШИБКА! Но в конце апреля «Бригада С», всё-таки, отыграла трёхдневную презентацию альбома «Реки». Концерты состоялись 28, 29 и 30 апреля 1993 года при аншлаговом стечении рок-общественности и неизменно сопровождавшей её толпы гопников, и я имел честь присутствовать на последнем из этих концертов, 30 числа (в пятницу). Вообще, «Бригада С» этими апрельскими концертами открыла в «Горбушке» настоящий звёздный рок-марафон, который включал в себя презентацию пластинки группы ЧАЙФ «Дети гор» в самом начале мая (с участием музыкантов «Бригады С», «Кроссроудза» и «Ва-банка»), 10-летие «Наутилуса Помпилиуса» 4 мая (с участием К.Кинчева, Ю.Шевчука, Насти Полевой и других грандов отечественного рока), а также электрическую презентацию альбома группы ВА-БАНКЪ «На кухне» 5 мая с участием коллектива «Нож для фрау Мюллер». Возвращаясь к презентации «Рек», стоит сказать, что это был феерический, разнообразный по эмоциям и абсолютно незабываемый праздник. Пришедшие на концерт зрители незадолго до назначенного выхода группы на сцену могли воочию лицезреть в легендарном зеркальном фойе ДК Горбунова пьяного в дым лидера «Бригады С» в кожаной кепке и с разбитой в кровь губой, встречающего друзей у служебного входа. Кто-то воскликнул: «А чего здесь столько народу толпится?». Узнав, что это фэны взяли в плотное кольцо лидера «Бригады С», тот же человек выдохнул: «А я уж думал — Ельцин приехал!». Пронёсся слух, что кто-то видел Кинчева и Бутусова. Главной интригой вечера был сам факт того, сможет ли едва стоявший на ногах Гарик, собственно, отыграть концерт, и если сможет, то КАК он это будет делать? В итоге всё было очень здорово и естественно, по-свойски. Перед началом концерта (играть начали в 19.20) в фойе продавалась наконец-то изданная пластинка «Реки». Сюрпризом стал вложенный в конверт многостраничный разрисованный буклет с текстами песен и эпиграфом из сочинения католического святого Франциска Ассизского, приведённым мной в начале этой статьи. В конце буклета был напечатан анонимный эпилог следующего содержания: «Что вы знаете обо мне? Откуда вы знаете, кто я? Отчего вы думаете, что можете судить меня, когда я сам не знаю, кто я! Кто же я. » Группа играла в составе, записавшем пластинку «Реки», но уже без гитариста Кирилла Трусова (могу ошибаться, но Трусова, вроде, заменил Артём Павленко). Во время концерта Гарик спьяну несколько раз забывал слова песен, и Сергей Галанин в момент исполнения песни «Белый колпак» обратился к публике с просьбой кинуть на сцену этот самый буклет с текстами. Во время исполнения фанк-проигрыша песни «Чем пахнут твои деньги?» Сукачёв, начитывая фрагмент собственной прозы, склонился к одному из обалдевших от неожиданности поклонников в стоячем партере и прямо ему в лицо задавал риторические вопросы: «Ты видел, как играют дети под дождём. Ты помнишь этих детей. Ты знаешь, что с ними стало. Ответь мне, ГДЕ ОНИ ТЕПЕРЬ. ». К, слову, публика на том концерте отличалась особенной агрессивностью: по залу то и дело летали пустые стеклянные (!) бутылки из-под пива, чего я не видел даже на концертах «Алисы». Приходилось постоянно держать ухо востро.
Сет-лист выглядел следующим образом: 1) Бродяга 2) Человек в шляпе 3) Песнь о любви и гармони и… 4) Оглянись! 5) Розовый след на белой дороге 6) На перекрёстке Луны 7) Белый колпак 8) Эй, мама, я погиб на войне 9) Реки 10) Чем пахнут твои деньги? 11) Скорый поезд придёт в 6 часов 12) Банька по-белому (песня В.Высоцкого). «Баньку» пришлось начинать дважды, поскольку сначала Гарик начал её петь с третьего куплета и неизбежно запутался в тексте. Далее под восторженный вой публики на сцену «Горбушки» вылетел ничуть не менее трезвый, нежели Гарик, Константин Кинчев в образе монаха-расстриги, фактически до неузнаваемости обросший всклокоченной чёрной бородой (нужно упомянуть, что в те дни ещё не улеглась боль утраты после добровольного ухода из жизни гитариста «Алисы» Игоря Чумычкина, покинувшего этот мир 12 апреля). Костю, облачённого в стильную узорчатую рубаху и кожаную жилетку, сопровождал гитарист Сергей Воронов. В составе «Бригада С» + Кинчев + Воронов были сыграны песня Виктора Цоя «Когда-то ты был битником» и, после шутливого кинчевского конферанса: «Сейчас сыграем, ноты только подберут», давно уже ставший народным и громогласно требуемый народом гимн группы «Алиса» «Всё это рок-н-ролл!». По сцене бегала юная дочка Кости, Гарик то и дело обнимал поющего Кинчева, а тот в свою очередь куражился и позировал, надев широкополую шляпу Воронова, закрывавшую лицо аж до рта. Публика к этому моменту впала в полнейший экстаз, так что концерт завершился на сверхмощной энергетической волне: пятнадцатым номером сет-листа стала «Дорожная» с мощным многоголосым хором в конце. Апофеозом стал героический прыжок Гарика в толпу, после чего, лишившись майки и едва не оставив кому-то свои козырные кожаные штаны, лидер «Бригады С» взывал к совести фэнов и просил вернуть ему потерянный нательный крестик. В самом конце, около 21.00, прозвучала «Моя маленькая бэйба».
Вскоре, а именно 19 июня того же 1993 года на сцене той же «Горбушки» «Бригада С» открыла своим сетом концертную акцию «Greenpeace Rocks», организованную Джоанной Стингрэй. В концерте, приуроченном к выпуску одноимённого винилового сборника, участвовали «Бригада С», «Ва-банкъ», Джоанна Стингрэй, Андрей Макаревич, Анатолий Крупнов, Сергей Воронов, тогдашний клавишник «Алисы» Андрей Королёв и музыканты группы «ДДТ». В тот день получился очень мощный фестиваль, «Горбушка» была забита до отказа – во многом, благодаря проанонсированному (но не случившемуся) участию в акции группы «Алиса». Не забудем, что в апреле того года «Алиса» осталась без гитариста Игоря Чумычкина, выбросившегося из окна… Выступление «Бригады С» на фестивале «Greenpeace Rocks» базировалось на программе «Реки». Прозвучали песни: «На перекрёстке Луны», «Белый колпак», «Скорый поезд придёт в 6 часов», «Чем пахнут твои деньги?», «Когда-то ты был битником» и «Дорожная» (когда пришёл черёд выхода на сцену Андрея Макаревича, «Бригада С» аккомпанировала ему в трёх классических песнях из репертуара ранней «Машины времени»). Собственно, это было последнее выступление «Бригады С», на котором я побывал. Уже очень скоро группа прекратила своё существование, и после концерта в Калининграде, зафиксированного на CD «Между водой и огнём», началась блистательная история супергруппы «Неприкасаемые». Я считаю, что дебютный альбом «Неприкасаемых» «Брёл, брёл, брёл» является эталонным в рассматриваемом жанре, и он стал таким именно благодаря идеям и концепциям, впервые проработанным в композициях и саунде альбома «Реки», этой безусловной вершины в истории группы «Бригада С». В те памятные дни 1992 года была записана пластинка, едва ли не на десятилетие вперёд определившая звучание и эстетический вектор в развитии целой плеяды наших любимых групп. «Реки» преисполнены сакрального смысла. В «Реках» — сильнейший эмоциональный заряд. Эта работа многослойна и, извинимся за невольный каламбур, воистину глубока. Можно рассмотреть альбом «Реки» в философско-религиозном контексте, и мы придём к любопытным результатам. Можно отдельным обзором показать бесспорную связь альбома «Реки» с альбомом «Алисы» «Для тех, кто свалился с Луны» — и эта связь покажет всё ещё существовавшее в ту пору, хотя и уже находящееся на грани краха, родственное единение в стане российских рок-грандов. Лично я больше всего ценю на альбоме «Реки» открывающий и закрывающий альбом треки: «На перекрёстке Луны» и «Вальс Москва». Пожалуй, в числе самых глубоких песен Игоря Сукачёва эти две – в первом списке. Весь диск в целом – бесценный вклад в коллекцию важнейших произведений отечественного рок-н-ролла. Настоящее искусство, пахнущее кровью и небом. Пластинка для размышлений.
БРИГАДА С – «РЕКИ» (1993). ССЫЛКИ И ДОКУМЕНТЫ:
Каждый вечер жёлтый свет фонарей
Поджигает ночей бикфордов шнур.
И асфальт принимает удары ног
По лицу и под дых.
Усталые вены ночного метро;
На «зеро» делают ставки и ждут
Женщины с улыбками порочных старух
И дети, которые не заснут.
Я пою тебе песню любви, Москва.
Город, который не чувствует боли
И не щадит никого.
Я люблю тебя, Москва,
Я твой пьяный ребёнок.
Но я тобою рождён,
И я с тобою помру.
Он придёт домой и снимет пиджак,
Подойдёт к окну и будет смотреть
На провода и на окна пельменной.
А когда он докурит, он встанет на стул
И накинет верёвку на крюк в потолке
И проверит руками надёжность петли,
А потом он взлетит.
Я пою тебе песню любви, Москва.
Город, который не чувствует боли
И не щадит никого.
Я люблю тебя, Москва.
Я твой пьяный ребёнок,
Но я тобою рождён,
И я с тобою помру.
Рыжий узор притаившихся крыш.
Мокрый асфальт, как вчерашний гашиш.
Где покачнувшись, остывшая трубка,
Вновь протоскует гудок.
Взгляд из-под кепки вспугнёт голубей,
Но левей двинется синий троллейбус,
И жёлтые пальцы нежно обнимут
Чёрный кирпич домино.
Я пою тебе песню любви, Москва.
Город, который не чувствует боли
И не щадит чужаков.
Я люблю тебя, Москва,
Хоть не знаю за что,
Но я тобою рождён,
И я с тобою помру.
Нагнувшись слегка, она прошептала.
Но было так шумно, и ему показалось,
Что он не услышал, и она улыбнулась.
И ещё раз сказала одними губами.
Он был, словно пьян,
Как мальчишка дурачился,
И просил: «Повтори ещё, повтори».
И в тёмной парадной, поднявшись на цыпочки:
«Я люблю тебя! Я люблю тебя!»
Я пою тебе песню любви, Москва,
Город, который не чувствует боли
И не щадит никого.
Я люблю тебя, Москва,
Я твой пьяный ребёнок,
Но я тобою рождён,
И я с тобою помру.
Впервые статья была опубликована её автором Игорем Шамариным 12 июня 2011 г. в ЖЖ rock-meloman.
Источник