Меню

Байкал глубочайшее озеро нашей планеты расставить знаки препинания

Вариант 33

Часть 1.

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Антарктида — самый южный, самый холодный и самый высокий материк Земли.

2. Только любознательные, самоотверженные и мужественные люди во имя науки могут отправиться в Антарктиду, поэтому Антарктида — материк, на котором царят наука, любознательность и мужество.

3. Антарктида — материк, где царят наука и любознательность, самоотверженность и мужество.

4. Антарктида — это материк, на котором царят наука, любознательность и мужество, поскольку туда отправляются только любознательные и мужественные люди.

5. Только любознательные, самоотверженные и мужественные люди во имя науки могут отправиться в Антарктиду.

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова СУРОВЫЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СУРОВЫЙ, -ая, -ое; -ов.

1. Холодный, неблагодарный для жизни. С. климат. Суровая зима.

2. Очень тяжёлый, трудный, тяжкий. Суровые дни войны. Суровое испытание.

3. Угрюмый, сердитый. С. взгляд.

4. Очень строгий, серьёзный. С. приговор. Подвергнуть суровой критике.

5. полн. ф. О ткани: грубый, небелёный. Суровое полотно. Суровая скатерть.

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Он малообразованный человек, в общем — полный НЕВЕЖДА.

2. Наша соседка очень ДОВЕРЧИВА и легко поддаётся обману.

3. НЕСТЕРПИМЫЙ холод заставляет всех сидеть дома.

4. Его НЕОГЛЯДНАЯ храбрость в бою вызывала уважение и восхищение однополчан.

5. БОЛОТНАЯ растительность не богата.

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ТРЕНЕРЫ детских спортивных школ

ИЗОБРЕТШИЙ эту модель

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 1) Гости поздравили Бульбу и обоих юношей и сказали им, что вы делаете доброе дело.
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 2) В журнале «Огонёк» по-прежнему можно найти много интересного материала.
В) ошибка в построении предложения с однородными членами 3) Мысли, посещавшие Дали во время создания картин, всегда были причудливы.
Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 4) Байкал — глубочайшее озеро нашей планеты и самый крупный резервуар пресной воды.
Д) неправильное построение предложения с косвенной речью 5) Мы встретились, отъехав от города Сочей несколько километров.
6) Он чувствовал, что душа его наполнена восхищением и любовью к матери.
7) На графиках показаны двадцать один этап соревнований.
8) Герб с изображением льва, держащий в лапах щит, символизирует доблесть.
9) Он прислушивался к тишине городка, застывшей без единого звука.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

во. произвести, бе. жалостный

на. треснутый, по. прыгнуть

пр. одолеть, пр. ключение

пост. нфекционный, без. дейный

и. ношенный, ни. падающий

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.

Как н(1) вглядывался старшина в горизонт, н(2) видно было на воде лодок; как н(3) внюхивался в шепотливый ветерок, н(4)откуда н(5) тянуло дымом.

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. (В)СЛЕДСТВИЕ этого смертный приговор Га-Ноцри, вынесенный Малым Синедрионом, прокуратор не утверждает. Но (В)ВИДУ того, что безумные, утопические речи Га-Ноцри могут быть причиной волнений в Ершалаиме, прокуратор удаляет Иешуа из Ершалаима.

2. Я говорил, что всякая власть является насилием над людьми и настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни КАКОЙ(ЛИБО) иной власти. (В)ПОСЛЕДСТВИИ, когда, откровенно говоря, было уже поздно, разные учреждения представили свои сводки с описанием этого человека.

3. Ты не можешь даже и думать о ЧЁМ(НИБУДЬ) и мечтаешь только о том, чтобы пришла твоя собака, единственное, (ПО)ВИДИМОМУ, существо, к которому ты привязан.

4. ИМЕЙТЕ (В)ВИДУ, что на это существует седьмое доказательство, и уж самое надежное! (В)СЛЕДСТВИЕ этого он решил покинуть большие улицы и пробираться переулочками, где не так назойливы люди, где меньше шансов, что пристанут к босому человеку.

5. Иван ахнул, глянул (В)ДАЛЬ и увидел ненавистного неизвестного. Тройка (В)ТЕЧЕНИЕ минуты проскочила по переулку и оказалась на Спиридоновке.

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Этим слегка ветре(1)ым утром залитый солнцем прославле(2)ый городок с белё(3)ыми каме(4)ыми домиками и аккуратно стриже(5)ой зеленью парков, как будто вымер.

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Мороз украшает всё вокруг жемчугами и алмазами и рисует белые узоры на оконных стёклах.

2. В домах были открыты настежь окна и горели лампы.

3. В течение месяца мы так ни разу и не увидели солнечного света.

4. Где-то вверху открылось окно и вскоре послышался голос Светланы Васильевны.

5. Георгия Ивановича все знали как умного и решительного смелого и бескомпромиссного человека.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Среди очень высоких и тенистых деревьев (1) росших вокруг дома (2) переходя далее в густой лес (3) мы не сразу были замечены единственным человеком (4) гулявшим здесь.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

За пригорком едва (1) видно (2) сквозь полутуман пенно-кипучее море. На корабле меня (3) по-видимому (4) ждали.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Река вилась широкой лентой (1) среди высоких берегов (2) вдоль (3) которых (4) шли заросли терновника.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Мнение (1) будто писатель наделен сверхъестественной наблюдательностью (2) распространено весьма широко (3) но мне оно представляется величайшим заблуждением.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Вольтеровская сатира жива ещё и потому, что она наполнена храброй мыслью этого удивительного человека, ставшего знаменем своей эпохи и бросившего семена свободомыслия и скепсиса в далёкое будущее.

(1)Казалось бы: красота — понятие широкое, и не всегда ясно, что именно оно означает.

(2)Когда великий Фёдор Михайлович говорил о том, что эта самая красота спасёт мир, он, наверное, меньше всего имел в виду красивых людей и красивые виды. (З)Речь шла о красоте поступка, о красоте мужества и женственности, о красоте веры, прозрачной и честной.

(4)Добро красиво, милосердие красиво, подвиг красив. (5)Красива молитва, честность красива, нежность красива.

(6)Мир преисполнен красотой как счастьем. (7)Другой вопрос, что красота, наверное, никого уже не спасёт.

(8)Со времён позапрошлого века мы научились использовать красоту так, как нам удобно.

(9)Выворачивать подлость и пошлость наизнанку, делая красивыми любые слабости и непотребства.

(10)В своё время красота была бесконечно дальним центром мироздания — и к этому центру стремилось любое страстное и честное сердце. (11)Наивысшую точку красоты, её средоточие, можно было называть гармонией. (12)Мир искал гармонии.

(13)Сегодня красота стала служанкой человека с его бесконечным стремлением наделить благородством и смыслом любой свой неприглядный поступок.

(14)Гармоничное существование, гармоничный взгляд на вещи, гармоничное бытие сплошь и рядом подменяются чем-то иным. (15)Для современного человека гармония — это комфорт. (16)Нынешний гармоничный взгляд на вещи — это устойчивая привычка видеть и знать то, что хочется видеть и знать, и отказ от знания о вещах трудных, сложных и неопрятных. (17)Подлинность, которая, безусловно, является главным содержанием и кровеносной системой красоты, стала несколько непристойной, стыдной, странной.

Читайте также:  Озеро жидень рязанская область

(18)Подлинное милосердие почти не слышно, почти затеряно среди пышных и пошлых жестов людей очевидно и насквозь немилосердных. (19)Человеку, совершившему подлинный подвиг, проще умереть три раза подряд, чем обрести внимание признательных ему людей. (20)Подвига уже нет. (21)Он стал, по сути, неполиткорректен — оттого, что оскорбляет человека, не склонного к подвигам. (22)Естественно, нет и национальных героев. (23)Вернее сказать, в национальных героях ходят редкие проходимцы, которым ещё неизвестно где место.

(24) Подобно тому, как гармония с извлечённой сутью стала комфортом, так и подлинность заменил имидж. (25)Имидж — это подлинность с вырезанными сердцем и лёгкими. (26)Остался манекен — с приклеенной улыбкой, с пустыми стеклянными глазами. (27)Но если к нему приглядеться внимательно — сразу заметишь, что у него глаза не моргают.

(28)Мир всё больше становится триединым, и наше нынешнее триединство — это имидж, комфорт, гламур. (29)Они неразрывны и взаимосвязаны. (З0)Имидж и комфорт создают гламур. (31)Гламур и комфорт делают имидж. (32)Где тут, в этих тупиках, под нарисованными эмульсией небесами, протиснуться красоте, как ей проявиться на свет Божий?

(33)Красота всё не приходит, всё никак не наступает. (34)Как ей протиснуться в наш новый, чудесный мир? (35)У нас тут и так вокруг много приятных и гладких на ощупь вещей.

(36)А отвлечённые понятия занимают слишком много места. (37)Отвлечённые понятия занимают слишком много сердца. (38)Отвлечённые понятия заставляют слишком часто дышать и при этом всё равно иногда задыхаться от непостижимости бытия. (39)Мы изгнали их. (40)Мы желаем жить конкретно. (41)По конкретным понятиям.

(42)Но, изгнав отвлечённые понятия, мы отлучили себя от красоты.

(43)Красота неконкретна. (44)Её нельзя сформулировать, расфасовать, а потом использовать по мере необходимости.

(45)Надо отвлечься от конкретных понятий. (46)Слишком много серьёзных людей вокруг. (47)Слишком мало красивых.

(По 3. Прилепину *)

* Захар Прилепин (настоящее имя Евгений Николаевич Прилепин; род. в 1975 г.) — российский писатель, филолог, журналист, политик, бизнесмен, актёр, музыкант. Лауреат множества литературных премий, таких как «Русский Букер десятилетия» (2011), «Супер Нацбест», «Бронзовая улитка» за лучший фантастический роман года — «Чёрная обезьяна» (2012) и др. Его роман «Грех» назван лучшей книгой десятилетия (2011).

Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1. Достоевский, говоря о том, что красота спасёт мир, имел в виду красивых людей и красивые виды.

2. Наши предшественники и современники используют красоту в своих целях, выворачивая её наизнанку.

3. Гармонией для человечества всегда был комфорт, а не подлинность понятий.

4. Имидж, гламур и комфорт не дают возможности красоте как отвлечённому понятию проявиться.

5. Люди продолжают совершать подвиги, обретая признательность и внимание окружающих.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1. В предложениях 4—7 представлено описание.

2. Предложение 7 противопоставлено по содержанию предложению 6.

3. Предложение 13 противопоставлено по содержанию предложениям 10—12.

4. В предложении 33 содержится ответ на вопрос, сформулированный в предложении 32.

5. В предложениях 36—44 представлено рассуждение.

Из предложений 45—47 выпишите контекстные антонимы (антонимическую пару).

Среди предложений 24—27 найдите такие, которые связаны с предыдущим при помощи лексического повтора. Напишите номера этих предложений.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 21-24. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

«Текст 3. Прилепина — это разговор автора с читателем о наболевшем, о реалиях нашей жизни, о нас с вами. Автор делится своими размышлениями о философских сложных понятиях, облекая их в доступную форму живой речи, используя при этом яркие развёрнутые метафоры. Поэтому в тексте (А) ______ («преисполнен» в предложении 6, «мироздание» в предложении 10, «средоточие» в предложении 11) соседствует с (Б) ____ («проходимцы» в предложении 23, «протиснуться» в предложении 32). Индивидуальный авторский синтаксис отличают многие черты, среди которых наиболее выразительными являются (В) _____ (предложения 30—31, 36—38) и (Г) _____ (предложения 40—41)».

1) книжная лексика

2) разговорная лексика

4) лексический повтор

5) синтаксический параллелизм

7) риторические вопросы

Часть 2.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Источник

«Однородные члены предложения» (5-й класс)

Цель: повторить и систематизировать сведения об однородных членах предложения.

Знать: признаки однородных членов предложения.

Уметь: находить однородные члены предложения, определять их синтаксическую роль, составлять схемы предложений с однородными членами.

«Сквозная» тема: Байкал.

Межпредметные связи: география, биология, экология, байкаловедение.

Оборудование урока: презентация, виды Байкала, индивидуальные карточки.

I. Организационный момент

Рада вас всех видеть. Нас ждет сегодня интереснейший материал.

Древен род его в природе,
Кличут озером в народе,
В книгу Гинесса попал.
Это… (озеро Байкал.)

У. А вот как на этот вопрос ответил иркутский поэт Марк Сергеев.

Трое заранее подготовленных детей читают наизусть стихотворение. Параллельно учитель показывает фото-презентацию с изображением Байкала. (Приложение 1 )

А что это такое –
Такое голубое,
Холодное, как льдинка,
Прозрачно, как стекло?
Быть может, это небо
За солнце зацепилось,
По скалам покатилось
И на землю стекло?

А что это такое –
Такое золотое,
Блестящее, как зеркало,
Слепящее глаза?
Быть может, это солнце
Легло поспать под скалы,
Оно лежит устало
Закрыв свои глаза?

А что это такое –
Все время в непокое.
Быть может, это туча
Застряла среди скал?
А это и не туча,
А это и не небо,
А это и не солнце,
А озеро Байкал!

У. Ребята, кто из вас был на Байкале? Что вам особенно запомнилось?

Д. Байкал был очень красив летом.

– На Байкале было очень много солнца и красивая голубая вода.

– Байкал большой и красивый.

У. Сегодня мы с вами повторяем тему, которая изучалась в начальной школе. Но я уверена, что каждый из вас может вспомнить ее. Ведь уже в начале урока вы употребляли такие предложения. Вспомните, Аня сказала: «Байкал большой и красивый». Скажите, чем примечательно это предложение?

Д. В нем есть однородные члены предложения.

У. Так какова же тема нашего урока?

Д. Однородные члены предложения.

У. После урока каждый из вас хорошо будет знать признаки однородных членов предложения, будет уметь находить однородные члены предложения, определять их синтаксическую роль, составлять схемы предложений с однородными членами. Но не только эта тема будет занимать нас, весь урок мы также будем говорить о Байкале. Ком, как ни нам, жителям Байкала, нужно знать о нем, говорить о нем, любить его.

Презентация «Однородные члены предложения» (Приложение 2) Во время просмотра повторяем главные и второстепенные члены предложения, виды однородных ленов, делаем вывод, какие члены предложения могут быть однородными, составляем по картинке предложение с однородными членами, записываем его в тетрадь, повторяем постановку знаков препинания при однородных членах.

У. Ребята, оцените свою работу на первом уровне.

Детям выдаются карточки-лесенки.

II. Работа с текстом

Читаю, воспроизведенный на слайдах текст (Приложение 3), даю задания. Класс работает одновременно, находя однородные члены, расставляя знаки препинания и объясняя их постановку.

Задание. Расставьте недостающие знаки препинания, подчеркните однородные члены предложения.

Байкал… Прекрасное и неповторимое озеро мира. Байкал — достопримечательность не только России а всего мира. Многих людей планеты это озеро привлекает великолепной красотой и необычайной чистотой. Байкал обладает уникальными особенностями. Ему нет равных в мире по возрасту глубине запасам и свойствам пресной воды.

Читайте также:  Озеро круглое карта местности

Байкал расположен в центре Азии, на высоте 455 метров над уровнем моря. По глубине нет ему равных в мире. Площадь Байкала 31 500 квадратных километров. По объему воды (23 000 кубических километров) Байкал занимает второе место в мире, уступая только Каспию. Байкал — это 22% мировых запасов поверхностной пресной воды. Воды Байкала отличаются необычайной чистотой и прозрачностью. Белый диск диаметром 30 сантиметров виден в Байкале на глубине 40 метров. Почти на всех горизонтах байкальская вода насыщена кислородом, в ней мало минеральных солей 9 ( менее одной десятой грамма на 1 литр воды). В Байкале насчитывается около 1859 видов животных и 850 видов растений. Большая часть организмов (84%) — эндемики, т.е. живут только на Байкале.

О Байкале уже много написано, о нем сняты интересные фильмы, о нем повествуют легенды и предания. Но нужно увидеть Байкал самому, подышать его чистым воздухом испить студеной воды полюбоваться несравненными восходами и закатами. И уже никогда не забыть первозданную красоту величие и удивительную гармонию Байкала.

Байкал — это уникальное творение природы национальное сокровище и гордость России.

Основная мысль текста_______________________________________________________

Задание. Расставьте недостающие знаки препинания, подчеркните однородные члены предложения.

Байкал… Прекрасное и неповторимое озеро мира. Байкал — достопримечательность не только России а всего мира.Многих людей планеты это озеро привлекает великолепной красотой и необычайной чистотой. Байкал обладает уникальными особенностями. Ему нет равных в мире по возрасту глубине запасам и свойствам пресной воды.

Байкал расположен в центре Азии, на высоте 455 метров над уровнем моря. По глубине нет ему равных в мире. Площадь Байкала 31 500 квадратных километров. По объему воды (23 000 кубических километров) Байкал занимает второе место в мире, уступая только Каспию. Байкал — это 22% мировых запасов поверхностной пресной воды. Воды Байкала отличаются необычайной чистотой и прозрачностью. Белый диск диаметром 30 сантиметров виден в Байкале на глубине 40 метров. Почти на всех горизонтах байкальская вода насыщена кислородом, в ней мало минеральных солей 9 ( менее одной десятой грамма на 1 литр воды ). В Байкале насчитывается около 1859 видов животных и 850 видов растений. Большая часть организмов ( 84%) — эндемики, т.е. живут только на Байкале.

О Байкале уже много написано, о нем сняты интересные фильмы, о нем повествуют легенды и предания . Но нужно увидеть Байкал самому подышать его чистым воздухом испить студеной воды полюбоваться несравненными восходами и закатами. И уже никогда не забыть первозданную красоту величие и удивительную гармонию Байкала.

Байкал — это уникальное творение природы национальное сокровище и гордость России.

Основная мысль текста_______________________________________________________

Задание . Расставьте недостающие знаки препинания, подчеркните однородные члены предложения, обозначенные в схеме в квадратных скобках.

Байкал… Прекрасное и неповторимое озеро мира. [==== и ==== —— — — — — ]. Байкал — достопримечательность не только России а всего мира.[—— — — — — , а

— — — — ] Многих людей планеты это озеро привлекает великолепной красотой и необычайной чистотой. [

— — — -]. Байкал обладает уникальными особенностями. Ему нет равных в мире по возрасту глубине запасам и свойствам пресной воды. [- — — ====

Источник

Байкал глубочайшее озеро нашей планеты расставить знаки препинания

1. ВПР. РУССКИЙ ЯЗЫК. Вариант 6
1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

В (не)больш..й комнат.. отца ст..ят стол и д..ван.(4) Слева от окна – мольберт. Поджав ноги калач..ком, я с..жу на д..ван.. и спраш..ваю (К,к)ак созд..ёт..ся ист..рическая к..ртина.
Мой отец художн..к Аполлинарий Васнецов. Я наблюдаю, как он изуча..т стари(н,нн)ые книги ра(з/с)ворач..вает что(то) вроде берестя(н,нн)ого свитка. На столе л..жат все нужные для работы материалы карты планы ч..ртежи. Поэтому отец ра(з/с)пол..жился на полу. Он ра(з/с)сматр..вает в лупу коп..ё и меч.. делает (не)крупные но точ..ные набро(з/с)ки. На бумаг.. появляют..ся пр..чудливые т..рема выр..стают (тёмно)красные башни мостики(2) крепос..ные стены.
Отец так образно ра(з/с)сказывает(3) о прошлом (Р,р)уси о страшных бе(д/т)ствиях, которые пр..несли ей иноземные захватч..ки! (Н..)кто и (не)повер..т, что он сам (не)д..ржал осаду (древне)русского гор..да.

2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:

(2) – морфемный и словообразовательный разборы слова;

(3) – морфологический разбор слова;

(4) – синтаксический разбор предложения.

3. В выделенном предложении найдите слова, в которых не совпадает количество букв и звуков, выпишите эти слова. Объясните причину данного несовпадения.

4. Поставьте знак ударения в следующих словах:

Брала, красивейший, сантиметры, торты.

5. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.
Под столом у нас не мяукали, а жалобно пищали три слепых котёнка.

6. Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слов).
1) положение более легче
2) из семидесяти участников
3) моя фамилия
4) с обоими сумками

7. Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Погода сухая и безветренная.
2) Воды Байкала чисты и прозрачны.
3) Байкал глубочайшее озеро нашей планеты.
4) Белый пароходик бороздит голубые воды озера.

8. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Колосья ржи колышутся на ветру шепчутся о чём-то с васильками.
2) Не шуми ты рожь спелым колосом!
3) Спелые колосья ржи белёсые а стебли соломенно-жёлтые.
4) В летописях упоминается о выращивании ржи в Древней Руси.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 9-14

(1)Несколько лет назад в одном спортивном лагере произошла такая история. (2)В гости к юным спортсменам приехали дети из разных стран. (3)Однажды, вволю накупавшись, ребята принялись играть в бадминтон. (4)Возник спор (переводчикам работы хватало!): в какой стране родился порхающий волан?
(5)Японский мальчик сказал, что, конечно же, в Японии: там еще 600 лет назад увлекались игрой «ой-бане», что в переводе на русский язык значит «летающее перо». (6)Ракетка тогда была деревянной, а волан фруктовый! (7)Брали крупную вишенку или небольшое яблоко и втыкали в них несколько гусиных перьев. (8)А девочка-француженка утверждала, что волан «прилетел» из её страны и называлась эта игра во Франции «коквантён». (9)Возразил и русский парнишка, который читал в книжке про «лето́к». (10)Оказывается, ещё 200 лет назад в деревнях русские дети гоняли лето́к из перьев. (11)Потом заговорил маленький малаец, потом – вьетнамец, горячо спорила индианка, и каждый доказывал, что волан «прилетел» из его страны. (12)В спор вступил мальчик из Англии. (13)Он спросил, знают ли ребята, почему современная игра называется бадминтон. (14)Англичанин рассказал, что в 1872 году один житель небольшого городка Бадминтон вблизи Лондона назвал эту игру именем родного города.
(15)Вожатый слушал, слушал и сказал: «Искать страну, где создана игра в порхающий волан, – всё равно что пытаться найти изобретателя стола, вилки или табуретки. (16)Она возникла одновременно в разных концах Земли. (17)За долгие годы многие народы добавляли в неё что-нибудь своё. (18)Поэтому лучше не спорить, а просто играть». (19)И волан запорхал над пляжем. (По Г. Юрмину)

9. Определите и запишите основную мысль текста.

10. Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.

11. Почему, по мнению автора текста, вожатый решил прекратить спор о том, где родилась игра в порхающий волан?

12. Определите и запишите лексическое значение слова «гоняли» из предложения 10. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.

13. Определите стилистическую окраску слова «парнишка» из предложения 9, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

14. Объясните значение фразеологизма РУКОЙ ПОДАТЬ, запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.

Текст 1.
В небольшой комнате отца стоят стол и диван.(4) Слева от окна – мольберт. Поджав ноги калачиком, я сижу на диване и спрашиваю: «Как создаётся историческая картина?»
Мой отец – художник Аполлинарий Васнецов. Я наблюдаю, как он изучает старинные книги, разворачивает что-то вроде берестяного свитка. На столе лежат все нужные для работы материалы: карты, планы, чертежи. Поэтому отец расположился на полу. Он рассматривает в лупу копьё и меч, делает некрупные, но точные наброски. На бумаге появляются причудливые терема, вырастают тёмно-красные башни, мостики(2), крепостные стены.
Отец так образно рассказывает(3) о прошлом Руси, о страшных бедствиях, которые принесли ей иноземные захватчики! Никто и не поверит, что он сам не держал осаду древнерусского города.

Читайте также:  Озера псковской области порховского района псковской области

К1. Соблюдение орфографических норм: (Макс. — 4 балла) Если: Орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка).
При оценивании выполнения задания по критерию К1 учитываются только ошибки, сделанные при вставке пропущенных букв, раскрытии скобок, восстановлении слитного, раздельного и дефисного написания слов.
К2. Соблюдение пунктуационных норм: (Макс. — 3 балла)
Если: Пунктуационных ошибок нет.
К3. Правильность списывания текста: (Макс. — 2 балла)
Если: Текст переписан безошибочно (нет пропущенных и лишних слов, нет слов с изменённым графическим обликом).
ИЛИ Допущено не более трёх описок и ошибок следующего характера:
1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или пропуск буквы, не приводящие к орфографической или грамматической ошибке);
2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово.
Максимальный балл за переписывание текста: 9.

2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) – морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) – морфологический разбор слова; (4) – синтаксический разбор предложения.

Морфемный и словообразовательный разборы слова мостики(2) мостики:
мост- корень, -ик- суффикс, -и окончание.
мостики← мост (суффиксальный способ)

Морфологический разбор слова
рассказывает(3)
1. Рассказывает (что делает?) – глагол, н. ф. – рассказывать.
2. Пост. – несов. вид, невозвр., переходн., I спр.; непост. – в форме изъявит. накл., наст. вр., 3-го л., ед. ч.
3. В предложении является сказуемым.

Синтаксический разбор предложения
В небольшой комнате отца стоят стол и диван.(4)
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое, с однородными подлежащими.
Грамматическая основа: стол (и) диван (однородные подлежащие, выражены именами существительными), стоят (сказуемое, выражено глаголом).
Второстепенные члены предложения: (стоят) в комнате – обстоятельство, выражено именем существительным с предлогом; (в комнате) небольшой – определение, выражено именем прилагательным; (в комнате) отца – дополнение (возможно: определение), выражено именем существительным.
Максимальный балл за все разборы: 12.

3. В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание слова: мольберт;
2) объяснение причины несовпадения количества букв и звуков в слове, например:
в слове восемь букв и семь звуков, так как буква ь не обозначает звука.
Объяснение причины несовпадения количества букв и звуков в слове может быть представлено в иной формулировке.
Максимальный балл: 2.

4. Поставьте знак ударения в следующих словах.

Верный ответ:
Брала́, краси́вейший, сантиме́тры, то́рты.
Максимальный балл: 2.

5. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.
Под(предл.) столом(сущ.) у(предл.) нас(мест.) не(част.) мяукали(глаг.), а(союз) жалобно(нареч.) пищали(глаг.) три(числ.) слепых(прил.) котёнка(сущ.).
Отсутствие указания части речи над словом в записанном предложении приравнивается к ошибке.
Максимальный балл: 3.

6. Найдите и исправьте ошибку (ошибки) в образовании формы слова (слов). Запишите правильный вариант формы слова (слов).
Правильный ответ:
Положение более лёгкое, с обеими сумками.
ИЛИ Положение легче, с обеими сумками.
Максимальный балл 2.

7. Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и места постановки тире:
Байкал – глубочайшее озеро нашей планеты;
2) обоснование выбора предложения:
В этом предложении подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в им. п.
Обоснование выбора может быть сформулировано иначе.
Максимальный балл 2.

8. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания:
Не шуми ты, рожь, спелым колосом!
2) обоснование выбора предложения:
Это предложение с обращением.
ИЛИ Обращение.
ИЛИ Обращение внутри предложения.
Обоснование выбора может быть сформулировано иначе.
Максимальный балл 3.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 9−13.

9. Определите и запишите основную мысль текста.
Основная мысль текста.
Игра в бадминтон возникла одновременно в разных концах Земли.
Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке.
Максимальный балл 2.

10. Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.
Примерный план.
1. В какой стране родился бадминтон?
2. Названия разные, а игра одна.
3. Лучше не спорить, а играть.

В плане в той или иной форме должно быть последовательно представлено содержание текста.
Максимальный балл 3.

11. Почему, по мнению автора текста, вожатый решил прекратить спор о том, где родилась игра в порхающий волан?
Ответ может быть сформулирован так:
Вожатый решил прекратить спор, потому что был уверен: лучше не спорить, а просто играть. Искать страну, где создана игра в бадминтон, – всё равно что пытаться найти изобретателя стола, вилки или табуретки.
Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.
Максимальный балл 2.

12. Определите и запишите лексическое значение слова «гоняли» из предложения 10. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание лексического значения слова в данном контексте.
В контексте указанного в задании предложения может быть дано такое объяснение:
Гоняли – кидали много раз в разные стороны.
(Может быть дано иное, близкое по смыслу объяснение. В объяснении в той или иной форме в контексте указанного в задании предложения должно быть сформулировано значение слова.)
2) самостоятельно составленное предложение, в контексте которого данное многозначное слово употреблено в другом значении. Вариант ответа:
Бабушка часто гоняла меня на почту за газетами.
Возможны варианты предложения, в контексте которых данное многозначное слово употреблено в иных значениях.
Максимальный балл 3.

13. Определите стилистическую окраску слова «парнишка» из предложения 9, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание стилистической окраски слова:
парнишка – разговорное;
2) подбор синонима к данному слову. Правильный ответ может содержать один из следующих синонимов:
парнишка – мальчик, подросток.
Могут быть подобраны другие синонимы.
Максимальный балл 2.

14. Объясните значение фразеологизма рукой подать, запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) объяснение значения фразеологизма:
Рукой подать – находиться недалеко, близко;
2) толкование ситуации в заданном контексте, например:
Увидев соседа с полной корзиной грибов, ребята решили тоже пойти в лес. Они спросили у бабушки, далеко ли лес. Услышав, что до соснового бора рукой подать, они побежали за корзинами.
Могут быть представлены другие жизненные ситуации, в которых возможно употребление указанного фразеологизма.
Максимальный балл 4.

Источник



Задание 7. Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложения не расставлены). Напишите, на каком основании ВЫ сделали свой выбор. 1) Погода сухая и безветренная.
2) Воды Байкала чисты и прозрачны.
3) Байкал глубочайшие озеро на нашей планете.
4) Белый пороходик борозлит голубые воды озера

Ответ

Ответы

Ответ

3) Байкал – глубочайшее озеро на нашей планете.

В данном случае ставится тире, т.к. сказуемое выражено именем существительным.

Озеро — сказуемое, выраженное именем существительным.

Ответ

1 . Эта задача — простая и не понятная

2. Апрель — месяц весенних первоцветов.

3. Среди ночи, я проснулся от шума дождя за окном.

4. Закат солнца сегодня — особенно красив и загадочен.

Ответ

2.Апрель-месяц весенних первоцветов.

Ответ

3) Весна — самое прекрасное время.

Подлежащее «весна» и сказуемое «время» выражены существительными в именительном падеже, поэтому между ними ставится тире.

Ответ

3) Динго-это дикая австралийская собака.

Ответ

3) над золотистыми пуховками цветущей ивы жужжат шмели, пчелы, а в зарослях черёмухи поёт первый соловей (первая запятая между однородными, вторая- между частями сложносочиненного предложения)

Источник

Adblock
detector