Меню

Балет лебединое озеро длительность спектакля

Балет «Лебединое озеро»

Первая, московская постановка «Лебединого озера» успеха не возымела — его славная история началась почти двадцать лет спустя в Санкт-Петербурге. Но именно Большой театр способствовал тому, что мир был одарен этим шедевром. Свой первый балет Петр Ильич Чайковский написал по заказу Большого театра, соблазнившись довольно значительным по тем временам гонораром, составившим 800 рублей. Будучи балетоманом, композитор, однако, полагал, что балет — «вещь, не имеющая прочного существования». Не без основания: постановки быстро сходили со сцены, а балетная музыка изначально не имела претензий на то, чтобы выдерживать серьезную критику. И музыка собственного балета в разные годы вызывала у Чайковского отнюдь не однозначные эмоции.

Счастливую сценическую жизнь дали «Лебединому озеру» прославленный Мариус Петипа и его помощник Лев Иванов, вошедший в историю прежде всего благодаря постановке эталонных «лебединых» сцен. Собственно, с этих сцен и началась подлинная история сценического воплощения балета: «лебединая» картина «кисти» Иванова впервые увидела свет рампы в Мариинском театре на вечере памяти покойного композитора. А весь балет (первый и третий акты в постановке Петипа, второй и четвертый — Иванова) был показан год спустя, в 1895 году. С тех пор новые постановщики балета, воплощая свои концепции, как правило, оглядывались на бесспорные завоевания первой постановки: уже упоминавшуюся «лебединую» картину Иванова и знаменитое «черное» па де де Петипа.

В первоначальном либретто Владимира Бегичева и Василия Гельцера (скрывших свое авторство — на премьерной афише их имена отсутствовали) современный зритель, пожалуй, и не узнал бы привычного для него сюжета и скорее всего не сразу бы в нем разобрался, настолько он был обременен разного рода запутывающими действие подробностями. Впоследствии Мариус Петипа переделал либретто и добился того, что оно приобрело логику и стройность. Но музыка Чайковского всегда провоцировала хореографов на поиск новых коллизий, куда более драматичных, чем волшебная сказка, предложенная Петипа.

Как это ни парадоксально, Юрий Григорович взялся за «Лебединое озеро»… по необходимости. В 1969 году Большой балет собирался на гастроли в Англию. В программу выступлений на английской сцене предполагалось включить «Лебединое озеро», но балет, не обновлявшийся с 56-го года, потерял товарный вид. В результате, вместо простого обновления начался настоящий, полноценный творческий процесс. Григорович, как всегда, в содружестве с художником Симоном Вирсаладзе, предложил новую концепцию балета.

Источник

Балет «Лебединое озеро»

Балет в 4-х действиях
Музыка Петра Ильича Чайковского
Для зрителей старше 6 лет

Сценарный план на основе либретто Владимира Бегичева и Василия Гельцера
Хореография Мариуса Петипа, Льва Иванова, Александра Горского, Асафа Мессерера в редакции Михаила Мессерера
Сценография и костюмы: Симон Вирсаладзе
Премьера в Михайловском театре: 15 сентября 2009

«Лебединое озеро» – это балет, в котором живёт душа русского искусства. Синтез гениальной музыки и хореографии создает особую магию. Именно это имел ввиду великий хореограф ХХ века Джордж Баланчин, когда произнес знаменитую фразу: «Чтобы театральный зал всегда был полон, надо каждый балет называть ‟Лебединое озеро‟».

Михайловский театр представляет уникальную версию балета, которую сегодня невозможно увидеть где-либо на другой сцене. Это воссозданный спектакль Большого театра, который долгие годы во всем мире считался визитной карточкой советского балета. «Михайловское» «Лебединое озеро» в свою очередь успело собрать коллекцию восторженных оценок. Рецензенты в разных странах мира называли спектакль «светлым, легко льющимся», «пропевающим все детали», отмечали «неизъяснимую прелесть» и грациозность хореографических построений, «тревогу, душевные колебания, неодинаковость лебедей в одинаковой вроде бы стае». Но зрителю не обязательно быть взыскательным знатоком, способные оценить тончайшие нюансы постановки, потому что воспринимают «Лебединое озеро», прежде всего, сердцем.

Балетмейстер-постановщик: Михаил Мессерер
Главный художник воссоздания: Вячеслав Окунев
Художник воссоздания (макет): Борис Каминский
Художник по свету: заслуженный деятель искусств РФ Дамир Исмагилов
Балетмейстер-репетитор характерных танцев: Алла Богуславская
Ассистенты балетмейстера-постановщика: Жанна Аюпова, Ирина Иванова, Евгений Попов, Наталия Цыплакова
Педагоги-репетиторы: Евгений Попов, Светлана Ефремова, Татьяна Легат, Эльвира Хабибуллина, Наталия Цыплакова, Михаил Сиваков
Художники-модельеры: Анна Котлова, Лариса Ивушкина, Ирина Талова, Валентина Латухина

Читайте также:  Озера алтайского края в буланихе

Декорации и костюмы изготовлены театрально творческими мастерскими ООО «Возрождение»

Балет пройдёт с двумя антрактами.

Балет Чайковского «Лебединое озеро» знаменит на весь мир и являет собой образец идеального балетного произведения. В его основе — история, взятая композитором из немецкого предания: однажды на берегу озера принц Зигфрид влюбляется в принцессу лебедей Одетту. Она, в свою очередь, на самом деле является заколдованной девушкой. Затем следует бал, на котором принц по ошибке принимает за возлюбленную другую девушку – черного лебедя Одиллию. Отважный принц вступает в битву с властителем озера — колдуном Ротбартом. Много десятилетий на мировых сценах превалировала хореографическая версия балета Мариуса Петипа и Льва Иванова, но не меньшего внимания заслуживает трактовка спектакля Горского-Мессерера. Именно эту версию, впервые представленную публике в 1956 году в Большом театре, взяли за основу создатели нового балета «Лебединое озеро» в Михайловском театре. Примечательно, что на этот раз хореографией спектакля занимался племянник великого Асафа Мессерера, Михаил Мессерер. Ему удалось бережно воссоздать спектакль, внеся в него минимум изменений, так что зрители, купившие билеты на «Лебединое озеро» Михайловского театра, наверняка останутся в полном восторге.

Билет на балет Чайковского «Лебединое озеро» можно приобрести в театральной кассе ДТЗК, также можно сделать заказ билетов по телефону 380-80-50. «Лебединое озеро» — это идеальный балетный спектакль для семейного просмотра.

Потрясающая музыка Чайковского в сочетании с выразительной и утонченной хореографией сделали балет «Лебединое озеро» образцом совершенства для балетмейстеров различных стран и эпох. «Лебединое озеро» есть в репертуаре почти всех балетных трупп и театров мира, причем многие хореографы-постановщики решаются на смелые авангардные интерпретации балета, но труппа Михайловского театра и Михаил Мессерер, который работает не только в России, но и в других странах, остаются верными традициям и классике. А значит, те, кому посчастливится купить билет на «Лебединое озеро» в постановке Михайловского театра, увидят на сцене великолепное представление, близкое к тому, которому рукоплескали зрители Большошо в 1956 году.

Как всегда, публику поразит восхитительная пластика и грация, потрясающе сложные и красивые па-де-де главных героев, накал роковых страстей, знаменитые на весь мир хореографические картины, например, танец маленьких лебедей или танец умирающего лебедя. Билеты на «Лебединое озеро» очень охотно покупают и иностранные гости, многие из которых приезжают в Санкт-Петербург специально, чтобы приобщиться к уникальной русской культуре.

Источник

Лебединое озеро

Исполнители

Авторы и постановщики

Музыка Петра Чайковского
Хореография Мариуса Петипа и Льва Иванова (1895)
в редакции Константина Сергеева (1950)
Либретто Владимира Бегичева и Василия Гельцера
Декорации Игоря Иванова
Костюмы Галины Соловьевой

Адаптация света на сцене Мариинского-2 – Андрей Понизовский

Краткое содержание

Действие I
Картина первая
Принц Зигфрид в кругу друзей празднует свое совершеннолетие. Гости поднимают кубки в честь Зигфрида, танцуют, веселятся. Шут развлекает присутствующих.
Слуги сообщают о появлении владетельной принцессы – матери Зигфрида. Она дарит сыну арбалет. Поздравив Зигфрида, принцесса напоминает, что детство прошло и он обязан подумать о женитьбе. Завтра на балу принц должен выбрать себе невесту.
Темнеет. Гости расходятся. Зигфрид остается один. Его томят неясные предчувствия… Увидев летящих к озеру белых лебедей, принц устремляется вслед за ними.
Картина вторая
Озеро в лесной чаще. Лебеди, выходя на берег, превращаются в девушек, и Зигфрид опускает арбалет, пораженный удивительной красотой королевы лебедей. Одетта рассказывает ему, что девушки-лебеди находятся во власти злого волшебника Ротбарта и только сила беззаветной любви способна разрушить колдовские чары.
Зигфрид клянется ей в вечной любви. Одетта предостерегает юношу: если он не сдержит клятву, то никто уже не сможет им помочь. Близится рассвет. По озеру вновь плывут лебеди. Одетта прощается с Зигфридом.

Действие II
Картина третья
Бал в замке. Одна за другой предстают перед принцем красавицы, но ни одна не привлекает его внимание. Сердце Зигфрида отдано Одетте.
Звуки фанфар возвещают о прибытии новых гостей. В обличье знатного рыцаря появляется волшебник Ротбарт, с ним – его дочь Одиллия. Зигфрид растерян: эта красавица необычайно похожа на Одетту! Одиллия не дает принцу опомниться, она манит, чарует, обольщает… и принц настолько увлечен, что клянется ей в любви.
Отныне она его невеста!
Ротбарт торжествует: Зигфрид нарушил клятву, данную Одетте, и значит – нет любви, нет преданности, ничто не в силах противостоять его власти.
Перед Зигфридом возникает видение Одетты и, поняв весь ужас обмана, жертвой которого он стал, юноша устремляется к озеру, к Одетте.

Читайте также:  Суп ильмень озеро род существительного

Действие III
Картина четвертая
Ночь. Берег озера. Одетта рассказывает подругам о коварстве Ротбарта и об измене Зигфрида. Появляется принц, он молит простить его. Влюбленных пытаются разлучить черные лебеди, посланные Ротбартом, но Зигфрид побеждает волшебника.
Власти зла приходит конец, и лучи восходящего солнца несут жизнь, любовь, счастье…

О спектакле

«Лебединое озеро» – балет, без которого невозможно представить себе современный академический театр, да и современный психологический. Академизм «Лебединого озера» – в четких структурных построениях, в строгой классической школе, в традиционном разделении на классический и характерный танцы. Психологизм – в загадочной теме двойничества, в культивируемой теме фатума и рока.
Тем не менее, появившееся в 1877 году «Лебединое озеро» получило отнюдь не мгновенное признание. Спектакль, сочиненный в Большом театре Вацлавом Рейзингером, был одним из многих – весьма традиционным и далеко не новаторским. Не находили в нем ни знаменитой русской души, ни вечного символа отечественной одухотворенности в образе лебедя. Да и музыка Чайковского, грустно-щемящая, празднично-ликующая или угрожающе-фатальная, не сразу была признана шедевром. Поначалу творение Петра Ильича аттестовали весьма сдержанно: находили, что балет «беден мелодиями», а музыка – его «самое слабое место». Да и духовность в первой постановке найти было нелегко: многое заслонял лебединый кордебалет, исправно махавший на премьере картонными крыльями, – сейчас такое можно представить разве что в пародии на спектакль! И только имя Полины Карпаковой, вошедшей в историю первой исполнительницей Одетты, говорит нам о том, что история балета началась вовсе не в Санкт-Петербурге. Но именно в городе на Неве белый лебедь «свил себе гнездо». После концерта памяти композитора, состоявшегося в 1894 году в Мариинском театре, на котором Лев Иванов показал лебединую картину, нежную, трогательную и печальную, властитель петербургского балета Мариус Петипа окончательно принял решение поставить спектакль Чайковского на императорской сцене. Премьера состоялась годом позже, в 1895-м. Очень тактичную музыкальную редактуру произвел дирижер и композитор Риккардо Дриго – именно его варианту партитуры «Лебединого озера» следует большинство хореографов. Француз Петипа и русский Иванов (хореографы), итальянец Дриго (дирижер и автор музыкальной редакции) и Пьерина Леньяни в партии Одетты-Одиллии – вот творцы знаменитого мифа «Лебединого озера».
За более чем столетнее существование «Лебединого озера» в Мариинском театре постановку капитально редактировали лишь трижды, что, согласитесь, для балета с более чем вековой историей крайне мало. Наиболее радикальной была, как ни странно, женщина – Агриппина Яковлевна Ваганова, прославленный педагог и отличная солистка (в «Лебедином озере», кстати, лавров не снискавшая). Она постаралась прояснить мистицизм либретто и музыки, представив историю о девушке-лебеде как болезненные галлюцинации начитанного юноши, беспощадно умертвив в финале главных героев без права воскрешения (в спектакле 1896 года Одетта и Зигфрид, погибнув, соединялись в загробном мире). Однако от Вагановой в сегодняшнем спектакле и «лебединый» поворот рук, и танцевальная встреча Одетты и Зигфрида: Агриппина Яковлевна, не удовлетворенная суетливой пантомимой этого эпизода, сочинила очень образную хореографию.
Десять лет спустя другой классик советского балета Федор Лопухов не дал погибнуть главным героям, более того, вернул Одетте человеческий облик – в финале она становилась девушкой. Но и этот спектакль, запомнившийся еще и отличной вариацией Ротбарта, в репертуаре театра продержался лишь пятилетку, и его сменила версия Константина Сергеева, одного из лучших Зигфридов всех времен и народов, в которой верный академическим традициям танцовщик и хореограф соединил все лучшее, созданное для «Лебединого озера» за полвека. И эта постановка сегодня считается классическим образцом. Именно в ней и зафиксировала тогдашняя кинохроника лирический танец Галины Улановой, виртуозный блеск Натальи Дудинской, академическую безупречность Габриэлы Комлевой, мятежную страстность Галины Мезенцевой.
Ольга Федорченко

Премьера балета Петра Чайковского в хореографии Юлиуса Рейзингера – 20 февраля 1877 года, Большой театр, Москва
Премьера балета в хореографии Мариуса Петипа и Льва Иванова – 15 января 1895 года, Мариинский театр
Премьера редакции Константина Сергеева – 8 марта 1950 года, Театр оперы и балета им. С. М. Кирова (Мариинский)

Читайте также:  Озеро красилово алтайский край рыбалка

Продолжительность спектакля 3 часа 10 минут
Спектакль идет с двумя антрактами

Узнать больше об этой постановке, посмотреть фотографии с репетиций и спектаклей можно на виртуальной выставке «Петипа в Мариинском»

Источник



Лебединое озеро

балет в 2-х действиях, 4-х картинах
музыка Петра Ильича Чайковского

Постановщики

Либретто: Владимир Бегичев, Василий Гельцер

Музыкальный руководитель постановки и дирижёр: Евгений Волынский
Дирижеры: Карен Дургарян, Дмитрий Юровский

Хореография: Мариус Петипа, Лев Иванов
Хореографическая редакция: Константин Сергеев, Игорь Зеленский

Педагоги-репетиторы: Лариса Василевская, Владимир Григорьев, Нина Фуралева, Виктория Ряженова, Галина Седова, Анастасия Лифенцева, Максим Гришенков

2 часа 40 минут

Премьера состоялась: 29 мая 2010 года

Гастроли со спектаклем: Париж (Франция, 2010), Мадрид (Испания, 2011), Сеул (Корея, 2012, 2014), Бангкок (Таиланд, 2015)

Репертуар Новосибирского театра невозможно представить без «Лебединого озера». Великий балет Петра Чайковского в хореографии Мариуса Петипа и Льва Иванова выдержал более 1200 представлений, но не потерял свежести и обаяния. Роскошное оформление Луизы Спинателли и участие звезд новосибирской сцены добавляют привлекательности этой испытанной временем постановке.

Действие первое

Картина первая

Во дворец на праздник по случаю совершеннолетия принца Зигфрида собрались его друзья. Беззаботное веселье и радость, вечные спутники юности, наполняют атмосферу торжества.
Владетельная принцесса, мать Зигфрида, — в заботах о будущем сына. Настала пора выбирать принцу невесту. Зигфрид грустит, ему жаль расставаться с безоблачным миром юности.
Владетельная принцесса уходит, и веселье возобновляется. Но Зигфрид не может как прежде предаваться веселым забавам. Одинокий, он замечает прекрасных белых лебедей, и нежное предчувствие влечет его вслед за ними.

Картина вторая

Белые лебеди — заколдованные злым волшебником Ротбартом девушки — обитают на прекрасном озере. Лишь по ночам к ним возвращается человеческий облик.
На берегу озера принц встречает Одетту, королеву лебедей. Ее красота поражает Зигфрида, и он клянется ей в вечной любви и верности, ведь только искреннее и неизменное чувство может спасти девушек от злых волшебных чар.
Близится рассвет; власть Ротбарта разлучает Зигфрида и Одетту.

Действие второе

Картина третья

Бал в замке Владетельной принцессы. Приглашены знатные вельможи с дочерьми — сегодня принц выбирает невесту.
В разгар бала появляется неизвестный рыцарь с красавицей-дочерью. Это Ротбарт с Одиллией, которая поражает Зигфрида сходством с королевой лебедей. С этого мгновенья Одиллия поглощает все внимание принца.
По настоянию Ротбарта, Зигфрид клянется в любви Одиллии, и в тот же миг красавица и злой гений исчезают. Произошло непоправимое, Зигфрид понимает, что был обманут, совершил предательство и погубил Одетту, обреченную отныне на вечный гнет злых чар. В отчаянии он устремляется к лебединому озеру.

Картина четвертая

На берегу озера собираются девушки-лебеди. Одетта потрясена изменой принца. Зигфрид умоляет о прощении — он любит ее одну и произнес клятву верности Одиллии только потому, что видел в ней Одетту. Последняя при виде возлюбленного забывает свое горе и вся отдается радости свидания, но появление Ротбарта прерывает минутное очарование.
Зигфрид должен исполнить данную клятву и жениться на Одиллии, а Одетта с наступлением зари навеки обратится в лебедя.
Одетта предпочитает смерть разлуке с любимым. Зигфрид клянется умереть вместе с ней. Несчастная девушка, в последний раз обняв возлюбленного, вбегает на скалу, чтобы броситься с высоты.
Зигфрид спешит к Одетте и вместе с нею кидается в озеро. Ротбарт падает замертво.

Источник

Adblock
detector